31.03.1714:24

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 30 марта 2017 года

641-30-03-2017

К докладу главы Миссии ОБСЕ

в Республике Молдова М.Скэнлана

 

Уважаемый господин Председатель,

Признательны уважаемому главе Миссии ОБСЕ в Республике Молдова послу Майклу Скэнлану за представленный анализ текущего положения в переговорном процессе по урегулированию конфликта в Приднестровье и доклад о деятельности возглавляемого им полевого присутствия.

Россия в качестве страны-гаранта и посредника в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию заинтересована в продвижении диалога между Кишиневом и Тирасполем, направленного на достижение жизнеспособных решений при содействии международных посредников в формате «5+2». Убеждены, что основой будущей формулы может стать только продуманный и взвешенный компромисс, выработанный самими конфликтующими сторонами.

Настроены содействовать спецпредставителю Действующего председателя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию послу В.-Д.Хайму в обеспечении ритмичности и последовательности работы механизма «5+2». Рассчитываем на скорейший созыв его очередного раунда без предварительных условий. Мотивировать стороны к более активной работе по разрешению актуальных для населения по обоим берегам Днестра проблем мог бы четкий график проведения таких встреч с участием международных посредников и наблюдателей. К сожалению, прошло уже 3 месяца 2017 г., а такого графика мы не видим. Полагаем не до конца верным посыл, что каждый раунд переговоров в формате «5+2» должен завершаться ощутимым результатом, который можно «потрогать» и предъявить общественности. Если бы это было возможно, то переговоры не длились бы более 20 лет, да и нужды в нашем общем посредничестве не возникало бы. Рассматриваем формат «5+2» как авторитетную переговорную площадку, где стороны могут довести до всех свою точку зрения на существующие проблемы и прибегнуть к коллективному разуму посредников и наблюдателей для поиска возможных решений.

Нам импонирует неизменный оптимизм уважаемого посла М.Скэнлана в оценке актуальной ситуации на переговорах по ПДУ. Надеемся, что подобный настрой найдет отражение в эффективности предпринимаемых Миссией ОБСЕ усилий по содействию сторонам в поиске обоюдоприемлемых решений на уровне профильных экспертных рабочих групп и в переговорах политпредставителей сторон. Будем готовы судить о работе полевого присутствия ОБСЕ в зависимости от конкретных результатов на этом центральном для Миссии направлении.

С сожалением констатируем, что на сегодняшний день нет серьезных оснований утверждать о качественных изменениях в переговорном процессе по ПДУ. Показательны в этом плане проблемы с воплощением в жизнь уже достигнутых договоренностей, зафиксированных в протоколе прошлогодней берлинской встречи формата «5+2». Большинство из них пока остаются лишь на бумаге. Повторим, реализация принципиально одобренных решений по социально значимым для населения на обоих берегах Днестра вопросам и проблеме политически мотивированного уголовного преследования является ключевым индикатором подлинной заинтересованности сторон в поиске взаимоприемлемой основы для продвижения на треке политического урегулирования. Удовлетворены шагами приднестровской стороны. Так, лидер Приднестровья объявил о том, что в качестве жеста доброй воли производство уголовных дел в отношении 10 молдавских чиновников прекращено. Приднестровцами решаются вопросы о школах с преподаванием на румынском языке, дубоссарских фермерах. Ожидаем адекватного ответа от Кишинева.

Убеждены, что повысить дисциплину с реализацией согласованных решений позволил бы механизм имплементации достигаемых в рамках формата «5+2» договоренностей. Предлагаем вернуться к проработке соответствующего соглашения, проект которого был представлен российской делегацией в ходе берлинской встречи в прошлом году.

Последовательная и безусловная реализация всех согласованных компромиссов позволила бы повысить доверие между сторонами и стимулировать результативность будущих переговоров, в т.ч. планируемого венского раунда с предлагаемым новым пакетом мер доверия. Готовы содействовать сторонам в выработке взаимоприемлемых договоренностей по указанным темам. Вместе с тем считаем, что не следует избегать и диалога по другим проблемным сюжетам, способным серьезно осложнить процесс урегулирования. В частности, полагаем заслуживающей внимание обеспокоенность Тирасполя в связи с планами Республики Молдова и Украины об установлении совместного таможенно-пограничного контроля в пункте пропуска «Кучурган». Ущерб от этого, по оценкам приднестровцев, может составить более 6% годового ВВП региона. Тот ли это результат, к которому мы должны стремиться? Вызывает удивление и то, что это происходит без консультаций с Тирасполем. Наверное, следовало бы вернуться к общепринятой международной практике и учитывать мнения всех заинтересованных сторон. Это стало бы ярким примером создания реального доверия между берегами Днестра.

Благодарю за внимание.

x
x
Дополнительные инструменты поиска