2.06.1621:27

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 2 июня 2016 года

1062-02-06-2016

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

Содержание

  1. О предстоящем участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в церемонии открытия Одинцовского филиала МГИМО
  2. О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Финляндии Т.Сойни
  3. Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России
  4. О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Палестины Р.Малики
  5. О предстоящем визите в Москву заместителя Премьер-министра, Министра иностранных дел Иордании Н.Джоды
  6. О развитии ситуации в Сирии
  7. О новых антироссийских высказываниях руководства Турции
  8. О миграционной ситуации в Европе
  9. О положении несовершеннолетних беженцев в Турции
  10. О развитии ситуации вокруг экипажа российского судна «Механик Чеботарев»
  11. Об итогах Всемирного гуманитарного саммита
  12. О ситуации в кипрском урегулировании в свете инцидента на Всемирном гуманитарном саммите в Стамбуле
  13. О сохраняющейся проблеме массового безгражданства в странах Балтии
  14. Об антироссийском заявлении Президента Турции Р.Т.Эрдогана
  15. О заявлениях турецких официальных лиц о нормализации двусторонних отношений
  16. О заявлении Президента Турции Р.Т.Эрдогана
  17. О докладе Генерального директора МАГАТЭ относительно соблюдения Ираном своих обязательств по СВПД
  18. О размещении на сайте Посольства России в Варшаве перечня польских населенных пунктов, где были демонтированы памятники советским воинам-освободителям
  19. О введении Украиной санкций в отношении российских СМИ
  20. Об открытии аккаунта Министерства иностранных дел России в «Инстаграм»
  21. Из ответов на вопросы СМИ:
    1. О встрече президентов Азербайджана и Армении
    2. О перспективе совместных военных действий в Сирии
    3. О ситуации в Сирии в контексте наступления месяца Рамадан
    4. О возможной отмене санкций ЕС против России
    5. Об украинских заключенных в Крыму
    6. О вероятности ввода наземных боевых частей РФ в Сирию
    7. О требовании вывести турецкие войска из Ирака
    8. О признании бундестагом ФРГ геноцида армян
    9. О ходе выполнения резолюции СБ ООН по КНДР
    10. О переименовании проспекта в Киеве и открытии памятника в Ереване
    11. О ситуации вокруг НКУ
    12. О предложении создания христианского региона на территории Сирии и Ирака
    13. О визите Б.Нетаньяху в Россию
    14. О возможности въезда граждан России в Армению по внутренним паспортам
    15. О дополнительных ограничениях в отношении КНДР
    16. О сапсанах, живущих на шпиле МИД России

 

О предстоящем участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в церемонии открытия Одинцовского филиала МГИМО

 

3 июня Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в церемонии открытия Одинцовского филиала МГИМО МИД России.

Планируется, что в торжественном мероприятии примут участие Губернатор Московской области А.Ю.Воробьев, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С.Кравцова, Ректор МГИМО МИД России, Академик РАН А.В.Торкунов. Состоится вручение знамени МГИМО директору филиала С.К.Васильеву.

Расширение деятельности МГИМО путем открытия филиала свидетельствует о традиционно высоком авторитете нашего подведомственного ВУЗа, широкой востребованности предоставляемых им образовательных услуг. В текущем учебном году в Одинцовском филиале МГИМО был открыт набор на программы бакалавриата, магистратуры и среднего профессионального образования. Кроме того, начинает работу Горчаковский лицей МГИМО для учащихся 10-х и 11-х классов.

В этот же день под председательством Министра иностранных дел России С.В.Лаврова состоится заседание Наблюдательного совета МГИМО МИД России. Планируется, в частности, заслушать информацию Губернатора Московской области А.Ю.Воробьева о деятельности Одинцовского филиала МГИМО по переподготовке и обучению государственных гражданских служащих Московской области.

 

Обратно к оглавлению

 

О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Финляндии Т.Сойни

 

6 июня Министр иностранных дел Финляндии Т.Сойни посетит Москву по приглашению Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Это первый визит главы финского внешнеполитического ведомства в Россию с момента его вступления в должность в мае 2015 г.

Отмечаем, что российско-финляндские отношения традиционно характеризуются регулярным и насыщенным политдиалогом, наше сотрудничество носит равноправный, взаимовыгодный и многоплановый характер, опирается на прочные торгово-экономические связи, совместную работу по обеспечению функционирования государственной границы между двумя странами, динамичное межрегиональное и приграничное сотрудничество, контакты между людьми.

Россия и Финляндия конструктивно взаимодействуют на площадке ООН, в других международных структурах, а также в региональных форматах на севере Европы и в Арктике, таких, как Совет государств Балтийского моря, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Арктический совет, «Северное измерение».

 

Обратно к оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в заседании Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России

 

7 июня под председательством Министра иностранных дел России С.В.Лаврова состоится очередное, XXVII заседание Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России.

На повестку дня предстоящего мероприятия вынесена тема развития интеграционных процессов на пространстве Евразийского экономического союза и их влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации. Участники заседания обсудят вопросы интенсификации и углубления сотрудничества субъектов Российской Федерации с партнерами из государств-членов ЕАЭС. Запланированы выступления члена коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Т.Д.Валовой, губернаторов Новосибирской и Челябинской областей.

По итогам заседания будут приняты рекомендации субъектам Российской Федерации, федеральным министерствам и ведомствам относительно повышения уровня межрегиональной кооперации, укрепления форматов двустороннего взаимодействия и эффективного использования возможностей, предоставляемых реализацией положений Договора о ЕАЭС.

 

Обратно к оглавлению

 

О переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Палестины Р.Малики

 

8 июня состоятся переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Государства Палестина Р.Малики, который посетит Москву с рабочим визитом.

В ходе встречи в центре внимания будет находиться проблематика палестино-израильского мирного процесса в свете намеченного на 3 июня форума по ближневосточному урегулированию в Париже. Россию на этом мероприятии будет представлять спецпредставитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации М.Л.Богданов. Особое внимание планируется уделить складывающейся непростой ситуации на палестинских территориях, а также перспективам восстановления межпалестинского единства. Отдельно будут затронуты актуальные вопросы двустороннего российско-палестинского сотрудничества в различных областях.

Намеченный визит главы внешнеполитического ведомства Палестины Р.Малики осуществляется в рамках систематических российско-палестинских политических контактов, позволяющих регулярно проводить «сверку часов» по темам, представляющим взаимный интерес и по региональной проблематике.

Россия продолжает активно работать, прежде всего, в рамках СБ ООН и ближневосточного «квартета» международных посредников, в целях поиска путей возобновления прямого диалога между палестинцами и израильтянами. Исходим из того, что всеобъемлющее, справедливое и устойчивое урегулирование этой застарелой проблемы необходимо, прекрасно понимаем, насколько необходимо решение или приближение к решению этой проблемы сегодня. Всеобъемлющее, устойчивое урегулирование должно быть достигнуто на основе известной международно-правовой базы, предусматривающей создание независимого палестинского государства, живущего в мире и безопасности со своими соседями.

 

Обратно к оглавлению

 

О предстоящем визите в Москву заместителя Премьер-министра, Министра иностранных дел Иордании Н.Джоды

 

9 июня состоится рабочий визит в Москву заместителя Премьер-министра, Министра иностранных дел Иорданского Хашимитского Королевства Н.Джоды.

Запланированы переговоры Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и Министра иностранных дел Иордании Н.Джоды, в ходе которых будет обсуждаться широкий спектр региональных и международных проблем, а также комплекс актуальных вопросов двусторонних отношений. Центральное место, как ожидается, займет складывающаяся ситуация и обстановка вокруг в Сирии в контексте участия наших двух стран в деятельности Международной группы поддержки Сирии (МГПС). Среди других основных тем – развитие обстановки в Ираке и международные усилия по противодействию ИГИЛ и другим террористическим группировкам, а также перспективы палестино-израильского урегулирования, одним из ключевых региональных участников которого остается Амман.

Отмечаем, что активный диалог между главами внешнеполитических ведомств России и Иордании носит насыщенный характер, регулярно осуществляются контакты. Этот диалог отличается высокой степенью доверительности, наличием подчеркивающих близость либо совпадение подходов двух наших стран по многим актуальным международным и региональным проблемам.

 

Обратно к оглавлению

 

О развитии ситуации в Сирии

 

Констатируем, что в Сирии сохраняется значительный уровень напряженности. Тем не менее, режим прекращения боевых действий (РПБД) в целом поддерживается. Продолжаются активные российско-американские контакты с целью его укрепления. Главная задача – добиться размежевания между вооруженными формированиями, которые соблюдают РПБД, и террористическими группировками – т.е. разведения, которое должно было произойти достаточно давно, но пока не происходит. Если вы следите за российско-американскими контактами, в т.ч. телефонными переговорами Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и Госсекретаря США Дж.Керри, то можете вспомнить, что эта проблематика российской стороной ставится на регулярной основе. Это является залогом успешного продвижения вперед. Не менее важно при этом обеспечить закрытие турецко-сирийской границы для незаконных поставок оружия и трафика боевиков, регулярно пополняющих ряды террористов.

Внимательно следим за развитием обстановки к северу от Алеппо, где в результате наступления ИГИЛ оказался разрезан надвое анклав, контролируемый различными отрядами антиправительственных сил. На помощь жителям г.Мареа, взятого террористами в осаду, пришли курдские ополченцы, которые обеспечили эвакуацию раненых и местных жителей, пожелавших покинуть это место. Шокировали распространенные рядом СМИ кадры, снятые в местах боев между игиловцами и противостоящими им т.н. «умеренными», главным образом из группировки «Ахрар Аш-Шам». Тот, кто видел эти кадры, может сделать соответствующий вывод относительно того, что действительно представляет собой «умеренная» оппозиция, в «умеренности» которой нас так долго убеждали. В частности, вы могли видеть фото улыбающихся боевиков из «Ахрар Аш-Шам», которые демонстрировали только что отрезанные головы боевиков ИГИЛ. Одни других стоят – игиловцы стоят «умеренных» оппозиционеров, которые никакие не «умеренные», а настоящие боевики.

В последние дни курдские ополченцы, приостановив лобовое продвижение в направлении неофициальной столицы ИГИЛ города Ракки, предприняли неожиданный обходной маневр, двинувшись одновременно к югу вдоль восточного берега реки Евфрат и к северу на г.Менбидж – вдоль западного берега. В случае успеха этих действий наступающие сумеют перерезать основные дороги, связывающие Ракку с ним из участков турецкой границы.

С сожалением приходиться констатировать, что ангажированные СМИ по-прежнему не могут объективно взглянуть на ситуацию, в истеричном плане используют проблематику гуманитарных поставок в регион. Как мы понимаем, пытаются тем самым обвинять сирийскую и российскую авиацию в ударах по госпиталям и жилым кварталам Идлиба и Алеппо, в гибели мирных жителей. По сути, их основная цель – попытка защитить от разгрома террористов «Джабхат ан-Нусры», которые продолжают руководить рядами антиправительственных сил, прячась за спинами других группировок и выставляя в качестве «живого щита», не гнушаясь и используя для этого мирных сирийцев. На западе провинции Алеппо они, в частности, действуют под прикрытием руководимой ими коалиции «Джейш Аль-Муджахедин». «Нусровцы» возобновили интенсивные артобстрелы курдского района Шейх Максуд в городе Алеппо. Можно сделать определенный вывод и сказать, что эта порочная смычка должна быть как можно скорее разорвана. Вновь призываем к активизации широкого международного взаимодействия в борьбе с терроризмом в Сирии, включая «Джабхат ан-Нусру». Больше нет времени и возможностей для того, чтобы называть боевиков «умеренной» оппозицией.

В контексте политического урегулирования сирийского кризиса не прошел незамеченным «спектакль» с мнимой отставкой 29 мая «главного переговорщика» т.н. «Высшего комитета по переговорам» (ВКП) сирийской оппозиции, приложившего максимум усилий по саботированию хрупкого процесса межсирийского диалога в Женеве под эгидой ООН. М.Аллюш, представляющий в ВКП радикальную группировку «Джейш аль-Ислам», заявил, что уходит в знак протеста против нежелания международного сообщества «почувствовать важность прекращения кровопролития в Сирии». У этих людей, в частности у него, хватает наглости делать такие заявления. Таким образом, этот экстремист сделал соответствующую заявку о себе как о представителе «гуманистических идей». Напомню, что именно «Джейш Аль-Ислам» несет ответственность за большинство неизбирательных ракетно-минометных обстрелов Дамаска, жертвами которых становятся гражданские лица, включая женщин и несовершеннолетних. В этом случае «гуманистический взгляд» опускается и собственные действия не замечаются. Именно эта группировка в союзе с прочими джихадистами устраивала показательные расправы над христианами и алавитами, а также неоднократно обстреливала из минометов Посольство России в Сирии. Как позже выяснилось, М.Аллюш так и не вышел из состава ВКП и намерен далее продолжать участие в работе делегации Комитета в Женеве, но не в качестве «главного переговорщика».

По нашему глубокому убеждению, политический переговорный путь является единственным, именно он открывает возможность преодоления внутреннего конфликта в Сирии. Это наша принципиальная оценка, от которой мы не отходим. Этот процесс требует серьезного и конструктивного отношения со стороны всех его участников. Попытки превращать «женевскую площадку» в сцену для какого-то «дешевого самопиара» рассматриваем как неуважение к международному сообществу. Очень много сил и возможностей, в т.ч. материальных было положено для того, чтобы запустить мирный процесс. Но важнее всего, конечно, жизни людей, которые продолжают погибать в связи с тем, что личные амбиции ряда представителей оппозиции доминируют не столько над политическими процессами, сколько над здравым смыслом. Такие действия недопустимы, должны и будут пресекаться. 

 

Обратно к оглавлению

 

О новых антироссийских высказываниях руководства Турции

 

Хотела прокомментировать новые высказывания руководства Турции по проблематике сирийского урегулирования. Как вы знаете, на днях турецкие власти вновь отметились очень жесткой риторикой. В очередной раз Анкара не постеснялась озвучить заведомо ложную информацию о якобы нанесении ВКС России авиаударов по гражданским объектам и мирным жителям в сирийской провинции Идлиб. При этом, как и ранее, не приводится никаких доказательств и ссылок на достоверные источники информации. Как мы понимаем, подобные заявления основаны исключительно на сфабрикованных сообщениях сомнительных ресурсов типа лондонской «Обсерватории прав человека в Сирии». Как известно, подобные структуры богаты на подобные антироссийские клише. С удовольствием приводим достоверную информацию наших коллег из Министерства обороны России. Никаких боевых задач, а тем более нанесения ударов в провинции Идлиб российская авиация не выполняла.

На этом фоне, конечно, еще более нелепыми выглядят обвинения Анкары в нарушении Россией принципов политического урегулирования и соглашения о прекращении огня в Сирии. Хотелось бы напомнить, что именно наша страна стояла у истоков перемирия. Вспомните заявления годичной давности американских и европейских коллег, я уже говорила о региональных игроках. О каком перемирии они говорили год-полтора назад? Мы слышали только одну мантру о том, что президент Сирии Б.Асад должен уйти. Все попытки вернуть их к тексту Женевского коммюнике 2012 г. были тщетными, они не хотели слышать и вспоминать то, что подписали. Если бы это был единичный факт, то можно было бы сказать, что недостойно (в данном случае ни о каком достоинстве речь не идет) говорить о том, что Россия нарушает перемирие. Россия стояла у истоков перемирия, установленного в соответствии с Совместным заявлением России и США как сопредседателей Международной группы поддержки Сирии (MГПС). Кстати, Турция участвует в ее работе. Помимо осуществляемого в координации с американскими партнерами и Целевой группой МГПС мониторинга режима прекращения боевых действий российским военным удалось вовлечь в процесс национального примирения 128 сирийских населенных пунктов и 60 незаконных вооруженных формирований сирийской оппозиции – это впечатляющие результаты. Россия объективно не может быть заинтересована в срыве собственных усилий, тем более на них было положено столько времени и возможностей. Ни для кого не секрет, что главными нарушителями режима прекращения огня являются экстремистские группировки, содействие и покровительство которым оказывают, к сожалению, нынешние турецкие власти.

Если бы не совершаемые Турцией преступления, связанные с вооруженным вмешательством в дела соседней страны и выливающиеся в поддержку террористических организаций в угоду нереализованным геополитическим амбициям, то мирное урегулирование в САР было бы достигнуто гораздо быстрее. И это не просто слова. За доказательствами далеко ходить не надо – достаточно посмотреть на причины, побудившие Анкару поместить в тюрьму неугодных журналистов, зафиксировавших поставки турецким правительством вооружений и боеприпасов в Сирию. Теперь это нормальный метод для Анкары, чтобы разбираться с людьми, которые говорят и представляют альтернативную точку зрения внутри страны.

Рассчитываем, что очередные антироссийские вбросы и заявления, которые делает турецкое руководство, не отвлекут внимание международного сообщества от деструктивной линии Турции в сирийских делах, постоянно идущей карательной операции, проводимой властями против собственных граждан на юго-востоке страны, планомерного удушения свободы слова.

 

Обратно к оглавлению

 

О миграционной ситуации в Европе

 

Внимательно следим за развитием проблемы, связанной с массовым прибытием в Европу беженцев из региона Ближнего Востока и Северной Африки. Она, как известно, стала следствием безответственного и недальновидного вмешательства во внутренние дела суверенных государств в целях их дестабилизации и насильственной смены неугодных режимов.

Обратили внимание на данные Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев о том, что только на прошлой неделе в Средиземном море погибло около 880 беженцев, из них как минимум 40 детей. С начала 2016 г. в Средиземном море утонуло порядка 2,5 тыс. человек, что на 700 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По оценкам Международной организации по миграции, в период с января по май 2016 г. в Грецию прибыли более 156 тыс. беженцев и мигрантов, в Италию – 37 тыс., в Испанию – 1063 человек.

Данная ситуация не может не вызывать у нас серьезной озабоченности. Согласны с Верховным комиссаром ООН по делам беженцев Ф.Гранди в том, что стоящие перед Евросоюзом миграционные проблемы не являются уникальными – другие страны принимают гораздо больше вынужденных мигрантов, при этом не располагая такими возможностями, как ЕС.

Отмечаем, что недавние договоренности о коллективном возвращении мигрантов из ЕС без четкого обеспечения гарантий их защиты в соответствии с международным правом вызывают серьезную обеспокоенность ряда профильных международных организаций, НПО и общественных деятелей. Призываем наших европейских коллег более ответственно подходить к своим международным обязательствам в данной сфере. Вы апологеты правочеловеческой проблематики. Будьте добры применять ее в отношении себя и своих обязательств.

Полагаем, что даже в условиях массового экстренного прибытия людей важно не допустить «размывания» института убежища. Необходимо четко проводить различие между беженцами по смыслу Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. и нелегальными экономическими мигрантами, которые попросту используют сложившуюся ситуацию.

Кроме того, считаем необходимым создание дополнительных каналов законной миграции, обеспечение надлежащего контроля за миграционными потоками, пресечение криминальных действий со стороны мигрантов, налаживание механизмов реадмиссии. Законодательная база для этого имеется. У ЕС есть опыт анализа действий соседних стран. Для анализа своих собственных шагов ЕС может пригодиться опыт чужих ошибок, либо чужих действий. При этом необходимо сделать все, чтобы исключить возможность для проникновения в европейские страны террористов вместе с людьми, действительно нуждающимися в помощи – это серьезнейшая проблема, мы неоднократно обращали на нее внимание.

Россия выступает за активизацию и координацию усилий международного сообщества в целях нахождения политических решений продолжающихся конфликтов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки и противодействия международному терроризму, прежде всего «Исламскому государству», на общепризнанной международно-правовой основе и при ключевой роли ООН.

Основная задача на сегодняшний день заключается в устранении первопричин нынешнего миграционного кризиса, прежде всего через достижение мирного урегулирования в Сирии, Ливии и Ираке. Отмечаем, что осознание этого постепенно приходит к нашим европейским коллегам.

Шаг номер один – мирное урегулирование. Не менее важным моментом является содействие странам исхода мигрантов в социально-экономическом развитии – это шаг номер два. Социально-экономическое развитие и государственное строительство – следующий чрезвычайно важный этап. Полагаем, что государства, активно участвовавшие в развязывании упомянутых конфликтов, должны нести первоочередную ответственность за оказание гуманитарной помощи их жертвам.

 

Обратно к оглавлению

 

О положении несовершеннолетних беженцев в Турции

 

Мы уже поднимали тему о положении несовершеннолетних беженцев в Турции, слышали попытки наших коллег из Анкары оправдаться. Хорошо, что они нас слышат, мы будем говорить еще. Хотели бы вновь вернуться к теме о положении несовершеннолетних беженцев в Турции. Кажется, что, к сожалению, кроме нашей страны, этот вопрос мало кого интересует из руководства европейских стран, хотя они всегда были озабочены правочеловеческой проблематикой. Нужно сказать, что они в этом одиноки, потому что как раз представители западных общественных кругов, НПО, СМИ все чаще говорят об этой проблеме.

В частности, на этот раз итальянские журналисты и правозащитники обратили внимание на то, что согласно их информации на турецких предприятиях, продукция которых, кстати, экспортируется в страны ЕС, используется детский труд в качестве дешевой рабочей силы. Речь идет о порядке 800 тыс. несовершеннолетних, которые вынуждены работать по 12 часов в день для того, чтобы прокормить себя и помочь своим семьям. Их ежедневный заработок не превышает 1,5 евро в день. Журналисты в своих публикациях отмечают, что некоторые текстильные компании уже признали факт использования труда детей и приняли необходимые меры. Большинство же из них продолжает отмалчиваться, видимо из-за лояльности к этому вопросу властей Турции. 

Кроме того, итальянские правозащитники говорят и о другой составляющей этой проблемы – распространенной в Турции сексуальной эксплуатации детей и считают, что случай в турецком лагере «Низип», где жертвами сексуального насилия стали не менее 30 несовершеннолетних беженцев, не является единичным. 

Политический истеблишмент Европы предпочитает не обращать на эти вещи серьезного внимания, не раздувать их, обходить стороной, полагать, что единичный случай – не системный вопрос. На самом деле беженцы в Турции живут на положении угнетенных и бесправных людей (людей ли?). В вопросе сексуального насилия речь идет уже не столько о правах человека, а о том, люди мы или нет, если не замечаем таких вещей. К сожалению, складывается впечатление, что для Европы куда важнее сокращение миграционного потока. За это они готовы закрыть глаза и не видеть очень многое. Удивительно, что такая животрепещущая тема, как судьба детей, похоже, не слишком беспокоит Брюссель и брюссельский официоз. А если беспокоит, то почему мы вас не слышим? Это что тоже то обсуждение, которое проходит за закрытыми дверями? Вопрос, который нельзя вынести на публику? Мы полагаем, что это требует колоссального внимания общественности и СМИ и, в конце концов, отчета наших европейских коллег о том, какие меры они предпринимают, чтобы предотвращать подобные вещи. Когда мы слышим о каких-то моральных стандартах, которые предъявляют страны ЕС своим соседям, хочется спросить, а применяете ли вы их к себе или исключаете себя из тех документов, которые сами приняли? Где чувство сострадания и сочувствия к тем, кто действительно испытывает лишения, в т.ч. и дети? Надеемся, что эта тема получит отклики, и мы услышим публичные заявления наших европейских коллег.

 

Обратно к оглавлению

 

О развитии ситуации вокруг экипажа российского судна «Механик Чеботарев»

 

Мы регулярно информируем вас о ситуации вокруг экипажа российского танкера «Механик Чеботарев». Продолжаем работу по освобождению остающихся в Ливии членов экипажа судна. В частности, 31 мая Посол России И.Н.Молотков, находясь в Триполи, обсуждал эту тему с Премьер-министром Ливии.

Держим эту тему под контролем и будем продолжать это делать. 

 

Обратно к оглавлению

 

Об итогах Всемирного гуманитарного саммита

 

23-24 мая в Стамбуле прошел Всемирный гуманитарный саммит. Он состоялся по инициативе Генерального секретаря ООН. По информации Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), в нем приняли участие более 9 тысяч участников гуманитарной деятельности, включая 55 глав государств и правительств, а также представители международных организаций, НПО, частного сектора, научных кругов из 173 стран-членов. Понимаю, что это звучит сюрреалистично – проводить подобный саммит в Стамбуле, с учетом того, что я минуту назад озвучивала информацию о беженцах на территории Турции. Видимо, это жизнь.

Российская сторона была представлена межведомственной делегацией во главе с заместителем министра МЧС России С.И.Вороновым.

Обсуждены пути укрепления системы международного реагирования на чрезвычайные гуманитарные ситуации, вызванные стихийными бедствиями и вооруженными конфликтами. Центральным стал тезис о необходимости скоординированных усилий международного сообщества по предотвращению и урегулированию конфликтов в качестве основы для снижения гуманитарных потребностей населения.

Выступления российских представителей в ходе пленарного заседания и двух министерских «круглых столов» использовались для доведения ключевых подходов России к снижению нагрузки на глобальную систему гумреагирования через политическое урегулирование конфликтов. Мы также продемонстрировали потенциал и усилия нашей страны как важного и ответственного донора многосторонних и двусторонних программ гумпомощи странам, пострадавшим от стихийных бедствий.

При этом выбранный организаторами ВГС непрозрачный подход к его подготовке, включая разработку без участия стран-участниц так называемых добровольных «обязательств» в гуманитарной сфере, на наш взгляд, был контрпродуктивен. Ряд из них вообще выходят далеко за рамки международного гуманитарного реагирования и задач саммита: отказ постоянных членов СБ ООН от использования в определенных случаях права вето, ограничение государствами своего суверенитета ради обеспечения срочного «гуманитарного доступа», обеспечение конкретных объемов финансирования на гуманитарные нужды. Это привело к тому, что поддержать такие обязательства согласились далеко не все государства-члены, включая Россию. О наших подходах мы говорили еще накануне саммита. Это не было сюрпризом.

Это был не единственный «промах» организаторов саммита. Мы еще скажем о некоторых вещах, с которыми нам сложно мириться.

Считаем недопустимыми действия турецких властей, которые фактически узурпировали право хозяев саммита и отказались допустить для участия в ВГС правительственную делегацию Сирии. Это страна, с которой связано 40% общего объема международных гуманитарных потребностей. Сирия является таким же членом ООН, как и другие государства. Никто не ставил вопрос о присутствии Сирии и сирийской делегации во всех органах ООН. Этот форум не был организован единолично турецкой стороной – это ооновский форум. Мы делаем соответствующие выводы.

Рассматриваем как провокацию и приглашение на мероприятие лидера турок-киприотов М.Акынджи, что идет вразрез с подходами международного сообщества по кипрскому урегулированию.

Эти действия расцениваем как безответственное нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях, а также правил и процедур участия государств-членов ООН в организуемых под эгидой Организации мероприятиях.

Вызывает также сожаление, что главы делегаций Украины и Грузии использовали трибуну саммита для очередных беспочвенных обвинений в адрес России. Категорически не приемлем подобные заходы и полагаем, что они достигают только одной цели – политизации гуманитарной повестки дня.

Что касается дальнейшего процесса по итогам саммита, то мероприятие призвано стать основой для дальнейших предметных межправительственных переговоров по всему спектру международной гуманитарной повестки дня, которые начнутся уже в текущем году.

 

Обратно к оглавлению

 

О ситуации в кипрском урегулировании в свете инцидента на Всемирном гуманитарном саммите в Стамбуле

 

Мы с сожалением узнали о возникших новых препятствиях не протокольного характера. Речь идет о переговорном процессе под эгидой ООН по урегулированию на Кипре.

Причиной послужило приглашение лидера турко-кипрской общины острова М.Акынджи для участия в мероприятии в рамках Всемирного гуманитарного саммита в качестве «президента Турецкой республики северного Кипра». К тому же в ходе саммита окружением Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна была запланирована его встреча с главой турок-киприотов, причем без уведомления руководства греко-кипрской общины. У нас возникает вопрос, насколько высокопоставленные чиновники ООН, которые отвечают за это направление, заботятся о соблюдении Организацией резолюций ее же Совета Безопасности, согласно которым единственным международно-признанным правительством на острове является Правительство Республики Кипр.

В нынешних условиях, когда межобщинные переговоры по Кипру находятся на весьма непростой стадии, хотели бы обратить внимание руководства ООН на необходимость строгого и последовательного уважения собственных решений Организации и проведения беспристрастной линии в кипрских делах. При этом, разумеется, не должно возникать никаких сомнений относительно признанного ООН статуса Республики Кипр.

 

Обратно к оглавлению

 

О сохраняющейся проблеме массового безгражданства в странах Балтии

 

Мы не могли не заметить возобновившиеся в Латвии дискуссии и обсуждения тематики массового безгражданства. К сожалению, однако, пока мы не видим конкретного желания разобраться и объективно оценить неприемлемую ситуацию в этой сфере. Более 12 % населения или 250 тыс. жителей страны по-прежнему полностью лишены целого ряда основополагающих политических, в том числе избирательных, и социально-экономических прав.

Принимаемые меры, в т.ч. законодательные, в принципиальном плане не улучшают ситуацию. Да, статистически количество лиц без гражданства хотя и медленными темпами, но уменьшается. Но настораживает другое: сокращение идет не вследствие приобретения гражданства или улучшения правочеловеческой проблематики, а из-за убыли русскоязычного населения.

Нельзя не отметить, что это позорное для современной Европы явление характерно и для соседней Эстонии, где насчитывается более 80 тыс. неграждан.

Обращаем внимание на то, что неблагополучное положение дел в правозащитной сфере в государствах Прибалтики подтверждают многочисленные критические рекомендации профильных международных организаций, включая Совет Европы. Даже со стороны ближайших союзников прибалтов – американцев – звучат призывы скорее решать вопрос с безгражданством. Об этом, в частности, заявил в своем недавнем интервью латвийским СМИ представитель Госдепартамента США Д.Бейкер. Но эти призывы, в том числе от ближайших союзников остаются неуслышанными.   

Такое ощущение, что есть негласное понимание того, что «мы будем вас критиковать, но вы можете делать все, что хотите». У наших западных коллег есть все рычаги влияния для того, чтобы решить этот вопрос. По крайней мере, если была бы истинная заинтересованность в его решении, это было бы сделано.

Со своей стороны будем продолжать привлекать внимание международного сообщества к данной проблематике до тех пор, пока ситуация кардинально не улучшится.

 

Обратно к оглавлению

 

Об антироссийском заявлении Президента Турции Р.Т.Эрдогана

 

Мы пониманием, что нынешнему руководству Турции очень сложно отказаться от попыток объяснять все свои внутренние проблемы некими внешними факторами. На фоне неутихающего гражданского конфликта с курдским населением Президент Турции Р.Т.Эрдоган не нашел лучшего способа оправдать усиление карательной операции на юго-востоке страны, чем обвинить Россию в поставках оружия Рабочей партии Курдистана. Что сказать? Даже в этом зале мы неоднократно говорили о поставках. Все эти заявления Анкары – очередной вымысел и ерунда, которые не имеют ничего общего с действительностью. Россия, в отличие от Турции, нелегальными поставками оружия и боеприпасов не занимается.

Отдельные виды вооружений официально поставляются российской стороной курдскому ополчению «пешмерга» в Ираке, но по согласованию с центральным правительством в Багдаде. Об этом говорили представители наших загранучреждений в стране, представители Центра в Москве, мы отвечаем на эти вопросы прозрачно. Цель — оказание содействия иракским курдам в их борьбе против ИГИЛ, которая также не скрывалась. Подобного рода помощь оказывают Эрбилю многие страны, в том числе и Турция.

Призываем Анкару, вместо того, чтобы тратить усилия на поиски внешних врагов, обеспечить необходимые условия для возращения на путь мирного урегулирования курдского вопроса, как бы тяжело это не было, а также предпринять действенные меры по перекрытию транзита боевиков, оружия и химических веществ через свою территорию в соседнюю Сирию.

 

Обратно к оглавлению

 

О заявлениях турецких официальных лиц о нормализации двусторонних отношений

 

На днях официальные лица Турции вновь заявили, что рассчитывают на скорое восстановление российско-турецких отношений. Смешные они! Делают такое количество заявлений, которые не соответствуют действительности, по большому счету, порочат нашу страну. Мы дезавуируем это практически в ежедневном режиме на всех уровнях. А потом они говорят, что очень хотят улучшения двусторонних отношений! 

В частности, Министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу предложил создать некую совместную рабочую группу по нормализации отношений. Вы сначала хотя бы  скорректируйте свои заявления, а потом уже говорите о какой-то возможной нормализации. Хотя бы внутри определитесь, что вы делаете: ругаете ли вы Россию, постоянно делая заявления, несоответствующие действительности, либо начинаете задумываться о том, как вам исправлять ситуацию. Эти два процесса несовместимы.   

Как уже сказал Пресс-секретарь Президента Российской Федерации Д.С.Песков, никакая рабочая группа решить проблему кризиса в двусторонних отношениях не может. Непонятно, на чем основан оптимизм официальной Анкары. Все наши условия для постановки вопроса о восстановлении двусторонних отношений озвучивались многократно. Еще один раз о них рельефно сказал Министр иностранных дел России С.В.Лавров в ходе интервью «Комсомольской правде».

Еще раз хотим подчеркнуть, что ответственность за нынешний кризис полностью лежит на руководстве Турции. Именно от него мы ожидаем конкретных шагов по урегулированию возникшего не по нашей вине кризиса.

 

Обратно к оглавлению

 

О заявлении Президента Турции Р.Т.Эрдогана

 

Каждый день мы читаем заявления турецких представителей. Из последних – заявление Президента Р.Т.Эрдогана относительно того, что Россия «променяла прекрасные отношения из-за пилота, который совершил ошибку. По этой или другой причине Россия приносит в жертву такую огромную страну, как Турция».

В этой фразе нас удивило, а, может быть, даже потрясло то, что это какая-то абсолютная бессистемность и отсутствие «оперативной» памяти у турецких официальных лиц относительно того, какие заявления они уже делали по этому вопросу. Если официальные турецкие лица поручат своим многочисленным помощникам собрать свои цитаты, начиная с 24 ноября, то получат просто «абракадабру». Каждый день делаются заявления, которые противоречат друг другу. Теперь они начали говорить об ошибке пилота. До этого они говорили абсолютно противоположные вещи. Сначала речь шла о том, что они не знали, что это был российский бомбардировщик. Затем утверждалось, что они поступили бы точно так же вне зависимости от того, какой стране принадлежит это воздушное судно. Такие противоречивые заявления делались постоянно и в огромном количестве.

Мы решили разобраться хотя бы с этой цитатой, ведь она идет на фоне заявлений Анкары относительно желания нормализовать отношения. Мы и, кажется, вся турецкая блогосфера задались вопросом, о каком пилоте идет речь. Банальный вопрос: об ошибке какого пилота говорит Р.Т.Эрдоган? Об ошибке российского пилота? Этого не может быть – он не совершал ошибки, потому что в соответствии с достигнутыми договоренностями мы действовали в абсолютной координации с нашими американскими коллегами, которые возглавляют соответствующую коалицию, куда входит Турция. Соответственно, о всех наших действиях мы предупреждали наших американских партнеров, которые обязались проинформировать всех членов коалиции. Ни о какой ошибке российского пилота не может быть речи.

Тогда, может быть, турецкая сторона говорит об ошибке турецкого пилота? Для этого мы позвонили в Посольство Турции в Москве, в котором сначала взяли паузу, а потом сказали, что они это не комментируют. Мы сказали, что речь идет о заявлении турецкого Президента, не могли бы они нам объяснить, какого пилота он имел в виду. Как и нам, вам это покажется странным, в Посольстве сказали, что они этот вопрос не комментируют. То есть, в Москве турецкие дипломаты не знают, о каком пилоте говорил их президент. Так не бывает. Я понимаю, что они, наверное, боятся  делать какие-то выводы. Но эти слова звучат на фоне заявлений относительно возобновлений отношений. Вы хотя бы определитесь с тем, что говорит ваш президент.

Вопрос о том, какого пилота имел в виду Р.Т.Эрдоган,  остается открытым.

 

Обратно к оглавлению

 

О докладе Генерального директора МАГАТЭ относительно соблюдения Ираном своих обязательств по СВПД

 

27 мая Генеральный директор МАГАТЭ Ю.Амано выпустил очередной доклад о проверочной и мониторинговой деятельности в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы и резолюции 2231 СБ ООН. Главный вывод – Иран в полном объеме выполняет взятые на себя обязательства, и его ядерная программа развивается строго в соответствии с параметрами СВПД.

Считаем также важным заключение Ю.Амано о ведущейся Агентством работе в интересах подтверждения отсутствия в Иране незаявленной ядерной деятельности и незаявленного ядерного материала. Рассчитываем, что это позволит МАГАТЭ не затягивая сделать вывод об исключительно мирном характере усилий Тегерана в ядерной области, что является главной задачей СВПД и резолюции 2231.

 

Обратно к оглавлению

 

О размещении на сайте Посольства России в Варшаве перечня польских населенных пунктов, где были демонтированы памятники советским воинам-освободителям

 

На сайте Посольства России в Варшаве размещен регулярно пополняемый перечень населенных пунктов Республики Польша, в которых за период, начиная с 2014 г., демонтированы памятники советским воинам- освободителям. К этой теме у нас пристальное внимание. Соответствующие односторонние решения местных властей являются грубым нарушением целого ряда подписанных Польшей международно-правовых документов, включая Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве от 22 мая 1992 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области науки и образования от 25 августа 1993 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о захоронениях и местах памяти жертв войн и репрессий от 22 февраля 1994 г., Конвенцию Совета Европы об охране архитектурного наследия Европы от 3 октября 1985 г., а также Венскую конвенцию о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.

Публикация такого перечня представляется своевременной в условиях, когда в Польше с благословения властей продолжается «война» против российского военно-мемориального наследия и осуществляется планомерная и неприкрытая фальсификация совместных страниц истории наших стран. Считаем в этой связи важным напомнить, что руководство польских муниципальных образований несет ответственность за глумление над памятью советских воинов, павших за освобождение Европы от фашизма, а также за попрание как норм международного права, так и обычной человеческой морали. В свою очередь, российская общественность, которая в последнее время проявляет к этой теме действительно очень серьезный интерес, делает правильно. Она также возмущена шагами Варшавы и имеет право знать, где именно принимаются подобные решения в отношении наших памятников, а также делать соответствующие выводы.

 

Обратно к оглавлению

 

О введении Украиной санкций в отношении российских СМИ

 

Украинские власти приняли решение о введении санкций в отношении группы руководителей и журналистов ряда ведущих российских СМИ. Это, конечно, новое свидетельство последовательного практикуемого в этой стране с момента политического переворота 2014 г. игнорирования всех норм, международных правил по правочеловеческой проблематике и в сфере защиты свободы слова. Политически мотивированные решения о введении либо о снятии санкций в отношении журналистов, деятелей искусств  и  общественных активистов иностранных государств наглядно демонстрируют болезненное неприятие официальным Киевом любых альтернативных точек зрения. 

К сожалению, официоз никак не может осознать, что принадлежность к Европе, о чем они говорят, основывается не на географическом  местоположении. В первую очередь, речь идет о приверженности демократическим ценностям, важнейшей из которых является право  на собственное мнение и его выражение. 

Все это происходит при полном попустительстве и замалчивании реального положения дел на Украине и бездействия руководства западных стран, которые осуществляют прямое покровительство. Отмечаем двойственную политику, избирательность международных правозащитных институтов, которые и ранее не всегда объективно реагировали на введение санкций в отношении российских журналистов, отдавая приоритет исключительно западным журналистам. То есть когда Киев предпринимал аналогичные меры в отношении западных журналистов, тогда западный истеблишмент обращал внимание. Когда под те же самые меры подпадали российские журналисты, то это предпочитали не замечать.

Поэтому мы еще раз призываем профессиональное сообщество обратить на это внимание.

Хотела бы отметить, например, Организацию «Human rights watch», которая осуществила соответствующий призыв к украинским властям немедленно снять ограничения с 17 российских журналистов. ​

Призываем внешних кураторов Киева и специализированные международные институты, такие как ОБСЕ, ЮНЕСКО, Совет Европы и соответствующие структуры ООН, руководителей этих организаций, отвечающих за соответствующие направления работы, дать принципиальную оценку подобным действиям.

 

Обратно к оглавлению

 

Об открытии аккаунта Министерства иностранных дел России в «Инстаграм»

 

Мы постоянно расширяем присутствие Министерства иностранных дел и его загранучреждений в социальных сетях. Можно уже даже говорить о какой-то корпоративной сети. Мы представлены в таких популярных сетях, как «ВКонтакте», «Фейсбук», «Твиттер», «Ютьюб».

Сегодня мы представляем наш новый аккаунт – аккаунт МИД России в «Instagram». Это очень популярная сеть. Судя по количеству фейковых аккаунтов, нам кажется, что нас здесь уже давно ждут. Сегодня мы запускаем настоящий аккаунт, перед вами его адрес. Просьба зафиксировать его и информировать общественность о том, что именно эта страница является официальным аккаунтом МИД России в «Инстаграм».

У всех наших аккаунтов есть свое собственное лицо, профиль, особенность. Думаю, что в «Instagram» мы будем размещать материалы, которые раскроют еще одну грань нашей работы и жизни. Можно назвать это Instagrанью.

Открываем нашу деятельность в «Инстаграм» очень интересной историей. Не так давно мы узнали, что на шпиле МИД России живут сапсаны (разновидность соколов), которые облюбовали и выбрали наше здание. К этой истории проявили интерес российские орнитологи.

Это семейная пара птиц. Орнитологи уже окольцевали самку, самец не дается, на то он и самец. Судя по словам специалистов, регулярно приезжающих в МИД и анализирующих поведение наших питомцев, рацион птиц составляют преимущественно ястребы, бекасы и вальдшнепы, размах крыльев составляет около 1 метра, скорость пикирующего полета – до 400 км/ч. За их жизнью можно будет наблюдать в нашем аккаунте в «Instagram». Хочу продемонстрировать вам уникальные кадры о том, как чувствуют себя эти птицы в нашей Высотке.

Добро пожаловать в «Инстаграм» МИД России.

 

Обратно к оглавлению

 

Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: 31 мая глава МИД Азербайджана Э.М.Мамедъяров подтвердил, что в июне планируется встреча по нагорно-карабахскому урегулированию. Вчера сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Дж.Уорлик заявил, что сопредседатели ждут встречи президентов Азербайджана и Армении в июне. Сегодня Министр иностранных дел Армении Э.А.Налбандян встречается с сопредседателями в Париже. Что МИД России может сказать о перспективах июньской встречи, президентов двух государств? Когда примерно может состояться встреча, и какие задачи будут стоять в центре внимания? Некоторое время назад глава МИД Армении Э.А.Налбандян заявил, что целью переговоров будет разработка новых направлений и принципов урегулирования. Утверждены ли уже какие-то документы в этой связи?

Ответ: К сожалению, не смогу Вам ответить так же подробно, как Вы спрашивали. Могу только сказать, что соответствующая договоренность о подобной встрече была достигнута 16 мая в Вене. Что касается возможности и точной даты ее проведения, то об этом должны договориться стороны. После согласования возможности, деталей, дат, времени проведения и параметров такой встречи мы рассчитываем, что ими будет сделано соответствующее заявление. Пока это вся информация.

Вопрос: Насколько реальной становится перспектива ведения двумя странами совместных военных действий в Сирии на фоне постоянных переговоров глав внешнеполитических ведомств России и США?

Ответ: Это была не просто российская инициатива. Мы полагали чрезвычайно важным начать координацию действий с США, которые со своей стороны возглавляют коалицию, и начать диалог между военными. Наша позиция в данном случае была абсолютно четкой и ясной. Мы говорили о том, что именно сопряжение действий по линии военных может привести к соответствующим результатам и дальнейшему продвижению. Как вы знаете, сначала США не отреагировали на эту идею. Потом постепенно, в том числе из-за ситуации «на земле» и исходя из переговорного процесса, пришло осознание необходимости такой координации. Сейчас, как известно, действует совместный центр по координации на ооновской площадке в Женеве, осуществляются контакты между военными, хотя на различных уровнях периодически у американских коллег проскальзывает «самоотрицание», то есть отрицание проводимой ими работы. Мы понимаем, почему это происходит – получается не очень красиво, отговаривая всех от взаимодействия с Россией, взаимодействовать с ней самим. Видимо, интересы в данном случае сирийского урегулирования и решения сирийского вопроса стали выше, чем санкционные и изолистические амбиции США, поэтому взаимодействие ведется. Конечно, оно могло бы проводиться более интенсивно и продуктивно. Мы к этому готовы. Не было ни одного раза, когда мы отказывались бы от координации действий, предоставления какой-либо информации нашим американским коллегам. Повторю, мы полагаем, что эта работа может быть намного шире и, соответственно, намного эффективнее не для наших двух стран, а для процесса мирного урегулирования в Сирии.

Повторю, мы инициировали эту работу, ведем ее и открыты к ней в дальнейшем.

Вопрос: Приближается месяц Рамадан. Разные стороны в Сирии хотят использовать это в своих интересах. Даже спецпосланник Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистура хотел отложить новый раунд межсирийских переговоров до конца Рамадана. Некоторые оппозиционные группы предлагают объявить «режим тишины» на протяжении всего священного месяца. В то же время мы видим, что именно террористы нарушают «режим тишины». Как Вы относитесь к обвинениям в адрес России и сирийской армии в нарушении упомянутого режима?

Ответ: У меня нет конкретных детальных комментариев в связи с наступлением месяца Рамадан. Исходим из политического процесса, который был заложен несколько месяцев тому назад. В то время у нас было видение того, как он должен развиваться. Делаем все для того, чтобы шла многовекторная работа, подгоняя то один, то второй трек, которые, к сожалению, не по нашей вине, «пробуксовывают».

Анализируя ситуацию на сирийском направлении, сегодня я сказала, что на данном этапе становятся критически важными два момента. Финальное, окончательное, безоговорочное, бесповоротное, без каких-либо отговорок, двойных стандартов и политических игр размежевание террористов и умеренных оппозиционеров или тех, которые хотели бы прекратить взаимодействие с террористами. Должно произойти окончательное размежевание, когда ориентированным на мир силам нужно наконец «выйти из тени» и  прекратить какое-либо взаимодействие с террористами.

Второй необходимый и критически важный компонент – наведение порядка на сирийско-турецкой границе. Сколько можно об этом говорить? Мы говорим об этом нашим партнерам, в МГПС, на двусторонней основе, в ООН. Уже понятно не только специалистам или студентам, но даже детям, что без двух этих компонентов говорить об истинности намерений по политическому урегулированию просто смешно. Если у вас открытый кусок границы, через который боевики и  террористы, которые отрезают головы,  взрывают гражданскую инфраструктуру, уничтожают мирное население, которые признаны международным сообществом в качестве террористов (не просто отдельными лицами официального Дамаска, а международным сообществом), осуществляют свободный выход и вход на территорию другого государства, где они подпитываются силами, то о каком политическом урегулировании можно говорить? Не добив террористов и не поставив их в условия, когда их руки действительно будут связаны, невозможно говорить о целостности процесса. Повторю, критически важный момент и положения, которые необходимо реализовать, – это наведение порядка на сирийско-турецкой границе и полное, окончание отмежевание террористов, боевиков, экстремистов от тех, кем они прикрываются или кто выдает себя за умеренную оппозицию, являясь все равно боевиками. На самом деле, мы не видим никаких причин, по которым нельзя было бы это сделать. На наш взгляд, не нужно ничего другого, кроме желания, политической воли, политического давления. Все есть. Нашим коллегам, в том числе по МГПС, нужно только захотеть и реализовать это.

Вопрос: Министр иностранных дел Германии Ф.-В.Штайнмайер недавно заявил, что в целом он положительно рассматривает возможность отмены санкций ЕС против России. Он сказал, что многие в Европе относятся к этим санкциям скептически. Похожие заявления мы слышали от вице-канцлера ФРГ. Но буквально на следующий день после заявления Министра иностранных дел заместитель официального представителя Правительства Германии сказала, что сейчас не видит причин для отмены санкций. Мешают ли Вашей работе подобные конфликтующие между собой заявления?

Ответ: Нет, нашей работе они не мешают. Если кто-то что-то не видит в Германии, то это должно мешать им. Мы все видим. У нас проблем нет.

Вопрос: Недавно поступало несколько сообщений с российской и украинской стороны по поводу украинских заключенных, отбывающих наказание в Крыму. Не могли бы дать комментарий по этому вопросу?

Ответ: Это непростой гуманитарный вопрос. Его решение должно быть основано на строгом выполнении норм российского законодательства и международного права. Готовы обсуждать данную проблематику с украинскими партнерами, не скрываем это и говорим открыто.
Стремление политизировать этот вопрос и такую работу вообще, придавая ей «пиаровскую» окраску, не пойдет на пользу делу. К сожалению, видим, что сейчас официальный Киев этим отличается. Мы готовы к работе по решению данной проблемы на основе российского законодательства и международного права. Это вопрос не обмена публичными репликами или претензиями, а конкретной работы, к которой готова российская сторона.

Вопрос: Обсуждается ли в России возможность ввода в Сирию наземных боевых частей?

Ответ: Все, что связано с деталями проведения контртеррористической операции находится  в компетенции Министерства обороны России.

Вопрос: Мой вопрос касается недавнего заявления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с требованием вывести турецкие войска из Ирака. Подобные заявления делались и ранее. Какие шаги были предприняты в этом направлении?

Ответ:  То, что вы слышите в публичной сфере, это только «вершина айсберга» по решению данной проблемы. Либо это реакция на соответствующий вопрос журналистов либо вывод этой плоскости в публичную сферу. Мы понимаем, что необходимо некое стимулирование этого вопроса. На самом деле мы занимаемся этим вопросом на двусторонней основе и на площадках международных организаций. Вы правы, наша позиция была неоднократно изложена, она последовательна. Не могу сказать, какие конкретные шаги последуют завтра или послезавтра, потому что этим процессом занимаются наши эксперты в различных форматах: в двусторонних, многосторонних и на площадках международных организаций.

Вопрос: Пресс-служба Армянской апостольской церкви сообщила сегодня о переговорах в МИД России главы Российской и Ново-Нахичеванской епархий в связи с признанием бундестагом ФРГ геноцида армян. Как прошла эта встреча?

Прокомментируйте решение Анкары об отзыве посла Турции из Берлина.

Ответ: У меня нет подробностей итогов этой встречи, но я могу уточнить.
Насчет принятия решения бундестага о признании геноцида армян, то мы получили перед брифингом немало вопросов на этот счет. Принятие подобных или иных заявлений, конечно, внутреннее дело ФРГ. Хотела бы напомнить, что соответствующие заявления Государственной Думы России по данному вопросу были приняты очень давно и они переподтверждались. Соответственно, позиция российской стороны по этому вопросу очень четкая.  На сегодняшний день можно сказать, что к российской позиции приблизилась и Германия. Но еще раз повторю, это их внутреннее дело.
Отзыв посла Турции из Берлина – это событие двусторонней повестки между Турцией и ФРГ.

Вопрос: Отправила ли Россия в СБ ООН отчет о выполнении резолюции по КНДР, которая была принята в марте этого года?

Ответ:  То, что мы отчитываемся перед ООН и ее различными структурами непублично, - это вопрос нашего взаимодействия по существующим каналам. Но раз такой вопрос прозвучал, могу сказать, что соответствующая документация, действительно, была направлена. Речь идет о документе, направленном по линии Постоянного представительства России при ООН в Нью-Йорке. В нем говорится, что в контексте проблематики Комитета по санкциям, который был учрежден соответствующей резолюцией СБ ООН, а также в соответствии с пунктом 40 резолюции 2270 СБ ООН, российская сторона сообщила, что в полном объеме выполняет ее положения. В нем также было сказано, что на согласовании заинтересованных министерств и ведомств находится подготовленный МИД России проект Указа Президента России о выполнении указанной резолюции. В день принятия резолюции 2 марта 2016 года Министерство иностранных дел России проинформировала органы исполнительной власти о том, что положения резолюции применяются на территории Российской Федерации до выхода соответствующего Указа Президента России. Также в этом документе говорится, что Центральный банк Российской Федерации выпустил информационный циркуляр, предписывающий российским банкам  соблюдать пункты 33-36 указанной резолюции о соответствующих ограничениях в межбанковском взаимодействии с КНДР. Соответственно такой документ был направлен нашим Постпредством при ООН в соответствующий орган. Перед вами мы тоже отчитались.  

Вопрос: Несколько дней назад Киев принял решение о переименовании Московского проспекта в проспект Степана Бандеры, а в Ереване в субботу был открыт памятник нацисту  Гарегину Нжде. Как МИД России относится к этим фактам переписывания нашей общей истории нашими соседями?

Ответ:  Что касается второго случая, о котором Вы сказали, не могу ничего сказать, я не видела этой информации.

Относительно процессов на Украине, то о них хорошо известно. К сожалению, это такая кампания. Мы давали оценку действиям официального Киева с самого начала. Это, конечно, переписывание истории, ее искажение и формирование, по большому счету, поколения с новым взглядом на историю, соответствующим интересам нынешней киевской власти. Как к этому можно относиться? Конечно, у нас есть своя позиция. Это часть нашей совместной истории - истории России и Украины, ее нельзя разделить. Поэтому мы даем наши оценки открыто и не скрываем их.

Очень важен еще один момент – реакция украинского общества на подобные действия. Безусловно, есть националисты и экстремисты, которые поддерживают подобные решения. Но ведь какая огромная часть общества просто не приемлет подобных действий! Если бы это все происходило в условиях мирных реформ или мирной трансформации, то это был бы, наверное, вопрос общественного согласия или несогласия, либо дискуссий, которые проходили бы в обществе. Сейчас ситуация коренным  образом отличается. По большому счету, сейчас на Украине развернулась настоящая гражданская война. Все международное сообщество так или иначе вовлечено в процесс урегулирования. Мы видим, что созданы соответствующие форматы, принимаются соответствующие документы, которые нацелены и нацеливают Украину на консолидацию ее общества. Это прописано в том числе в Минских договоренностях. Без консолидации общества прекращение того, что сейчас происходит на Украине, просто невозможно. Консолидация общества, политические реформы и изменение конституции Украины  являются ключевым моментом не потому, что так хочется кому-то, а потому что без этого общество просто не сможет развиваться, и государство не сможет двигаться вперед.

Задаем себе вопрос: нацелены ли такие вещи или действия на консолидацию общества или наоборот? Здесь нет никаких сомнений, что их результатом будет являться еще больший раскол общества, еще больший «водораздел» между одними украинцами и другими. Это очевиднейшая вещь. Мир это все проходил. Это то же самое, что посыпать рану солью. Это дополнительный раздражитель в обществе, которое и так абсолютно дезинтегрировано. Поэтому помимо нашей оценки, это проблематика еще и внутриукраинская. Но учитывая, что этот кризис, который мы видим на Украине, интернационализирован (не осталось ни одной европейской и не только европейской страны, которая так или иначе не была вовлечена в систему международных отношений, где не присутствовал бы украинский фактор), то реакция на такие вещи должна быть не только из украинского общества, но и извне. Это помимо всех основополагающих вещей, которые мы заявляли в контексте переписывания истории, в том числе Второй мировой войны. Кроме того, есть сугубо прикладной аспект этой проблемы, а именно процесс украинского урегулирования.  

Вопрос: После четырехдневной апрельской войны Армения заявляет, что азербайджанская сторона обратилась к Москве с просьбой о помощи в прекращении огня. Азербайджан утверждал обратное. Кто же на самом деле обращался с подобной просьбой к Москве?

Ответ: Мне кажется, что с просьбой о прекращении или содействии в прекращении огня должны были бы обращаться все, кто заинтересован в мирном урегулировании, в возвращении ситуации в мирное русло. Думаю, что все, кто обращался, наоборот должны гордиться и полагать это важнейшим вкладом в процесс мирного урегулирования. Поэтому я не очень понимаю Ваш вопрос. Разве имеет значение, кто больше, чаще, кто первый обращался или не обращался? Вопрос в том, что удалось остановить разрастающееся насилие. Сейчас все направлено на то, чтобы оно не повторялось, и был вновь запущен или перезапущен переговорный процесс. Мне кажется, что это главное.

Вопрос: Как Вы видите предложение, сделанное неправительственными организациями, относительно создания какого-то христианского региона на территории Ирака и Сирии? Как МИД России смотрит на это предложение?

Я узнал, что Россию с рабочим визитом посетит Премьер-министр Израиля Б.Натаньяху. Что мы можем ожидать от этого посещения в контексте ближневосточной конференции, которая готовится в Париже?

Ответ: Вы знаете, контакты по линии глав государств комментируются Пресс-службой Администрации Президента России. Здесь мы соблюдаем субординацию.
Хотела бы сказать относительно создания христианских регионов либо каких-то субъектов на территории Сирии и Ирака. Мы говорили о том, что это вопрос исключительно внутренней организации, государственного устройства этих государств. Мы не выписываем рецептов и не занимаемся моделированием будущего этих государств. Это их внутренний процесс. Безусловно, мы можем оказать наше аналитическое и консультативное содействие, можем быть неким «мостом» и предоставить диалоговые возможности для ведения подобных дискуссий. Как Вы знаете, мы предоставляли «площадку» для оппозиционных сил и правительства Сирии, чтобы они наладили диалог. Мы можем созвать какие-то международные форматы, как это было создано для обсуждения сирийского урегулирования. Но опасно чертить карты по живому, как это нередко практиковалось нашими западными коллегами, без учета желаний и реалий, существующих в этих странах. Мы не просто не будем это делать, мы всегда говорим, что это путь в никуда. Поэтому это вопрос внутренней организации государств, внутреннего консенсуса и дискуссий, которые должны вестись с учетом мнения правительственных сил и оппозиции. Все условия для этого сейчас уже созданы. Мы оказываем наше содействие по запуску этого политического диалога, но обсуждать и уж тем более принимать решение должны они. Такую же позицию мы занимали в отношении объявленных курдами планов. Это же относится и к любым другим формам организации государственного устройства Сирии и Ирака.

Вопрос: Мой вопрос связан с возможностью въезда граждан России в Армению по внутренним паспортам. Насколько я знаю, этим вопросом сейчас занимается МИД России. Скажите, пожалуйста, на какой стадии разработки находится этот вопрос, и когда граждане России смогут въехать в Армению по внутренним паспортам?

Ответ: Хотела бы сказать, что предложение поступило от армянских партнеров относительно введения режима поездок граждан Российской Федерации в Республику Армения по внутренним паспортам. Могу подтвердить, что такая работа ведется. Основная ее цель – это внесение соответствующих изменений в российско-армянское Межправительственное соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан России и Армении. Этот документ был подписан 25 сентября 2000 г. Этот процесс ведется. Не могу сказать, когда он точно будет завершен, потому что над ним работают соответствующие эксперты. Могу Вас заверить, что он не тормозился и работа по нему продолжается. Отмечу, что эта тема является для нас важной. Буду регулярно возвращаться к этому вопросу в ходе брифингов и информировать Вас.

Вопрос: Вчера Министерство финансов США заявило о своей обеспокоенности относительно отмывания средств в КНДР и ввело дополнительные ограничения в финансовой системе. Вы уже упомянули о российском Центробанке, который выпустил циркуляр по обеспечению мер, упомянутых в резолюции. Какова позиция России относительно дополнительных ограничений?

Ответ: Мы занимаем четкую позицию относительно выработки СБ ООН коллективных мер воздействия на то или иное государство как необходимость решения какой-то проблемы либо стимулирования какого-то процесса, или наоборот недопущения развития каких-то негативных сценариев. Совет Безопасности – это то самое место, где принимаются коллективные решения. Почему важен коллективный показатель? Потому, что это зона компромисса, возможность поиска компромисса, когда доминировала бы не одна точка зрения, и преобладали бы интересы не одной стороны, а взвешенная оценка, которая реально позволяла бы решать проблему, а не использовать ее в личностных и единоличных интересах того или иного государства. Для этого и есть СБ ООН и соответствующие структуры, которые принимают санкции в отношении государств. Эти санкции законные и мы их принимаем. Если они приняты, то мы их воспринимаем и выполняем. Любые другие односторонние действия, которые предпринимаются в данном случае, полагаем не соответствующими международному праву. Для этого велась работа в СБ ООН. Никто не мешал ставить какие-то дополнительные вопросы и обозначать их. Все, что принимается в обход СБ ООН, конечно, не может рассматриваться в качестве международно-правового инструментария.

Вопрос: У сапсанов уже есть имена? Как давно они там живут?

Ответ: Могу сказать, что пока у них нет имен. Кстати, это хорошая история, и мы над ней подумаем. Они живут там несколько лет и за ними наблюдают специалисты. Давайте не будем говорить обо всем сразу, а то будет не интересно. Мы будем о них вам рассказывать на наших аккаунтах, в частности в «Instagram».

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска

Международная безопасность

Международная безопасность