23.03.1614:55

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайером, Москва, 23 марта 2016 года

540-23-03-2016

  • ru-RU1 de-DE1 en-GB1

Уважаемые дамы и господа,

Мы провели переговоры с Федеральным министром иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайером, который в этом году одновременно является Действующим председателем ОБСЕ. В нынешнем году это уже наша шестая встреча в различных форматах, не считая телефонных разговоров. Мы всегда рады приветствовать наших германских гостей в России.

Мы констатировали, что, несмотря на известные сложности, между Россией и Германией продолжается активный диалог, поддерживаются весьма насыщенные межпарламентские, межведомственные и межрегиональные связи, контакты в научной, образовательной, культурной, в целом – в гуманитарной сферах.

Только что в вашем присутствии руководители Ассоциации ведущих университетов России и Германской службы академических обменов подписали Соглашение о намерениях относительно реализации совместной российско-германской программы поддержки молодых ученых. Считаем, это весьма полезным начинанием, которое ориентировано в будущее, и активно его поддерживаем.

Эта Программа логично вписывается в концепцию нашего Совместного заявления, которое мы сегодня одобрили, о проведении в 2016-2017 гг. Российско-Германского Года молодежных обменов. Мы договорились с Министром иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайером взять это мероприятие под свой совместный патронат. Старт Году будет дан в начале июня в Москве. Он продолжит традицию «перекрестных» двусторонних мероприятий России и Германии последних лет. В частности, в 2015 г. была успешно завершена программа «перекрестных» Годов русского языка и литературы в Германии и немецкого языка и литературы в России.

Мы приветствовали возобновление полноформатной деятельности Форума общественности «Петербургский диалог» – очень важной площадки неформального обмена мнениями представителей гражданских обществ наших стран. Очередное заседание Форума намечено на июль этого года в Санкт-Петербурге.

Мы считаем весьма позитивным шагом готовность наших немецких коллег возобновить в полном объеме деятельность межведомственной Рабочей группы высокого уровня по стратегическим вопросам сотрудничества в области экономики и финансов. Очередное заседание этой группы планируется провести в июне 2016 года. Надеюсь, что ее работа позволит исправить тенденцию к снижению нашего товарооборота.  Впервые за многие годы в прошлом году произошло сокращение количества германских компаний, работающих в нашей стране. В 2015 г. их число сократилось примерно с 6000 до 5600. Наверное, это ситуация ненормальна, ее нужно выправлять. Уверен, что договоренности, которые были достигнуты, в том числе о возобновлении соответствующих контактов между ведомствами России и Германии, будут работать на исправление этого положения.

Подробно рассмотрели вопросы сотрудничества Москвы и Берлина по различным аспектам международной политики. Вооруженные конфликты, зоны нестабильности, международный терроризм, который вновь проявил себя вчера в Бельгии, другие современные вызовы и угрозы диктуют необходимость объединения усилий международного сообщества. Это всем понятно. На этом фоне, конечно, российско-германские отношения продолжают оставаться очень важным фактором европейской и глобальной политики, заметно влияют на решение многих международных проблем.

Мы заинтересованы в тесном взаимодействии с Германией в контексте ее председательства в ОБСЕ в 2016 г., в том числе в интересах реального продвижения к решению проблем, от которых зависит создание подлинно общеевропейской архитектуры, которая опирается на давно провозглашенный, но пока нереализованный принцип равной и неделимой безопасности.

Мы дали позитивную оценку деятельности специальной мониторинговой миссии ОБСЕ по содействию урегулированию украинского кризиса. У нас общее понимание, что стабилизация на Юго-Востоке страны достижима лишь на основе безусловного и последовательного выполнения минского «Комплекса мер», как это было подтверждено лидерами «нормандской четверки» 2 октября 2015 г. в Париже.

Мы заострили необходимость уделить особое внимание такому ключевому моменту в контексте выполнения Минского документа, как налаживание прямого диалога между Киевом и Донецком и Луганском. Это, прежде всего, необходимо для того, чтобы решить политические проблемы, которые связаны с особым статусом этого региона, поправками в украинскую конституцию, организацией выборов и обеспечением реальной амнистии. Сегодня мы выразили общее намерение использовать все наши возможности, чтобы не допускать нарушения установленного режима прекращения огня.

Обсудили ситуацию вокруг сирийского урегулирования. Отметили, что режим перемирия укрепляется и в целом работает весьма успешно. Обменялись мнениями, как пресекать все-таки проявляющиеся отдельные случаи нарушения этого режима. Поговорили о том, как более эффективно продвигаться по пути решения гуманитарных проблем. После объявления перемирия они стали менее острыми, но по-прежнему требуют к себе неослабленного внимания, чтобы противостоящие стороны обеспечивали допуск гуманитарных грузов в те районы, которые они контролируют.

Особое внимание уделили политическому процессу. Приветствуем то, что сейчас происходит в Женеве. Как я понял, мы согласны с необходимостью обеспечить по-настоящему инклюзивный характер межсирийского диалога, чтобы там были представлены делегации Правительства и всего спектра сирийской оппозиции, включая курдов. Речь идет о согласовании основ сирийского государства и о том, как все этнические и конфессиональные группы будут сосуществовать в этом государстве в мире, безопасности, как это и предусмотрено решениями ООН и ее Совета Безопасности.             

В целом мы обменялись мнениями и по другим вопросам нашего взаимодействия, некоторым аспектам международной проблематики, в частности, ситуации вокруг Ливии и усилиям, которые предпринимаются, чтобы помочь ливийцам восстановить свою государственность и одновременно защититься от террористической угрозы, которая проникла уже и в эту страну. Мы приветствуем деятельность специального представителя ООН по Ливии М.Коблера на посту отвечающего за мобилизацию международных усилий.          

Как сегодня подтвердили наши переговоры, отношения с Германий остаются для нас приоритетными. Мы являемся важными партнерами  друг для друга в европейских и международных делах. Россия настроена на то, чтобы всячески поддерживать именно такой настрой в наших отношениях по любым вопросам.  

Вопрос (адресован Министру иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайеру): Вы говорили о Минских договоренностях, ситуации вокруг безопасности. Исходите ли Вы из того, что в конфликтной зоне присутствуют российские военные, вооружение и боеприпасы? Согласно Минским договоренностям они должны были быть отведены.

Вопрос (дополняет после Министра иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайера): Я хотел бы добавить, поскольку Россия вместе с ФРГ, Францией и Украиной подписывалась под Минскими договоренностями и продолжает добиваться их выполнения через прямой диалог между Киевом с одной стороны и Донецком и Луганском – с другой. Это главное стержневое положение Минских соглашений.

Насчет российских вооружений и военных можно сказать следующее. Я прекрасно понимаю, и мы видим, что украинская сторона сейчас хочет оправдать свою неспособность выполнить то, под чем она подписалась, ссылками на тяжелую ситуацию в сфере безопасности и мифическое присутствие якобы до сорока тысяч российских военнослужащих. Это никогда никем не было подтверждено и доказано, но, как мы можем сегодня убедиться, запущенная дезинформация «плавает» в медийном пространстве. В Минских договоренностях ничего нет о том, что российские войска находятся на Украине и должны быть оттуда выведены. Там сказано, что на Украине не должно быть никаких иностранных военных в любом качестве. Повторю, ни одного факта, подтверждающего наличие на Украине российских войск, мы не видели. А присутствие иностранных военных из стран НАТО никем не скрывается – несколько сотен инструкторов из США, Канады и других стран помогают тренировать украинскую армию.

Кстати, в последнее время подразделения, получившие такую дополнительную подготовку на Западной Украине при участии натовских инструкторов, перебрасываются к линии соприкосновения в Донбассе. За последние дни более 200 единиц тяжелой техники приблизились к этой линии. В докладах СММ ОБСЕ о нарушениях режима прекращения огня и отвода тяжелых вооружений фиксируются нарушения с обеих сторон. Но в том, что касается отсутствия тяжелой техники на складах, Украина на несколько порядков по количеству нарушений «лидирует» по сравнению с ополченцами. Один из последних докладов за прошлую неделю фиксирует, что у ополчения на складах не хватало, по-моему, менее 10 единиц техники, а на складах украинской армии – более 300 единиц. Это существенная разница.

Все это нас настораживает, потому что из многих источников поступает информация о готовящихся крупных провокациях. Это не только информация, но и факты «на земле». Пару недель назад украинская армия заняла часть н.п. Широкино, которое в соответствии со всеми договоренностями должно быть демилитаризовано. В последние недели была попытка перерезать дорогу между Донецком и Луганском, провоцируя боевые действия и обстреливая это дорогу в районе н.п. Ясиноватая. Есть много других фактов, говорящих о том, что кто-то очень хочет использовать свои собственные действия по нагнетанию ситуации в сфере безопасности, чтобы оправдать свое собственное бездействие в том, что касается политических реформ, о которых сейчас упоминал Ф.-В.Штайнмайер.

Когда мы встречались недавно в Париже в формате «нормандской четверки» на уровне министров иностранных дел, Франция и Германия выступали за то, чтобы обозначить ориентировочную дату проведения местных выборов в Донбассе, которые многими рассматриваются как ключевой элемент выполнения «Минска-2». Мы были готовы поддержать такое предложение. Германия предлагала обозначить июнь-июль в качестве срока проведения таких выборов. Это не было поддержано украинской стороной. Совсем недавно я прочел заявление руководства центральной избирательной комиссии Украины, в котором говорится, что не раньше, чем через два года можно будет начать обсуждать проведение таких выборов. Это интересный сигнал.

Еще интереснее почитать то, что говорят представители Украины в политической подгруппе Контактной группы Р.П.Бессмертный и В.П.Горбулин. Они без стеснения заявляют о том, что никакого особого статуса у Донбасса не будет, что Донбасс должен получить такой же статус, как и все остальные регионы Украины, когда будет (отмечу в скобках, если будет) реализована идея децентрализации. В.П.Горбулин написал программную статью, в которой заявил, что «Минск-2» – это «прошлогодний снег», и сейчас нужно реализовать главную задачу, стоявшую перед Киевом при подписании «Минска-2», а именно – выиграть время, накопить энергию и применить вооруженные силы для того, чтобы «решать проблемы Донбасса». Это прямой призыв официального представителя Украины в политической подгруппе Контактной группы, который является к тому же советником Президента Украины П.А.Порошенко, правда, внештатным, но, по-моему, это не делает его менее влиятельным.

Я полностью подписываюсь под тем, что «Минск-2» нельзя пересматривать, нельзя допустить попыток его подрыва. Мы активно поддерживаем усилия Германии и Франции по сохранению «нормандского формата», мы за это выступаем. «Нормандский формат» должен выполнять роль, обозначенную в декларации лидеров «нормандской четверки», подписанной 12 февраля 2015 года, которая гласит, что «нормандский формат» обеспечивает мониторинг выполнения Минских соглашений, подписанных украинской стороной и представителями Донбасса. Мы должны всячески укреплять эту мониторинговую роль и обеспечивать условия, чтобы Контактная группа работала ритмично со всеми своими подгруппами. Контактная группа – это место для того самого прямого диалога между Киевом и Донбассом, от которого зависит решение всех проблем, выполнение всего, под чем подписались стороны, включая Президента Украины П.А.Порошенко.

Вопрос (адресован Министру иностранных дел ФРГ Ф.-В.Штайнмайеру): После многочисленных сообщений местных жителей о преступлениях против населения наш телеканал недавно побывал в юго-восточных курдских районах Турции. Наш оператор снял ужасающие кадры, где видны разрушения жилых районов, а также свидетельства местных жителей о многочисленных убийствах. Никто из правозащитников, кроме НПО «Amnesty International», пока не дал развернутого ответа или комментария по этому поводу. Мы запустили петицию к ООН о возможности расследования этих, возможно, военных преступлений. Как Вы считаете, потребуется ли тщательное расследование этой ситуации на юго-востоке Турции?

С.В.Лавров (дополняет после Ф.-В.Штайнмайера): Я могу только согласиться с тем, что было сказано. Мы уже не раз отмечали и слышали, что озабоченность ситуацией с правами человека не является вмешательством во внутренние дела, и каждая страна должна обеспечивать элементарные стандарты в этой сфере. Говоря об упомянутом журналистом телеканала «Russia Today» эпизоде, мы выразили сильную озабоченность предоставленными «RТ» фактами. Наряду с вашими обращениями в неправительственные правозащитные структуры мы привлекли к вашему репортажу внимание Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. К сожалению, внятной реакции от этого важного международного института не последовало. Рассчитываем, что это не проявление предвзятости и ложнопонятой политкорректности. Также рассчитываем, что во всех других случаях откровенные зверства и бесчеловечные действия экстремистов будут расследованы до конца, и внимание международного сообщества к ним не ослабеет. В частности, имеем в виду попытки «замотать» расследования убийств в феврале 2014 года на Майдане и других трагедий, прежде всего трагедии в Одессе 2 мая 2014, когда десятки людей были заживо сожжены. Мы знаем, что Совет Европы стремится помогать расследованию, которое украинские власти формально объявили. Но уверены, что работающая на Украине миссия ОБСЕ не останется в стороне от этих вопиющих преступлений. Мандат миссии отнюдь не ограничен только Донбассом: он предполагает работу в центральных и западных областях Украины, а также подразумевает и прямо требует уделять внимание проблемам прав человека.

Вопрос: Сирийское правительство заявило о том, что двустороннее движение террористов и оружия через турецко-сирийскую границу так и не прекратилось. В связи с недавними трагическими событиями в Европе, можно ли оказать дальнейшее давление на Анкару, чтобы граница была закрыта в соответствии с резолюцией ООН? Поможет ли такой шаг стабилизировать ситуацию в Европе?

С.В.Лавров: Мы наблюдаем продолжающийся трафик через турецко-сирийскую границу в обоих направлениях. Хотя после того, как российские Воздушно-космические силы инициировали операции по пресечению незаконной контрабанды, в частности, нефти и нефтепродуктов, с контролируемых ИГИЛ сирийских территорий в Турцию, он серьезно уменьшился. После того, как ВКС России в своих действиях уделили подчеркнутое внимание этой проблеме, на нее среагировали и участники возглавляемой  американцами коалиции. Поэтому в целом сейчас этот поток не иссяк полностью, но стал гораздо меньше. Тем не менее, он сохраняется. Активно используется участок границы между двумя курдскими анклавами на севере Сирии. Именно поэтому, когда курды пытаются отвевать территории у ИГИЛ, с турецкой стороны ведется артиллерийский обстрел позиций курдов, тем самым препятствуя их борьбе с террористической организацией.

Мы на все эти факты обращаем внимание и настаиваем, чтобы резолюции СБ ООН, требующие прекратить любую торговлю с ИГИЛ и прочими террористами нефтью или артефактами, были выполнены. Также должна быть выполнена резолюция Совета Безопасности, требующая прекратить переправку иностранных террористов-боевиков, в том числе, через турецкую территорию в САР. Эти резолюции имеют обязательный характер, предполагают регулярную отчетность Генерального Секретаря ООН. Первый такой доклад с отчетом о выполнении требований поступил в Совет Безопасности ООН пару недель назад. Мы обратили внимание, что он не конкретен, и в нем даже не упомянуты многочисленные факты, которые появляются в СМИ и других источниках, подтверждающие продолжение подпитки через турецкую территорию деятельности ИГИЛ, «Джабхат-ан-Нусры» и связанных с ними террористических организаций. Надеюсь, что речь идет о техническом недосмотре, а не о попытке проявлять политкорректность к стране, которая, по сути дела, объективно отказывается встать на путь борьбы с террором и, более того, использует лозунг борьбы с терроризмом для подавления курдских организаций как в Сирии, так и на своей собственной территории. Будем продолжать настаивать, чтобы эти резолюции свято выполнялись. Уверен, что отговорок на этот счет ни у кого быть не может.

Вопрос (адресован Министру иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайеру): Насколько успешным может быть Ваше посредничество по делу Н.Савченко?

С.В.Лавров (добавляет после Министра иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайера): Хотел бы добавить, что мы действительно руководствуемся российским законодательством. Все те, кто искренне хотел получить информацию по этому делу, ее получили. Как уже подчеркивали российские  представители, сегодня мы передали дополнительно памятку по этому вопросу нашим германским коллегам. Мы слышим, конечно, о предложениях относительно обмена. Эти вопросы будут рассматриваться в полном соответствии с российским законодательством. На этот счет прописаны соответствующие процедуры. Решение принимает глава государства.

Вопрос (вопрос адресован обоим министрам): После недавних событий с несовершеннолетней русской девочкой Лизой звучали претензии со стороны Берлина к русскоязычной общине Германии. Высказывались различные мнения, в том числе конспирологические. Обсуждалась ли эта тема сегодня?

С.В.Лавров: Эта тема достаточно широко освещалась. Исходим из того, что мы хотели получить полную информацию о гражданке Российской Федерации и о том, что с ней произошло. Мы имеем определенные контакты с правоохранительными органами ФРГ. Это абсолютно естественное желание узнать, все ли в порядке с человеком, который является гражданином Российской Федерации. Несмотря ни на какие аспекты этой ситуации, нам бы не хотелось, чтобы это событие использовалось для того, чтобы обстановка вокруг российской диаспоры в Германии приобретала неприемлемый характер. Неприемлемы pазличные попытки представить нашу диаспору как замышляющую какие-то «козни» против германского государства в связи с тем, что люди просто проявили живое участие к судьбе девочки или какой-то другой ситуации в стране, в которой они живут. Надеемся, что германские СМИ не будут искусственно сгущать краски вокруг этой истории, а Правительство ФРГ не допустит огульных (необоснованных) подозрений в отношении значительной группы своих граждан, которые живут в Германии и являются частью германского общества.

С.В.Лавров (добавляет после Министра иностранных дел ФРГ Ф.-В. Штайнмайера): Могу успокоить наших журналистов. Мы получили подтверждение, что работа ни одного российского СМИ в ФРГ не будет запрещена. Не волнуйтесь, пожалуйста.

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска