15.02.1611:59

Интервью статс-секретаря – заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина журналу «Профиль», опубликованное 15 февраля 2016 года

265-15-02-2016

Вопрос: За год, прошедший после подписания «Минска-2», фактически ни один из пунктов этого соглашения выполнен не был. Даже договоренности о прекращении огня регулярно нарушаются. В чем причина — в нежелании вовлеченных в конфликт сторон идти даже на минимальные компромиссы или же в самом соглашении были заложены нереалистичные для выполнения позиции?

Ответ: Достоинство Минских договоренностей именно в их предельной конкретности, не дающей возможности манипулировать или вольно их трактовать. В этом то и состоит главная головная боль Киева, стремящегося уйти от их реализации.

Разумеется, о полном выполнении всех положений минского Комплекса мер от 12 февраля 2015 года речь не идет, кроме, пожалуй, последнего пункта, предусматривающего активную работу Контактной группы и четырех рабочих подгрупп. И все же, определенный прогресс по ряду положений достигнут.

Главное – предотвращена угроза перерастания событий в масштабный вооруженный конфликт гражданского характера, хотя о стопроцентном прекращении огня, отводе тяжелых и легких вооружений говорить не приходится. За год удалось продвинуться в решении ряда социально-экономических и гуманитарных проблем, в том числе по обмену пленными, разминированию, водо- и электроснабжению.

Основная причина сохраняющейся напряженности на линии соприкосновения – это вооруженные провокации украинской стороны, которая заинтересована в сохранении нестабильности, чтобы использовать ее в качестве предлога для невыполнения политических положений Комплекса мер, прежде всего, конституционной реформы с упором на децентрализацию и предоставления Донбассу особого статуса.

Тревожит пробуксовка в выполнении Киевом четкого обязательства по амнистии через принятие специального закона, запрещающего преследование лиц в связи с событиями на Юго-Востоке Украины. Вопрос о таком законе даже не рассматривается, хотя в отношении событий на майдане аналогичный запрет был принят.

От решения этих вопросов – амнистии и конституционно гарантированного особого статуса – зависит проведение на Донбассе местных выборов. Жители региона вправе быть уверены, что после голосования их не обманут, не арестуют и не будут преследовать. Согласование модальностей выборов идет с огромным трудом. Необходим компромисс, приемлемый обеим сторонам конфликта. Но диалога Киева с Донбассом как не было, так и нет до сих пор.

Несмотря на все трудности, связанные с выполнением минского Комплекса мер, мы твердо исходим из того, что альтернативой ему может быть лишь новая эскалация конфликта. Важно, что с этим согласны все, кто причастен к украинскому урегулированию.

Вопрос: Некоторые украинские СМИ сообщали, что Россия якобы готова вернуть Украине контроль за прилегающей к российской территории границей ДНР и ЛНР, но при условии, что пограничники будут набираться из местного населения. Насколько эта информация соответствует действительности?

Ответ: Эта информация действительности не соответствует. В минском Комплексе мер четко зафиксировано, что восстановление украинского контроля над соответствующим участком украинско-российской границы может произойти только после завершения всеобъемлющего урегулирования кризиса. При этом оно обусловлено необходимостью согласования деталей с представителями Донецка и Луганска в рамках Контактной группы всех мер, предусмотренных Законом «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Твердо стояли и будем стоять на необходимости неукоснительного выполнения этого требования и затвержденной в Минске последовательности.

Вопрос: В самопровозглашенных республиках идет подготовка к выборам, запланированным на 21 февраля (ЛНР) и 20 апреля (ДНР) 2016 года. В Москве поддерживают идею проведения этих выборов?

Ответ: Мы твердо привержены выполнению положений Комплекса мер, касающихся проведения местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Проблема в том, что до сих пор прогресса в согласовании модальностей их организации в рамках Контактной группы, к сожалению, достичь не удалось. Причина опять же в упорном нежелании Киева идти на взаимоприемлемые развязки в этом вопросе, несмотря на то, что Донецк и Луганск не раз демонстрировали готовность к компромиссу. Свидетельство тому – ранее проявленная ими добрая воля в плане переноса назначенных на осень 2015 года выборов. Получается, что украинская сторона фактически подталкивает Донецк и Луганск к проведению выборов в объявленные сроки, видимо рассчитывая таким образом вообще уйти от выполнения Минских соглашений, обвинив дончан в их срыве.

Вопрос: После переговоров Виктории Нуланд и В.Ю.Суркова, видимо, можно говорить о том, что США намерены более активно участвовать в урегулировании кризиса на Юго-Востоке Украины. Участие американских дипломатов может как-то сдвинуть процесс с мертвой точки?

Ответ: С учетом того, что Администрация США продолжает оказывать решающее влияние на позиции украинского руководства, считаем важным использовать канал диалога с Вашингтоном в качестве средства воздействия на линию Киева в вопросах выполнения духа и буквы Комплекса мер. Это может стать дополнительным рычагом конструктивного воздействия на Киев наряду с усилиями, которые предпринимаются в рамках Нормандского формата.

Вопрос: Каковы объемы российской экономической помощи жителям самопровозглашенных ДНР и ЛНР?

Ответ: Российская сторона оказывает разноплановую помощь населению Донбасса, оказавшегося в тисках жесткой социально-экономической блокады, установленной Киевом. Эта работа координируется Межведомственной комиссией по оказанию гуманитарной поддержки пострадавшим территориям Донецка и Луганска. В ее рамках рассматривается весь комплекс вопросов оказания практического содействия в налаживании там нормальной жизни, в том числе в плане восстановления пострадавших в ходе военных действий объектов инфраструктуры и промышленных предприятий. По линии гуманитарного содействия в регион направлено 48 гуманитарных конвоев, доставивших свыше 58 тысяч тонн грузов (в том числе, продукты питания, медикаменты, стройматериалы, дизельные генераторы, горюче-смазочные материалы и т.д.).

В рамках действующего контракта с «Нафтогазом Украины» российская компания «Газпром» продолжает осуществлять поставки голубого топлива в Донбасс для нужд населения и реального сектора экономики. В 2015 году на юго-восток Украины было поставлено газа на сумму свыше 256 млн. долл. США.

Жителям Донбасса, и в том числе тяжело больным детям, оказывается высокотехнологичная медицинская помощь.

В гуманитарные усилия также активно вовлечены российские регионы и общественные организации.

Как в соответствующих контактах, так и в рамках Контактной группы, продолжаем настаивать на снятии Киевом блокады территорий и восстановления с ними в полном объеме социально-экономических связей, как это предусмотрено Минскими договоренностями.

 

Показывается результатов: 1.
x
x
Дополнительные инструменты поиска