29.01.1610:24

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на спецзаседании Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 28 января 2016 года

139-29-01-2016

  • en-GB1 ru-RU1

В ответ на выступления главы Спецмониторинговой

миссии ОБСЕ на Украине Э.Апакана и

спецпредставителя ДП ОБСЕ

в Контактной группе и по Украине М.Сайдика

 

 

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые послы Э.Апакан и М.Сайдик,

Рады вновь приветствовать вас на заседании Постсовета ОБСЕ. Благодарим за обстоятельные доклады.

Российская позиция по урегулированию украинского кризиса остается последовательно неизменной. Ключ – во всеобъемлющем выполнении минского «Комплекса мер», и он сейчас находится в руках Киева. Реальный прогресс по всем вопросам, в т.ч. по политическому треку, возможен лишь через диалог самих конфликтующих сторон – Киева, Донецка и Луганска. Россия и дальше готова оказывать этому диалогу содействие.

Необходимы полное прекращение огня и отвод вооружений. Проблема в том, что Украина намеренно поддерживает напряженность вдоль линии соприкосновения в Донбассе. Об этом свидетельствуют ее военные приготовления, ротация войск и появление новой техники, присутствие в зоне безопасности националистических батальонов. Вызывают тревогу сообщения о появлении там и иностранных наемников.

Настораживает внезапный отъезд из Донецка украинских представителей в СЦКК. На наш взгляд, такой шаг, среди прочего, подрывает работу по содействию выполнению Дополнения к «Комплексу мер», посреднические усилия по налаживанию диалога в вопросах разминирования и проведения ремонтно-восстановительных работ.

Пользуемся случаем, чтобы подтвердить нашу поддержку деятельности СММ и ее мандата, в полной мере учитывающего реалии современной Украины. Необходимо соблюдать профессионализм, беспристрастность, избегать политически ангажированных оценок. Доклады СММ очень полезны, благодарим наблюдателей за самоотверженный труд. Приоритет должен быть отдан сбалансированному мониторингу зоны безопасности по обе стороны линии соприкосновения. Приветствуем открытие новых передовых баз патрулирования.

Миссия уже приобрела огромный опыт, который позволит ей более рационально использовать материальные и человеческие ресурсы. Нужна «умная работа» (smart operation) – делать больше с меньшими затратами (do more with less).

В конце прошлого года украинские военные заняли находящиеся в «серой зоне» населенные пункты Павлополь, Пищевик и Зайцево, изменив географию линии соприкосновения. Произошло наращивание военного присутствия ВСУ в Тошковке и Попасной. Украинцы ежедневно проводят военные учения с боевыми стрельбами в Трехизбенке и Николаевке. Возросло количество «пропавшей» со складов военной техники ВСУ (с 25 декабря по 24 января – 180 единиц, включая РСЗО). В представленном украинцами 13 января обновленном списке тяжелых вооружений на 300 единиц меньше, чем они заявили в прошлый раз 29 ноября 2015 года.

Интенсифицировались обстрелы в районе «горячих точек» – Горловки, Донецкого аэропорта, Коминтерново.

Необходимо усилить мониторинг складов, полигонов подготовки и передвижений украинских военных в прилегающих к Донбассу районах – Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областях.

СММ – ценный инструмент налаживания диалога на местах, что может предупреждать и предотвращать эскалацию напряженности. Призываем миссию активнее работать над установлением прямых контактов между командирами подразделений украинской армии и ополчения Донбасса. Это поможет предотвращать эскалацию напряженности, это важно для проведения работ по разминированию и восстановлению инфраструктуры.

Отмечаем роль СММ в налаживании сотрудничества руководства отдельных районов с Международным Комитетом Красного Креста, у которого нет никаких проблем ни с аккредитацией, ни с доставкой гумпомощи, ни с постоянным присутствием как международных сотрудников, так и принятого на месте персонала. Уверены, что УВКБ ООН тоже сможет урегулировать формальности и распространить сферы деятельности на всю территорию Донбасса.

Пора, наконец, обратить внимание на положение населения на подконтрольной Киеву территории Донбасса. Силовики, в особенности боевики добровольческих батальонов, фактически «кормятся» с этих населенных пунктов. Не исключено, что и захват дополнительных поселков в «нейтральной полосе» связан в т.ч. с желанием поживиться. В ходе «зачисток» идут не только проверка населения «на сепаратизм», но и обычный грабеж и мародерство.

Криминальный беспредел праворадикалов и националистов уже два года терзает всю Украину. Надо дать этому всестороннюю оценку и со стороны СММ в обстоятельном тематическом докладе. В целом эта тема должна отражаться в докладах СММ на постоянной основе.

Носители радикальных националистических идей по-прежнему обладают большим влиянием на органы власти как центральные, так и местные. Они оказывают давление на правоохранительные органы, силовое воздействие на правосудие. Верховенство закона несовместимо с требованиями выпустить на свободу лиц, задержанных по подозрению в совершении тяжких преступлений, только на основании того, что они т.н. «патриоты».

Все чаще получаем сообщения о притеснении по религиозному и культурному признакам на западной Украине, нападениях на священников, захватах храмов, попытках отъема собственности, как например, в селе Птичье Ровенской области.

До сих пор нет удовлетворительного расследования «дела снайперов» на «майдане», сожжения людей в Доме профсоюзов в Одессе, расстрела людей в Мариуполе, других преступлений т.н. «патриотов». Разделяем оценки специальной комиссии Совета Европы, которая признала неудовлетворительным расследование, которое велось правоохранительными органами Украины.

Не слышим вопросов к Киеву по свободе выражения мнений, когда дело касается т.н. «бытового сепаратизма», выражения несогласия с националистическим курсом «победителей майдана».

Наказаны ли виновные в убийстве журналиста Олеся Бузины? Журналист Руслан Коцаба около года находится под арестом, и ему грозит заключение до 15 лет за выражение мнения, отличного от позиции официального Киева. Однако, это неинтересно западным коллегам, т.к. не помогает раскручивать миф о «российской угрозе».

Уважаемые господа послы, коллеги,

Придаем исключительное значение работе Контактной группы и ее профильных подгрупп. Признательны послу М.Сайдику и другим представителям ОБСЕ, усилия которых направлены на содействие сторонам в практической реализации договоренностей.

К сожалению, прогресс мог бы быть большим. Однако киевские власти явно пытаются затянуть выполнение политической части Минских договоренностей – предоставление постоянного особого статуса Донбассу, согласование закона о местных выборах, проведение конституционной реформы. Видим стойкое нежелание выполнять пункт об амнистии и отказе от преследований в связи с событиями в Донбассе.

Предлог, который для этого используется – поддержание напряженности на линии соприкосновения якобы по вине ополченцев. Это не соответствует действительности, докладам СММ. В соответствии с «Комплексом мер» политический трек – совершенно самостоятельное направление, которое должно реализовываться в рамках Контактной группы, причем, без всяких увязок или предварительных условий.

С каждым днем украинский народ платит за это все большую цену, в первую очередь, мирное население. Расползание оружия по всей Украине и, возможно, за ее пределы вызывает обеспокоенность.

Первоочередной вопрос – согласование с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей вопросов, касающихся местных выборов. Именно так записано в п.12 «Комплекса мер». Еще раз необходимо пояснить, что других партнеров для этого – кроме подписантов этого документа представителями Донбасса – у Киева нет. Выборы проводятся на украинской территории и по украинским законам.

Удивлены сомнениями украинских представителей в необходимости нового закона о выборах в Донбассе. Имеющееся законодательство с представителями регионов не согласовано, как того требует «Комплекс мер», и не отвечает ситуации. Его серьезные недостатки отметило даже БДИПЧ. Оно не регулирует ряд ключевых моментов, в том числе порядок голосования лиц, вынужденно покинувших территорию Донбасса.

Следим за темой реформирования конституции Украины. «Комплекс мер» предусматривает принятие нового основного закона, предполагающего в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе. Таким образом, поправки, которые не предполагают включение в конституцию положений о постоянном особом статусе Донбасса и с ним не согласованы, не могут рассматриваться как выполнение Киевом минских обязательств.

Мы знаем, что киевские власти способны реализовать Минские договоренности. Рассчитываем, что западные коллеги окажут им в этом необходимую поддержку, в том числе через ОБСЕ.

В заключение позвольте еще раз поблагодарить уважаемых послов Э.Апакана и М.Сайдика за их нелегкий, но крайне важный труд и пожелать успеха и удачи.

Благодарю за внимание.

x
x
Дополнительные инструменты поиска