22.01.1611:16

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 21 января 2016 года

91-22-01-2016

  • en-GB1 ru-RU1

Уважаемый господин Председатель,

Ситуация на Украине требует настойчивых и последовательных усилий международного сообщества, в которых ОБСЕ отведена ведущая роль.

Ключ к урегулированию – выполнение минского «Комплекса мер» во всей его последовательности. Альтернативы ему нет. Ключевые моменты – обеспечение деэскалации и запуск политпроцесса.

К сожалению, уважаемый представитель Украины, прибегая к антироссийской риторике, лишь пытается оправдать неспособность украинских властей выполнять «Комплекс мер». Никого это в заблуждение ввести уже не может. Совершенно ясно, что «мяч» на стороне Украины. Киев не смог добиться выполнения приказов о прекращении огня, несмотря на договоренности в Контактной группе от 13 января с.г. Добровольческие батальоны и отдельные части украинской армии саботируют приказы Киева. Под обстрел попадают даже специалисты, ведущие разминирование согласованных участков и ремонтно-восстановительные работы.

На брифинге для государств-участников 18 января с.г. зам.главы СММ А.Хуг констатировал нарастание напряженности на линии соприкосновения по причине опасного сближения позиций обеих противоборствующих сторон. Еще в конце прошлого года СММ обращала внимание на появление украинских военных в прежде никем не занятых населенных пунктах Павлополь, Пищевик и Зайцево. Постепенно ВСУ наращивали там свое присутствие. По сути, произошло одностороннее изменение географии линии соприкосновения в Донбассе. Начались обстрелы позиций ополчения.

Спецмониторинговая миссия ОБСЕ свидетельствует, что нарастанию напряженности в Донбассе предшествовала серьезная подготовка украинской стороны. ВСУ осуществили масштабную ротацию своих частей и подразделений. Устаревшая и технически неисправная техника была заменена на новые образцы вооружений. За период с 25 декабря 2015 г. по 15 января 2016 г. с украинских складов пропало 145 единиц военной техники, РСЗО и другие крупнокалиберные артустановки. При этом все ранее зафиксированные наблюдателями вооружения ополченцев в указанный период оставались на складах.

Что касается допуска наблюдателей на украинско-российскую границу, то, по информации зам.главы СММ А.Хуга, с 23 ноября 2015 г. по 17 января 2016 г. СММ посещала её 64 раза. Это означает, что наблюдатели, несмотря на случавшиеся запреты, посещали границу чаще, чем раз в день. Более того, представленная СММ карта маршрутов патрулирования свидетельствует, что Миссия ОБСЕ в буквальном смысле перекрывает все ведущие от границы дороги.

В части по-прежнему буксующего политпроцесса отметим, что именно от Киева, а не от Москвы, Донецка или Луганска зависит введение в силу закона об особом статусе Донбасса, закрепление этого статуса в конституции, согласование и ратификация Верховной Радой закона о местных выборах. Тревожно, что отдельные политики на Украине от случая к случаю пытаются переиначить суть минских и парижских договоренностей, а некоторые вообще предлагают от них отказаться. Это весьма опасные заходы.

В этой связи поддерживаем наращивание активности Контактной группы и ее рабочих подгрупп, более интенсивный диалог в «нормандском формате», другие международные контакты.

Ожидаем от украинской стороны более конструктивного подхода в политической подгруппе к согласованию положений проекта закона Украины о местных выборах в Донбассе. Нужна ясность с предоставлением Донбассу постоянного особого статуса через введение в действие соответствующего закона и внесение изменений в конституцию. Конституционная реформа, которая не согласована с представителями Донбасса, не может рассматриваться как выполнение соответствующих положений Минских соглашений.

Еще раз напомним, что вопрос о возвращении Киевом контроля над границей напрямую зависит от достижения всеобъемлющего политического урегулирования.

Призываем Киев снять антигуманную экономическую блокаду Донбасса и ограничения на перемещение граждан, предпринять меры по восстановлению банковского сектора, облегчить доступ населения к медицинским и другим услугам.

Приветствуем разминирование отдельных участков вдоль линии соприкосновения и восстановление объектов критически важной инфраструктуры.

Поддерживаем работу cпецмониторинговой миссии ОБСЕ, ее кадровое и техническое укрепление, еще более плотный мониторинг вдоль линии соприкосновения с открытием новых передовых патрульных баз. Для деэскалации требуется больше прямых контактов между сторонами на линии соприкосновения. Анализ докладов СММ ОБСЕ показывает нарушения с обеих сторон по обстрелам, отводу техники, препятствиям работе наблюдателей, в том числе созданию помех и стрельбе по беспилотникам.

Нужен обзор деятельности экстремистских военизированных формирований на Украине, в особенности, в зоне конфликта. Сообщений о факельных неонацистских маршах недостаточно. Радикальные элементы не только провоцируют эскалацию в Донбассе, но и разжигают ненависть и нетерпимость на Украине, препятствуют мирному урегулированию конфликта.

Абсолютно недопустимы обстрелы наблюдателей. Считаем неубедительными утверждения о непричастности украинских силовиков к инциденту в Марьинке. Попытки использовать уязвимость наблюдателей ОБСЕ в качестве аргумента в пользу изменения формата международного присутствия на Украине неприемлемы. Мандат СММ наиболее полно отвечает требованиям ситуации.

Благодарю за внимание.

Показывается результатов: 1.
x
x
Дополнительные инструменты поиска