24.12.1520:11

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 24 декабря 2015 года

2533-24-12-2015

  • en-GB1 ru-RU1

 

О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Катара Х.Аль-Атыйей

 

Подробная информация о визите в Москву Министра иностранных дел Катара Х.Аль-Атыйеи размещена на официальном сайте МИД России.

25 декабря в Москве состоятся переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Государства Катар Х.Аль-Атыйей, в ходе которых будет рассмотрен комплекс вопросов дальнейшего развития российско-катарских отношений. Стороны обменяются мнениями по наиболее актуальной ближневосточной и международной повестке дня.

По сирийской проблематике имеется в виду обстоятельно обсудить дальнейшие шаги в рамках Международной группы поддержки Сирии (МГПС), в том числе в контексте итогов очередной министерской встречи МГПС в Нью-Йорке и заседания СБ ООН.

Еще одной темой предстоящих переговоров станет укрепление политической координации в рамках стратегического диалога Россия-Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), очередное министерское заседание которого мы планируем провести в 2016 г. в Москве.

Намерены также затронуть проблематику  обеспечения комплексной безопасности в зоне Персидского залива, в том числе на основе соответствующей российской концепции, которая получила ранее принципиальную поддержку со стороны наших партнеров из ССАГПЗ

 

О заседании Контактной группы в Минске

 

22 декабря в столице Белоруссии состоялось последнее в этом году заседание Контактной группы. Продолжена работа по поиску решений практических вопросов урегулирования кризиса на Украине.

Были констатированы подвижки в вопросах разминирования. В частности, на большинстве определенных ранее приоритетных участках уже начаты подробные практические работы. На профильной подгруппе был согласован общий подход к гарантиям безопасности и организации таких работ, в т.ч. по ведению реестра разминируемых объектов. В целом стороны договорились стремиться к завершению разминирования всех 12 приоритетных участков к очередному заседанию Контактной группы, которая запланирована на 13 января. Уже начата работа по определению следующих первоочередных объектов.

К сожалению, из-за позиции украинской стороны фактически был сорван давно планировавшийся брифинг представителей Совместного центра по контролю и координации. Причина заключается в том, что в состав донецкой делегации был включен заместитель командующего корпусом Минобороны провозглашенной ДНР Э.А.Басурин, который специально приехал в Минск для выступления на этом брифинге. Его появление в кулуарах стало неожиданностью для украинской делегации, несмотря на то, что данный вопрос обсуждался на прошлом заседании Контактной группы, которое состоялось за неделю до последнего заседания в этом формате.

Все это происходит в условиях непростой обстановки на линии соприкосновения, когда от уровня доверия между военными зависит будущее перемирия, которое из-за участившихся провокаций становится все более хрупким.

В таком контексте своевременным стал призыв спецпредставителя ДП ОБСЕ М.Сайдика о полном прекращении огня с 23 декабря на весь период новогодних и рождественских праздников. Полагаем, что режим тишины на Донбассе не должен ограничиваться зимними каникулами, а носить бессрочный характер. Это та цель, к которой нужно стремиться.

В своем заявлении М.Сайдик отметил также вопрос продления работы Контактной группы в 2016 г., выразил приверженность неукоснительному соблюдению «Комплекса мер» и высказался в пользу дальнейшего деятельного участия в минском процессе представителей Донецка и Луганска.

В свою очередь, убеждены в необходимости продолжения в новом 2016 г. последовательной работы по обеспечению выполнения положений «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года во всей их полноте и последовательности на основе прямого диалога Киева с Донбассом как ключевой предпосылки всеобъемлющего и жизнеспособного урегулирования украинского кризиса.

 

О ситуации вокруг О.В.Хлюпина

 

В настоящее время в СИЗО № 13 г.Киева содержится под стражей гражданин России Хлюпин Олег Вячеславович, 23.11.1985 г.р., в отношении которого в марте с.г. Службой безопасности Украины (СБУ) было возбуждено уголовное дело по ч.З. ст.15 и 4.1. ст.258-3 Уголовного кодекса Украины – незаконченное покушение на участие в террористической организации (Луганская Народная Республика).

С момента получения официального уведомления украинской стороны о задержании российского гражданина эта ситуация находилась под особым контролем российского внешнеполитического ведомства, нашего представительства на Украине, в частности, консульского отдела Посольства. В начале мая по нашей инициативе в дело россиянина в качестве защитника был введён опытный украинский адвокат Валентин Рыбин – учредитель организации «Фонд правового содействия иностранцам «Одиссей», защищавший и защищающий многих российских и украинских граждан, обвиняемых на Украине в связи с событиями на востоке страны.

Мы констатируем и говорим об этом с огромным сожалением. Украинская сторона намеренно затягивала предоставление консульского доступа к российскому гражданину. Только после того, как О.Хлюпин и его защитник отказались от ознакомления с обвинительным актом, 16 сентября СБУ такой доступ предоставила.

Мало того, мы не первый раз сталкиваемся с ситуацией, когда, с одной стороны, Киев отказывает в доступе российским дипломатам, работающим на Украине, к гражданам, которые задерживаются, арестовываются в этой стране, а с другой – спекулирует на том, что постоянно вбрасывает в СМИ, а также дает соответствующие комментарии журналистам о том, что россиян бросили и их судьбой не занимаются.

Я привела только один пример. Судьбой российского гражданина занимались, занимаются и будут заниматься. Но факты налицо – в консульском доступе отказывается намеренно.

Из беседы с россиянином стало очевидно, что 20 февраля с.г. он въехал из России на территорию провозглашенной республики для посещения своего слепого отца-инвалида, проживающего на территории Луганской области в части, остающейся под контролем киевских властей. Он попытался пересечь линию разграничения в районе населённого пункта «Станица Луганская», в результате чего был захвачен вооружёнными людьми и 12 суток подвергался насилию, пыткам и угрозе смерти со стороны военнослужащих вооружённых сил Украины, членов т.н. территориальных батальонов (в т.ч. «Айдар» и «Торнадо»), а также сотрудников СБУ. В итоге российский гражданин был доставлен сотрудниками СБУ в г.Киев в багажнике легкового автомобиля и подвергнут официальному аресту. Если мы попытаемся охарактеризовать, что делали и как вели себя в отношении российского гражданина сотрудники т.н. СБУ, то вряд ли можно подобрать какое-либо иное слово, кроме как «обработка».

Необходимо отметить, что такое отношение, методика, принципы вседозволенности применяются практически ко всем сторонникам провозглашенных республик и сочувствующим, которые задерживаются украинской стороной на востоке страны. Традиционно была организована запись признательных показаний О.Хлюпина «на камеру». При встрече с российским консулом наш гражданин сообщил, что для видеосъемки его гримировали после побоев 4 часа. Гримирование в течение 4-х часов сложно назвать гримом, скорее всего, это была какая-то маска. Страшно себе представить, что было под гримом.

При оформлении 4 марта протокола задержания по совету следователя он отказался от государственного адвоката. К О.Хлюпину был введён подставной адвокат, работавший на следствие и убедивший россиянина подписать самооговор под устные гарантии последующего освобождения.

О.Хлюпин первоначально содержался в СИЗО СБУ, где находятся особо важные арестанты. Позже, когда следователям стала очевидна полная невиновность россиянина, он был переведён в центральный киевский изолятор пенитенциарной службы, где и находится по настоящее время.

В дальнейшем О.Хлюпин от самооговора отказался. В ходе досудебных действий следователи неоднократно настоятельно советовали, применяя угрозы, отказаться от того защитника, которого он выбрал.

Во время пребывания в СИЗО О.Хлюпина посещали представители украинского института уполномоченного по правам человека, не проявившие особой заинтересованности к его судьбе, ситуации, особенно к его состоянию здоровья. Также его навещали сотрудники Международного комитета красного креста.

В октябре обвинительный акт был направлен в Беловодский районный суд Луганской области. В настоящее время слушания проходят в режиме видеоконференции, что, к сожалению, с учётом требований безопасности усложняет присутствие представителей российского Посольства в суде. Решением суда мера пресечения в виде содержания под стражей продлена до 12 января 2016 г.

Силами российского Посольства налажено снабжение О.Хлюпина предметами первой необходимости, одеждой, продуктами питания. Установлен контакт с родственниками подсудимого.

Мы квалифицируем это как абсолютную безнаказанность, вседозволенность, чисто политическое, стопроцентно ангажированное неправовое отношение украинских спецслужб к российскому гражданину.

Безусловно, мы будем дальше не просто следить за ситуацией, но активно добиваться того, чтобы в отношении российского гражданина восторжествовала справедливость. Несмотря на все эти спекуляции и вбросы, наше Посольство и дипломаты продолжают работу по освобождению О.Хлюпина.

 

О принятии резолюции СБ ООН по Ливии

 

23 декабря Россия поддержала принятие резолюции Совета Безопасности ООН 2259 по Ливии, руководствуясь необходимостью безотлагательного решения задач оздоровления обстановки в этой стране, восстановления ее территориальной целостности и единства государственных институтов.

В ходе работы над текстом нам удалось добиться отражения в нем принципиальных положений, которые, на наш взгляд, будут в наибольшей степени способствовать скорейшему выходу Ливии из тяжелого периода безвременья, начавшегося в 2011 г. в результате натовской интервенции, грубого вмешательства во внутренние дела Ливии и расправы над М.Каддафи, повлекших самые печальные и трагические последствия для целого государства.

В принятой резолюции подчеркивается необходимость диалога между будущим правительством национального согласия и всеми влиятельными политическими силами по вопросу формирования устойчивых, инклюзивных органов власти, их активного подключения к политическому процессу.

В этой связи приветствуем усилия ООН и лично спецпредставителя Генсекретаря по Ливии М.Коблера на этом направлении. Исходим из того, что миссия всемирной Организации будет взаимодействовать со всеми патриотическими силами с целью решения фундаментальной задачи – обеспечения национального примирения в Ливии. Урегулирование ливийской проблемы может быть достигнуто только ливийским народом, сами ливийцы должны решать свою судьбу.

Задачу восстановления территориальной целостности страны не решить без устранения террористической угрозы в лице ИГИЛ и других террористических организаций, которые, находясь под плотным огнем в Сирии, пытаются теперь закрепиться на ливийской земле. В интересах не только ливийского народа, но и всех стран североафриканского региона – это одна из основных задачнайти силы, чтобы предотвратить такое развитие событий.

В целом, полагаем, что принятая резолюция – это только начало совместной работы по ливийскому урегулированию, открывающей возможности для взаимодействия со всеми ливийскими сторонами в целях обретения страной подлинного единства и стабильности.

 

О межйеменских консультациях в Швейцарии

 

15-20 декабря в Швейцарии под эгидой ООН состоялся очередной раунд консультаций между делегациями правительства Йемена, хуситского движения «Ансар Алла» и партии Всеобщий народный конгресс (ВНК) по урегулированию продолжающегося на территории Йемена вооруженного конфликта.

Впервые за все время проведения таких переговоров их участники в принципиальном плане согласовали механизмы решения первоочередных вопросов политического, военного и гуманитарного характера, включая обмен военнопленными и политзаключенными. Достигнута также договоренность о мерах укрепления доверия, обеспечении гуманитарного доступа в третий по величине город страны Таиз и другие ее районы. Следующий этап межйеменских контактов под эгидой ООН намечен на середину января 2016 г.

Выражаем удовлетворение тем, что стороны внутрийеменского конфликта нашли в себе силы преодолеть взаимное недоверие и враждебность, начать диалог за столом переговоров. Приветствуем объявленное прекращение огня и призываем к его четкому соблюдению.

Ключевую задачу на данном этапе видим в скорейшем и повсеместном соблюдении режима затишья и отказе от насилия, снятии морской и воздушной блокады. Это открыло бы путь к преодолению критической гуманитарной ситуации в Йемене, помогло бы сделать страдания мирных граждан не такими тяжелыми и всю ситуацию менее трагичной. Необходимо заложить надежную основу для скорейшего налаживания полномасштабного политического процесса, результатом которого стало бы восстановление йеменской государственности и законности на основе соответствующих решений СБ ООН и Конференции по национальному диалогу.

 

О китайской инициативе по проведению встречи представителей сирийского Правительства и оппозиции

 

Хотела бы ответить на поступившие вопросы относительно отношения России к китайской инициативе по проведению встречи представителей сирийского Правительства и оппозиции на территории КНР.

Как известно, позиция Российской Федерации состоит в том, чтобы максимально широкий круг сирийских оппозиционных сил определил своих представителей и сформулировал общие позиции (некую платформу) для переговоров с Правительством САР. Считаем, что при этом должны учитываться итоги многочисленных встреч сирийской оппозиции, состоявшихся в Москве, Эр-Рияде, Каире, Астане, Дамаске, в других странах и городах. Для нас все эти площадки важны и результаты этих встреч должны учитываться. Рассматриваем каждую из них в качестве вклада в своеобразную, символическую копилку по подготовке к запуску под эгидой ООН переговорного процесса с целью политического урегулирования кризиса в Сирии в соответствии с Женевским коммюнике от 30 июня 2012 г. и Венскими заявлениями от 30 октября и 14 ноября с.г., одобренными резолюцией 2254 СБ ООН от 18 декабря с.г. Ожидаем, что завершающие усилия в этом направлении приложит спецпосланник Генсекретаря ООН по Сирии С. де Мистура. Именно такое поручение дано ему по итогам состоявшихся встреч и мероприятий в Нью-Йорке.

По российской оценке, китайская инициатива соответствует этой задаче и могла бы стать существенным элементом в ее комплексном решении.

 

О докладе «Amnesty International» в отношении действий ВКС в Сирии

 

Накануне брифинга к нам поступило большое количество вопросов относительно российских оценок доклада организации «Amnesty International», которая обвинила российскую сторону в массовой гибели гражданского населения в результате нанесения авиаударов.

Эта тема подробнейшим образом комментировалась Министерством обороны. Могу лишь подтвердить наши оценки. Мы солидарны и разделяем мнение наших военных экспертов. Вновь повторяем, что в докладе не представлена фактура. Нельзя считать фактурой информацию, которая используется без ссылок на проверенные достоверные источники. Эти материалы нельзя назвать фактическими данными. Все это создает печальное впечатление о работе, которую ведут правозащитники на сирийском треке.

В Сирии 4 года идет конфликт, борьба с международным терроризмом, гибнут дети, женщины, старики. К сожалению, мы не видим констатации этих фактов, а видим политизированный подход, постоянные вбросы т.н. «снимков документов», которые даже без глубокого экспертного анализа являются очевидной подделкой, фейком. Такие организации и структуры, как «Amnesty International» и многие другие, обладают достаточным потенциалом, чтобы представить комплексный, глубокий, настоящий анализ гуманитарной ситуации, ситуации с правами человека в Сирии. Хочется призвать всех представителей этой и других организаций заняться делом, а не использовать с понятной целью вбрасываемые материалы.

 

К вопросу о миграционном кризисе в Европе

 

С глубокой озабоченностью наблюдаем за развитием ситуации, связанной с массовым прибытием в Европу беженцев из региона Ближнего Востока и Северной Африки. По сути, это гуманитарная катастрофа – именно так мы квалифицировали ее ранее и так же оцениваем и сейчас. Она стала следствием безответственного и недальновидного вмешательства во внутренние дела суверенных государств в целях их дестабилизации и насильственной смены неугодных правительств в регионе.

Если говорить о том, что это вмешательство было безответственным и недальновидным, то возникают определенные вопросы. Как вы, наверное, видели в западной прессе появилась статья относительно того, что, оказывается, действия американской администрации, представителей американского политического истеблишмента были хорошо спланированы. Речь шла о насильственной смене власти в Сирии, делалось это планомерно, шаг за шагом. Можно говорить, что исход людей с Ближнего Востока – это результат непродуманной политики. Мне кажется, здесь можно поспорить. Возможно, это была продуманная политика, по крайней мере, об этом говорится во многих публикациях.

Хотела бы коснуться статистики. По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, по состоянию на сегодняшний день, количество беженцев и мигрантов, которые прибыли в Европу, достигло 972,5 тыс. человек, число погибших и пропавших без вести на море – 3625 чел. В 2015 г. основными странами прибытия мигрантов в ЕС были Греция (818,7 тыс. чел.) и Италия (150,2 тыс. чел.), странами исхода – Сирия, Афганистан, Ирак, Эритрея, Нигерия, Пакистан и Сомали. Турция, по данным этого же источника, приняла на своей территории более 2,2 млн. сирийских беженцев.

Считаем важным обеспечить надлежащий контроль за миграционными потоками, создать дополнительные каналы законной миграции, исключить возможность для проникновения в европейские страны террористов вместе с людьми, действительно нуждающимися в помощи. Необходимо также четко проводить различие между беженцами по смыслу Конвенции о статусе беженцев, принятой в 1951 году и Протокола к ней от 1967 года, и нелегальными экономическими мигрантами, которые попросту пользуются сложившейся ситуацией.

Собственно говоря, в наших оценках мы изначально разграничивали эти понятия.

На настоящий момент отмечаем низкую результативность усилий стран Евросоюза по разрешению данного кризиса. Причина – не столько в массовом характере этого явления, но и в отсутствии согласованной позиции государств ЕС относительно практических мер по разрешению этой непростой и, к сожалению, все нарастающей проблемы.

Все это серьезно сказывается на положении беженцев, которые на своем пути в Европу сталкиваются со значительными проблемами, многие погибают – цифры говорят сами за себя. Хаос (по-другому сложно охарактеризовать эту ситуацию), который мы наблюдаем на границах европейских государств, в том числе внутри Шенгенской зоны, чреват потерей контроля властей над ситуацией. Такие примеры мы тоже видели.

Призываем наших европейских коллег более ответственно подходить к своим международным обязательствам в сфере обеспечения и защиты прав беженцев, руководствуясь, в том числе, резолюцией 2240 СБ ООН от 9 октября 2015 г. относительно ситуации в Средиземном море.

Россия выступает за активизацию и координацию усилий международного сообщества с целью нахождения политических решений продолжающихся конфликтов в регионе Ближнего Востока и Северной Африки и противодействия международному терроризму, прежде всего, «Исламскому государству», на общепризнанной международно-правовой основе и при ключевой роли ООН.

Основная задача на сегодняшний день заключается в устранении первопричин нынешнего миграционного кризиса, и прежде всего – в достижении мирного урегулирования в Сирии и Ливии. Отмечаем, что осознание этого постепенно, не так быстро, как хотелось бы, но происходит в европейских столицах.

Не менее важным моментом является содействие странам исхода мигрантов в социально-экономическом развитии и государственном строительстве. Я уже говорила сегодня о тех усилиях, которые предпринимаются, в частности, на ливийском направлении.

Полагаем, что государства, ответственные за развязывание конфликтов, должны нести также очень серьезную ответственность за оказание гуманитарной помощи их жертвам.

 

О публикации норвежской прессы
относительно поставок нефти ИГИЛ
в Турцию

 

Глобализация дает о себе знать и все темы так или иначе связаны. Хотела бы сказать несколько слов о публикации в норвежской прессе относительно поставок нефти ИГИЛ в Турцию.

Как вам известно, на днях норвежская газета «Классекампен» опубликовала попавшие в её распоряжение выдержки из подготовленного в июле с.г. по заказу МИД Норвегии доклада авторитетной консалтинговой компании «Рюстад Энерджи». Судя по материалу, опубликованному в газете, главный вывод доклада состоит в том, что основная часть нефти, которую террористическая организация ИГИЛ добывает на подконтрольных ей территориях Сирии и Ирака, вывозится в Турцию многочисленными колоннами большегрузных автомобилей, переоборудованных под транспортировку нефтепродуктов. Хочу отметить, что речь идет о докладе, который был подготовлен в июле. Эксперты «Рюстад Энерджи» отмечают, что в Турции уже много лет бесперебойно функционирует «черный рынок» поставок нефти от «Исламского государства», благодаря и, в первую очередь, в связи с попустительством и коррумпированностью турецких властей.

Таким образом, российская информация об активной контрабанде добываемой ИГИЛ нефти через территорию Турции, используемой для финансирования террористической деятельности этой преступной организации, подтверждается и другими источниками. На это, как оказывается, давно обратили внимание своих властей компетентные норвежские эксперты. К сожалению, этот важный аспект не нашел видимого отражения в подходах к урегулированию сирийского кризиса и борьбе с ИГИЛ со стороны официального Осло. Видимо, власти этой страны не хотят портить отношения со своим союзником по НАТО – Турцией, может быть, не хотят выносить сор из натовской избы. Кто знает.

Россия, как известно, предпринимает меры с тем, чтобы перекрыть пути доставки нефти террористами. Рассчитываем на активное действенное взаимодействие с другими странами в этих целях.

Хотела бы напомнить, что не так давно Президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил о готовности уйти в отставку, если будет доказан факт покупки Анкарой, или при попустительстве Анкары, нефти у террористической группировки. Процитирую турецкого Президента: «Обвинение в том, что Турция якобы покупает нефть у ИГИЛ, неприемлемо, и говорить это аморально. И такие темы просто так заявлять не получится, нужно предъявлять доказательства. Если такие документы есть – пусть покажут (в общем-то, показали). Если этот факт будет доказан, я не останусь в этом кресле», – сказал Президент Турции Р.Т.Эрдоган журналистам на полях климатического саммита в Париже.

Хотелось бы уточнить, что там с креслом?

 

Об очередном расширении антироссийских санкций США в контексте событий на Украине и в Крыму

 

Как вы знаете, государственные структуры США расширили антироссийские санкции и многие просили это прокомментировать. На эту тему уже высказался заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации С.А.Рябков. В дополнение к уже имеющимся оценкам хотела бы сказать еще несколько слов.

Можно лишь еще раз повторить, что в подобных шагах никакой разумной логики мы не видим. Единственное, чем на наш взгляд руководствуется американский политический истеблишмент, так это желанием дополнительно уколоть, ущемить, сделать неприятно России. Тем более, что новые рестрикции введены практически «по следам» только что состоявшихся в Москве переговоров с Госсекретарем США Дж.Керри, в ходе которых предметно обсуждались пути взаимодействия в решении наиболее острых международных и региональных проблем, в том числе по Украине. С одной стороны, мы с американцами ищем пути урегулирования украинского кризиса, а с другой, наши партнеры предпринимают меры в контексте решения этой же проблемы, чтобы каким-то образом наказать Российскую Федерацию. Мало того, это все делается как бы вдогонку принятой единогласно, с полным консенсусом и проработанной в плотной координации с нашими американскими коллегами резолюции СБ ООН по Сирии в поддержку Венского процесса. Это весьма специфическое понимание сотрудничества и взаимодействия с Россией на международной арене. Не случайно и совпадение по времени данного шага Администрации США с вступлением в силу решения Брюсселя о продлении санкций Евросоюза.

Дополнительным подтверждением в пользу того, что у нынешней Администрации США отсутствуют логическое мышление на этом направлении, и они оторваны от действительности или ее здравой оценки, является процесс реализации Минских договоренностей. Процесс идет, констатируются подвижки, об этом говорят все. Но самое интересное, что в новый санкционный список был внесен В.Н.Дейнего, представитель ЛНР на переговорах с Украиной. В этой связи очень сложно говорить о каком-то реалистичном подходе американцев к украинскому урегулированию. Как можно усложнять жизнь тем, от кого зависит продвижение и реализация Минских договоренностей на практике?

Очевидно, что Администрация Б.Обамы стремится хоть как-то компенсировать неэффективность уже введенных санкций за счет их дальнейшего продвижения по этому абсурдному пути. Возникает много вопросов, но вообще непонятно, чем, например, не угодили американской стороне такие фигуранты «ограничительного листа» как Ялтинская киностудия. Это сложно понять. Но еще сложнее понять, что сделали плохого Администрации Б.Обамы Азовский ликеро-водочный завод вместе с комбинатом шампанских вин «Новый свет»? Может быть это что-то личное?

Нас также спрашивали о реакции со стороны российской стороны на подобные действия Вашингтона. Вы знаете, ответ, конечно, будет. Со временем подберем для наших американских коллег что-нибудь свое, особенное.

 

О завершении строительства базы ПРО США в Румынии

 

Еще одна тема, связанная со своеобразным пониманием и прочтением американцами международного сотрудничества и взаимодействия. 18 декабря было объявлено об окончании строительных работ на базе ПРО в местечке Девеселу в Румынии и о ее передаче под командование ВМС США. После периода тестирования и отладки оборудования объект выйдет на уровень «оперативной готовности» в первой половине 2016 г. Таким образом, завершен второй этап «поэтапного адаптивного подхода» к развертыванию в Европе элементов американской глобальной ПРО.

Мы неоднократно высказывали российскую точку зрения и оценки относительно противоракетных планов США и отмечали, что они идут вразрез с задачами укрепления международной безопасности и стабильности. Тем не менее, США и их союзники упорно продолжают осуществлять эту дестабилизирующую и опасную программу. Используемые Вашингтоном аргументы становятся все менее и менее правдоподобными.

Обращает на себя внимание, что в состав размещенного в указанном месте комплекса ПРО «Иджис Эшор» входят универсальные пусковые установки Мк-41, которые используются на кораблях ВМС США для запуска как ракет-перехватчиков, так и крылатых ракет средней дальности «Томагавк». Это дает нам основание рассматривать их появление на суше, как прямое нарушение США требований Договора о РСМД.

 

Об очередном акте вандализма на кладбище советских воинов в польском городе Калиш

 

Вновь вынуждены вернуться к теме вандализма на кладбищах советских воинов в Польше.

Вопреки неоднократным заявлениям властей Польши о том, что ими якобы прилагаются все усилия для охраны и поддержания в порядке могил советских солдат на польской земле, война с нашими мемориальными объектами в там, включая воинские захоронения, не прекращается. Очередной акт вандализма (иначе не могу его охарактеризовать) совершен на кладбище воинов Красной Армии в Калише, где 20 декабря осквернению подверглись 11 надгробий солдат, погибших при освобождении этого города в январе 1945 г. Это уже второй за год подобный случай в отношении одного и того же захоронения. Первый случай, как вам известно, произошел в феврале.

Расцениваем подобные действия как прямой результат развернутой в Польше на официальном уровне целенаправленной деструктивной кампании по пересмотру освободительной роли СССР и Красной Армии в годы Второй мировой войны. Помимо идеологии всегда нужно помнить о людях. В конце концов, Польшу освобождали обычные солдаты. Речь идет о судьбах и памяти конкретных людей. Они отдали свою жизнь за то, чтобы многие поляки ее обрели спустя десятилетия. Нужно думать хотя бы об этом, когда нам в очередной раз будут готовить ответ о том, что все нормально, ничего не происходит, а могилы оскверняются и мемориальные комплексы подвергаются вандализму просто по чистой случайности. Нужно помнить о конкретном вкладе конкретных людей, а не думать о тех идеологиях, которые доминировали в той или иной стране на тот момент.

Заявлен решительный протест в связи с очередным фактом антироссийского варварства. Многие годы мы пытались дипломатично и тактично донести до польской стороны то, что нас волнует. Но сейчас ситуацию можно охарактеризовать как «варварство». Этот решительный протест доведен до сведения официальных польских инстанций, в том числе временного поверенного в делах Польши Москве.

Ожидаем реакции официальных властей Польши. Требуем принятия незамедлительных мер по восстановлению поврежденных надгробий в их первоначальном виде и недопущению подобных варварских инцидентов в будущем. С учетом задержания злоумышленника на месте преступления будем внимательно отслеживать ход предстоящего судебного разбирательства, итоги которого, на наш взгляд, станут тестом для польского правосудия на объективность.

 

О ситуации вокруг мемориала в г.Монтекассино (Италия) в память о погибших поляках во время Второй мировой войны

 

Хотелось бы продолжить тему в несколько ином ракурсе. Иногда обращаешься к партнерам, а они остаются «глухи» к просьбам, к тому, что важно тебе, потому что для них та или иная тема не является актуальной, субстантивной, болезненной и жизненно важной как для нас или других партнеров. Многим могло показаться, что, возможно, для польской стороны проблема памятников не является важной и серьезной. Но это большое заблуждение. На самом деле польские дипломаты, польские граждане и официальные лица очень чувствительны, когда гораздо менее значимые случаи происходят в отношении их солдат.

Польские дипломаты в Италии развили активную деятельность по защите польского военного кладбища в г.Монтекассино. Это место считается для поляков священным с точки зрения сохранения памяти о польских соотечественниках, которые погибли на итальянской территории в годы Второй мировой войны. Напомню, что в 1944 г. в ходе многодневного штурма высоты, на которой расположен монастырь бенедиктинцев, и где проходила линия немецкой обороны, блокировавшая путь на Рим, погибло более тысячи польских солдат, сражавшихся на стороне союзников.

Хочу объяснить, что вызвало возмущение у польских дипломатов в Италии. Итальянские гражданские и церковные власти разрешили развернуть на участке, который непосредственно примыкает к кладбищу, рождественский базар.

Как стало известно нашим коллегам в Италии, после инспекции данного места польскими дипломатами, Посольство Польши направило ноту протеста в МИД Италии, а также было сделано жесткое обращение к руководству монастыря.

Помимо нарушения морально-нравственных принципов, польская дипмиссия усмотрела в произошедшем несоблюдение разработанных ЮНЕСКО международных стандартов о т.н. «буферных зонах» около мемориальных памятников. Значит для них это тоже важно, они тоже чувствуют и понимают. Но если вы так трепетно относитесь к памяти своих, то должны точно также относится и к памяти тех, кто сражался с вашими же солдатами плечом к плечу, отстаивая одни и те же ценности.

Возьму на себя смелость предположить, что эти польские солдаты, за чью честь сейчас вступается посольство Польши в Италии, разделили бы наши оценки. Потому что они, наверное, на тот момент делили солдат не по идеологическому принципу, а на тех, кто защищал и освобождал Польшу, и на тех, кто на нее нападал и уничтожал поляков.

Посольство Польши потребовало вмешательства итальянских властей для выправления ситуации.

В беседе с польскими коллегами сотрудники Посольства России в Риме выразили сожаление в связи со случившимся и подчеркнули при этом, что теперь те должны гораздо лучше понимать чувства, которые испытывают россияне, которые сталкиваются с осквернением советских мемориальных объектов, в том числе в Польше.

Информация о событиях вокруг польского военного кладбища нашла отражение и в итальянской прессе. По сообщениям итальянских СМИ, после обращения Посольства Польши в Италии рождественский рынок в г.Монтекассино был демонтирован.

 

О запуске нового аккаунта в сети «Твиттер»

 

В канун Нового года хотели бы объявить о запуске нового сетевого  продукта для пользователей соцсетей, интересующихся Россией  – «Твиттер»-аккаунта @RUSSIA. Некоторое время мы вели этот аккаунт в тестовом режиме и сегодня готовы его представить Интернет-сообществу.

Планируется, что новый ресурс, созданный при поддержке редакции «Russia beyond the headlines», будет освещать основные неполитические – культурные, спортивные, научно-технические, гуманитарные, экономические - события в России, а также за рубежом при российском участии.

Аналогичные аккаунты ведут внешнеполитические ведомства многих зарубежных стран. В этом нет ничего удивительного, ведь именно дипломаты лучше других знают, как представлена в иностранных СМИ и как воспринимается другими народами их страна.  Вот и мы решили рассказывать «из первых рук» о самом интересном в нашей прекрасной, разнообразной и уникальной стране, о ее замечательных людях. Надеемся, что новый ресурс вам понравится.

Обещаем ретвитить интересные сообщения о России редакций СМИ, которые вы представляете.

 

Из ответов на вопросы:

 

Вопрос: Вчера Министр иностранных дел России С.В.Лавров встречался с лидером турецкой Демократической партии народов (ДПН) С.Демирташем. Какие вопросы в дискуссии были основными?

Ответ: Я думаю, что Вы ознакомились с комментарием Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе его встречи с С.Демирташем. Начало переговоров было открыто для СМИ. С.В.Лавров перечислил вопросы, которые были с нашей точки зрения актуальными в ходе переговоров с г-ном С.Демирташем.

Безусловно, ситуация в регионе стала основной темой обсуждения. Вопросы контртеррористической борьбы, а также темы, находящиеся сейчас на повестке международного сообщества в связи с ситуацией в регионе, были отражены во вчерашней дискуссии.

Вопрос: Есть ли у России планы помогать курдам Иракского Курдистана в их борьбе против ИГИЛ?

Ответ: Об этом сказал Министр иностранных дел России С.В.Лавров. Вы можете прочитать об этом во вступительном слове Министра на переговорах с турецким лидером ДПН. Он высказался по этому вопросу очень четко.

Вопрос: Лидер турецкой Демократической партии народов С.Демирташ хотел открыть представительство своей партии в Москве. Как Россия оценивает такое предложение?

Ответ: Я должна уточнить, сейчас у меня нет конкретной информации по этому вопросу.

Вопрос: Лидер турецкой ДПН С.Демирташ в ходе своего пребывания в Москве не скрывал, что он приехал в том числе, чтобы «прощупать почву» для возможности примирения Москвы и Анкары. Так ли это на самом деле? Если да, то каковы его успехи?

Ответ: Отвечу на этот вопрос не в контексте отдельного примера, а глобально. Что касается посреднических усилий, то каждое государство и его представители имеют на это право. Мы исходим из того, что Россия и Турция являются суверенными странами и проводят свою политику с учетом собственных интересов. Каждое из наших государств прекрасно это понимает. По крайней мере, могу четко сказать за Российскую Федерацию; насчет понимания Турции того, что они сделали и отдают ли они себе отчет в содеянном, есть большие сомнения. В любом случае, в качестве суверенных государств мы исходим из понимания собственных интересов. Мы сказали о нашей позиции и оценках того, что привело к ухудшению отношений с Турцией. Мы также подчеркнули, что наши оценки не распространяются на народ Турции. Мы неоднократно на высшем и высоком уровне подчеркивали, что, хотя ухудшение двусторонних отношений, безусловно, скажется на людях, живущих в наших странах, но сфокусировано оно только в отношении властей Турции, которые руководили акцией, связанной с трагедией, когда был сбит российский самолет. Мы регулярно об этом говорим. Мы все слышали заявления турецкой стороны. Вопрос заключается не в посредниках или в посреднических усилиях, а в осознании политическим руководством Турции, «давшим зеленый свет» произошедшему, того, что они сделали.

Еще раз подчеркну, мы с уважением относимся к любым попыткам наших коллег, понимающих всю сложность нынешних российско-турецких отношений,  их нормализации. Но мы должны ориентироваться на то, осознала ли турецкая сторона то, что она сделала. Мы видим, что пока турецкое руководство только усугубляет ситуацию, причем делает это семимильными шагами. Для чего? Совершенно непонятно.

Вопрос: Вы уже говорили о докладе международной неправительственной организации «Amnesty International». Хотелось бы вернуться к этому очень резонансному документу. Немного удивляет, что когда оценки «Amnesty International» совпадают с российскими и стране выгодны, например, это происходит, когда МИД России использует данные организации о нарушении прав человека на Западе, то в Министерстве иностранных дел называют эту организацию авторитетной. Но когда в «Amnesty International» звучит критика в адрес России, то сразу аргументы из докладов представляются, как «фейки». Это так?

Ответ: Комментируя этот доклад, я не сказала, что «Amnesty International» не является авторитетной организацией, а лишь подчеркнула, что являясь таковой, она должна сфокусироваться на реальном глубоком анализе происходящего. Как в случаях, когда наши оценки совпадают с мнением этой организации, так и в случаях, когда они не совпадают, мы исходим из того, что эта организация действует на соответствующем поле достаточно давно, имеет вес и голос, и что она должна делать максимум, чтобы предоставлять объективные оценки.

Что касается цитирования и замалчивания некоторых данных. Как вы знаете, мы инициативно комментируем эти вопросы, как тогда, когда наши оценки совпадают, так и тогда, когда они не совпадают. Мы говорим для того, чтобы подчеркнуть, в чем заключаются наши претензии к этой организации. В данном случае мы не говорим о том, что это плохая или недостойная структура, и поэтому мы с ней не согласны. Мы говорим, что мы не согласны с использованием информации от непроверенных и недостоверных источников. Вопрос не в том, что нам не нравятся те данные, которые приводит «Amnesty International». Нам не нравятся то, что приводятся данные непроверенных и недостоверных источников. Каждый раз, когда мы используем информацию, совпадающую с нашими оценками, мы также обращаем внимание на источники. Я не вижу здесь никакого двойного подхода и никаких двойных стандартов. Это похоже на отношение с иностранными государствами, когда есть точки соприкосновения и есть вопросы, по которым наши взгляды расходятся. Мы говорим и о том, и о другом.

Еще раз подчеркну то, о чем я сказала во вступительном слове: именно исходя из веса «Amnesty International» и ее авторитета мы ждем от нее тщательнее проверенных данных, которые опирались бы на серьезные источники.

Вопрос: Уточните, пожалуйста, действительно ли у российской стороны есть полная стопроцентная уверенность, что в результате действий российской авиации в Сирии не гибнут мирные жители.

Ответ: Это та информация, которая исчерпывающе предоставляется по линии Министерства обороны. Вопрос заключается в том, что Российская Федерация дает полнейшую информацию о тех целях, по которым наносятся удары. Министерство обороны просит зарубежных коллег дать оценку той или иной информации, которая предоставляется российской стороной: если вы считаете, что эта информация неверная, предоставьте данные по военным каналам, каналам спецслужб. Если не хотите так, то, пожалуйста, сделайте это публично. Пока ни публично, ни по соответствующим каналам нам не было предоставлено информации, которая дезавуировала бы заявления Министерства обороны России. Мы слышим что Россия якобы "80% ударов наносит по гражданским объектам". Сейчас я слышала, что, по-моему, турецкие представители заявили о 90%. Это все, этим дело и ограничивается. Дело обстоит  примерно как с теми танками, которые постоянно «перелетали» или «перемещались под землей» из Российской Федерации на территорию Украины. Все о них знали, но никто не мог предоставить ни одной фотографии. И это при современных возможностях, спутниках, дронах и т.д. Здесь то же самое. Мы все были свидетелями  истории о гражданском объекте –  больнице, которую якобы разбомбили ВКС. Министерство обороны России предоставило фотографии, что этот объект стоит на том же самом месте.

Повторю, никто не говорит о том, что подобного масштаба проводимые операции дают стопроцентную гарантию, что все будет происходить, как задумано – все может быть. Мы все время говорим: «Поделитесь данными, по которым у вас есть стопроцентная уверенность, что террористов в определенных районах нет, а там сконцентрированы гражданские объекты или умеренная оппозиция, если есть данные post factum о том, что кто-то пострадал, предоставьте их». Нам их не дают. Зачем постоянно ссылаться на некие источники в неких «компетентных органах», не указывая ни имен, ни названий организаций, либо используя информацию структур, которые даже организациями называть нельзя, в качестве доказательной базы того, что делает Россия? Есть огромное количество соответствующих каналов, есть ООН, которая заявила, что не может подтвердить данные доклада «Amnesty International». Тупиковость ситуации заключается в том, что мы, предоставляя полную информацию со своей стороны, просим предоставить нам соответствующую информацию, причем по любым каналам, о том, что делается не так. Этого не происходит, при этом публикуются ссылки на свидетельства тех, кто якобы что-то видел, через какие-то третьи руки и т.д. В этом проблема.

Вопрос: Как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся вокруг православного храма на Украине в Ровенской области? Как должна реагировать на это Россия, и есть ли надежда на реакцию международного сообщества?

Ответ: Мы не просто должны, а реагируем на это. По линии МИД России были даны соответствующие комментарии, все они размещены на сайте. Более того, Москва реагирует не только по линии МИД или других официальных структур, но и общественности. Я видела реакцию со стороны РПЦ и общественных объединений. Происходящее сейчас вокруг православных храмов действительно возмутительно, потому что это страшные, основанные на националистическом подходе рейдерские захваты на грани варварства. Мы очень этим озабочены.

Еще нужно помнить об огромном количестве международно-правовых документов, выработанных международным сообществом для сохранения межрелигиозного диалога, охраны и сохранения культовых религиозных мест и объектов культурного наследия. Получается, что весь этот объем международно-правовых документов, вся правовая база просто не работают на территории Украины. Это тоже не может не вызывать очень серьезных опасений. Мы фиксируем и комментируем все подобные случаи. Помимо наших публичных комментариев мы также говорим об этом на площадках международных организаций, пытаемся (и у нас это получается) вставлять в тексты соответствующих резолюций либо заявлений международных организаций  пассажи, которые привлекали бы внимание к подобным действиям.

На сайте МИД России 21 декабря опубликован комментарий ДИП в связи с сообщениями об очередном нападении национал-радикалов на Украине на Успенский храм под Ровно. Не буду заново его цитировать – он опубликован на нашем сайте. Нами фиксируется как общая тенденция, так и по каждому конкретному случаю мы делаем соответствующие заявления, которые передаем на площадки международных организаций.

Вопрос: Ранее на этой неделе иранские СМИ сообщили, что со следующей недели Россия начнет строительство двух ядерных реакторов в Иране. Не уточнили, где именно. С российской стороны не было подтверждения этой информации. Как Вы могли бы это прокомментировать?

Ответ: Вы не первый, кто задает этот вопрос. Что касается мирного использования атомной энергии, то мы взаимодействуем с Ираном в строительстве АЭС «Бушер». Как Вы знаете, первый блок был давно введен в эксплуатацию. Сейчас ведется работа над реализацией заключенного в ноябре 2014 г. Протокола к Соглашению между  Россией и Ираном о сотрудничестве в сооружении на территории этой страны атомной электростанции от 1992 г., который предусматривает строительство на площадке «Бушер» дополнительно четырех энергоблоков.

Может быть, были какие-то трудности перевода информации, пришедшей из Ирана. Расскажу о нескольких направлениях, по которым мы взаимодействуем. Еще одно направление нашего двустороннего сотрудничества реализуется в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг ИЯП. Это касается вывоза иранского низкообогащенного урана в Россию в обмен на природный уран, а также оказание содействия иранской стороне в перепрофилировании уранообогатительного предприятия Фордо по производству стабильных изотопов для медицинских и промышленных целей. Это то взаимодействие, которое мы ведем с Ираном. Повторю, возможно, информация была неправильно переведена.

Вопрос: Пресс-секретарь Министра обороны Армении заявил, что происходящее в зоне Нагорного Карабаха является войной. То есть, это не нарушение перемирия, а самая настоящая война. Какова позиция МИД по этому вопросу, и как Россия характеризует эту напряженную ситуацию?

Ответ: Как Вы знаете, 19 декабря в Берне в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ состоялась встреча президентов Азербайджана и Армении по Нагорно-Карабахскому урегулированию. Можно констатировать, что хотя прорыва в урегулировании и не произошло, у президентов была возможность пообщаться «с глазу на глаз», обсудить предложения, которые лежат на столе переговоров, и уточнить позиции по спорным вопросам. Подтверждена заинтересованность к продолжению работы в Минском формате. Естественно, рассматривалась та неудовлетворительная ситуация, которая складывается на границе и линии соприкосновения.

Российская сторона положительно относится к продвижению политического диалога на высшем уровне, направленного на урегулирование конфликта исключительно мирным, политико-дипломатическим путем. Полагаем, что состоявшийся саммит является определенным этапом в работе по НКУ, возобновленной в прошлом году в Сочи и продолженной затем в Уэльсе и Париже. Исходим из того, что посредническая деятельность сопредседателей в рамках Минской группы будет продолжена. Кроме того, как и раньше, Российская Федерация будет предпринимать самостоятельные усилия, чтобы помочь сторонам достигнуть компромисса на основе согласованных сопредседателями подходов.

Вопрос: 30 октября граждане иностранных государств были отчислены из Московского Института Культуры. Эти ребята были приняты в вуз по межгосударственным соглашениям и проучились до третьего курса. У этих студентов много заслуг и грамот, они доброжелательны, не имеют задолженностей по учебе. По каким-то непонятным причинам, неорганизованности института летом они не смогли пройти творческую практику, за что их отчислили в конце октября. Студенты остались на улице, сейчас я не могу их найти. Считаете ли Вы правильным такое решение вуза?

Ответ: Могу сказать, что готова взять у Вас всю информацию. Наверняка у Вас есть названия вузов и конкретные фамилии. Мы сделаем соответствующие запросы и постараемся разобраться. Сейчас я не готова это комментировать, поскольку ситуацию нужно изучить. Нам нередко задают вопросы иностранные корреспонденты, представляющие ту или иную страну, относительно ситуаций со студентами. Случаи бывают разные, мы с ними разбираемся. Иногда речь идет исключительно об успеваемости, иногда – о дисциплине, иногда о других вещах. Если есть проблема, которая не зависит от успеваемости или объективных факторов, по которым они могли быть отчислены, то, естественно, мы будем с этим разбираться. Готовы взять информацию и вернуться к Вам с ответом на этот вопрос уже в следующем году.

Вопрос: Губернатор Одесской области М.Саакашвили обвиняет И.Ардзинбу, заместителя помощника Президента России В.Ю.Суркова в попытках разжигания сепаратизма в Одессе в частности и на Украине в целом. Насколько, на Ваш взгляд, оправданы такие обвинения?

Ответ: Мы стараемся редко обращать внимание на то, что говорит г-н М.Саакашвили, потому что это опасно для здоровья. Но в данном случае речь шла об обвинениях, а М.Саакашвили все-таки пока находится при должности. Он не просто яркий общественный деятель, а высокопоставленный чиновник на Украине, поэтому не можем позволить себе не отслеживать заявления, которые он делает в адрес России. Тем более, когда речь идет о конкретных людях с конкретными фамилиями.

Мы ознакомились с заявлениями о том, что Прокуратурой Украины заочно сообщено о подозрении гражданина России И.Ардзинбы в совершении тяжкого преступления, а именно в приготовлении к изменению госграницы Украины, нарушению порядка, установленного ее Конституцией. Следствием якобы установлено, что в период с января по апрель 2015 г. на территории Российской Федерации подозреваемый в сговоре с другими лицами занимался вербовкой единомышленников и создавал предпосылки для незаконного провозглашения суверенного государственного образования "Бессарабия" на территории Одесской области. Российский гражданин И.Ардзинба также подозревается в совершении особо тяжкого преступления, а именно в участии в террористической организации "ДНР" и содействии ее деятельности.

Также мы в курсе, что недавно, в ходе общения с журналистами на презентации нового спецназа в Одессе председатель Одесской ОГА М.Саакашвили заявил об увеличении вдвое группировки быстрого реагирования Бессарабии, так как там, по его мнению, ситуацию дестабилизирует первый заместитель помощника Президента России В.Ю.Суркова И.Ардзинба.

Когда мы ознакомились со всем этим, то нам захотелось лично познакомиться с И.Ардзинбой – суперменом, который сам влияет на изменение государственных границ Украины и справиться с которым, по мнению М.Саакашвили, может исключительно увеличенная вдвое группировка быстрого реагирования. Гордость берет за наших людей, которые в одиночку могут творить такие дела.

Если говорить серьезно, то обвинения в адрес главного советника Управления по взаимодействию со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией в разжигании сепаратизма в Одессе и Украине в целом не имеют и не могут иметь ничего общего с реальностью, они бездоказательны и опираются исключительно на какие-то выдумки и фантазии. Напомню, что это не первый раз, когда мы слышим подобные обвинения от украинских официальных лиц. Хотела напомнить, что руководство Украины заявляло о неком “российском следе” в расстреле людей на Майдане 20 февраля 2014 г. Впоследствии сама же Генпрокуратура Украины опровергла данные гипотезы. Хочется, чтобы наши украинские коллеги более профессионально относились к таким чувствительным и очень серьезным темам.

Мы неоднократно слышали, как г-н М.Саакашвили, в том числе лично  в прямом эфире украинского телевидения, оскорблял указанного сотрудника. Не буду дополнительно давать какие-то характеристики М.Саакашвили – там все очевидно и понятно, последнее общение с Министром внутренних дел Украины А.Б.Аваковым яркое тому доказательство. Другое дело, что здесь есть еще один очевидный момент. М.Саакашвили не зря выбрал в качестве своей потенциальной жертвы И.Ардзинбу. Видимо, М.Саакашвили до сих пор не может оставить Абхазию в покое. Очевидно, что эти громкие эпатажные заявления должны сделать главное дело – отвлечь от основной проблемы, имеющейся в том числе и в Одессе – от тяжелейшего социально-экономического кризиса в стране и массы других вопросов. Помимо прочего, полагаю, что такие заявления делаются и от внутреннего страха, оставшегося у М.Саакашвили еще с 2008 г.

Возвращаясь к вопросу газеты “Коммерсант” о том, насколько мы сохраняем объективность в оценках заявлений тех или иных людей или организаций, хочу сказать, что мы очень объективны. Эти заявления и обвинения мы считаем вымышленными, в то же время редко, но бывает, что г-н М.Саакашвили говорит вполне дельные вещи. В частности, на днях он заявил, что не встречал ни одного представителя малого и среднего бизнеса, который не повторял бы, что так плохо, как сейчас, не было никогда: ни при Л.Д.Кучме, ни при “оранжевых”, ни при В.Ф.Януковиче. Речь идет, в частности, о коррупции на Украине. Поэтому объективно можно сказать, что в данном случае сложно не согласиться с г-ном М.Саакашвили. Объективно? Объективно.

Вопрос: Каковы Ваши ожидания относительно предстоящих Венских встреч по сирийскому урегулированию?

Второй вопрос относительно польского коллеги. Объясните, пожалуйста, каким образом, оппозиционная польская газете «Выборча» отвечает за действия Правительства в данном деле?

Ответ: Таким же образом, как корреспондент МИА «Россия сегодня», видимо, с точки зрения польских властей, отвечает за их негативное или предвзятое отношение к российской стороне. Понимаете, мы же очень долго не только наблюдали, но думали, надеялись и предпринимали соответствующие попытки, чтобы ситуация с Л.Свиридовым, который представляет информационное агентство МИА «Россия сегодня», разрешилась благополучно, чтобы, может быть, польские власти вышли из того тупика, в который сами же себя и «загнали». Эта история тянулась долго. Мы давали комментарии, говорили о том, что это необъективные оценки, что все это происходит в рамках давления на СМИ и никаким образом не увязано со свободой слова, призывали наших коллег в международных организациях отреагировать. Мы делали все возможное для того, чтобы потом нам не пришлось бы предпринимать ответные действия. Нашего корреспондента выдворили с территории Польши, при том, что он не сделал ничего плохого: он не нарушил визовый режим, миграционные правила, не был замечен в какой-либо несоответствующей деятельности. Ни ему, ни официальным российским представителям никто не объяснил, за что его выдворили из страны. Вот в чем вопрос. Повторю еще раз, на протяжении долгого времени мы делали все для того, чтобы эта ситуация не пришла к тому финалу, к которому она пришла. Но коль скоро в отношении российского корреспондента были предприняты подобные шаги, у нас не оставалось ничего другого, как руководствоваться российским законодательством, где четко говорится о возможности в подобных случаях применить правила взаимности.

Мы не анализировали материалы польского корреспондента, который работает в Москве, не говорили о том, что этот корреспондент газеты «Выборча» нравится нам чуть больше, а вот этот корреспондент, например, польского телевидения чуть меньше. Мы так не делали, потому что, на мой взгляд, это было бы проявлением цензуры. Наш выбор был основан только на правиле взаимности, которое прописано в т.ч. в российском законодательстве. Мы очень сожалеем, что так получилось. Мне гораздо приятнее видеть на брифингах официального представителя большее количество журналистов из большего количества изданий и стран. Мне тяжело бывает отвечать на острые и несправедливые вопросы, но это лучше, чем оформлять документы о высылке корреспондента из страны и предписание ему покинуть Российскую Федерацию. Наша задача сделать так, чтобы наша позиция была слышна в т.ч. в Польше, в любой другой стране. Наш выбор – работать, объяснять, доказывать, убеждать, может,  в чем-то пытаться поменять мировоззрение только благодаря тому, чтобы предоставить больше информации. Но когда наших «бьют» мы будем отвечать.

По Венским встречам, как Вам известно, были даны соответствующие поручения. Были достигнуты договоренности, чтобы как можно быстрее начать диалог, в т.ч. «под зонтиком» ООН, под руководством и при действенном участии спецпредставителя Генсекретаря по Сирии С. де Мистуры. Есть надежда, что это движение начнется в январе. Как только будут какие-то конкретные наработки, тогда может встать вопрос о следующей встрече в этом формате. Где и когда она произойдет,  зависит от того, как договорятся сами страны. Самое главное, что каждая такая встреча должна быть наполнена конкретными наработками. Встречи проводятся не ради встреч, а для того, чтобы обменяться мнениями по конкретному достигнутому прогрессу по тем или иным вопросам.

Вопрос: На пресс-конференции Президента Российской Федерации В.В.Путина наш украинский коллега Р.Цимбалюк задавал вопрос о возможности обмена Н.Савченко. Как известно, в этом году Россия и Эстония пережили соответствующий период, когда у нас были задержаны шпионы, которые потом обменены. Возможен ли обмен Н.Савченко, О.Сенцова и других. В «Фейсбуке» читаю мнения сторонников как Украины, так и самопровозглашенных республик. В частности, в группе «Инфорезист» была высказана идея о том, что Украина сейчас старается задержать как можно больше россиян, чтобы получить некий «материал» для обмена. Насколько это в принципе возможно?

Что касается мигрантов. Эстония должна будет принять около 1300 человек. У нас в стране нет общественного согласия по этому поводу. Есть много тех, кто выступает против. В частности, говорят, что среди них могут быть террористы, люди, которые потом привезут к себе родственников и община разрастется до непонятных размеров. В этой связи отслеживает ли Россия каким-то образом то, что происходит в нескольких десятках километров от ее границы? Смотрите ли Вы за возможным появлением поселений близ границы?

Ответ: Давайте начнем со второго вопроса. На вступительной части я зачитала две страницы относительно миграционного кризиса, и именно интересующему Вас аспекту была посвящена целая часть. Нас, безусловно, это волнует. Понимаете, когда мы говорим о Европе, для нас это не нечто отвлеченное. Один из американских корреспондентов  написал, что Россия "троллит Европу по вопросу беженцев и миграционного кризиса". Ничего мы не троллим, для нас это очень серьезная проблема. Вы правильно сказали, это все находится в непосредственной близости от границы Российской Федерации. То, что будет происходить внутри стран, охваченных миграционным кризисом, будет нас касаться непосредственно. Помимо всего прочего, огромное количество наших соотечественников живут в этих странах, есть огромное количество людей, обладающих российским паспортом либо просто наших туристов, людей, выезжающих по рабочим визам, которые работают в этих странах. Это касается нас напрямую. Именно поэтому мы не просто отслеживаем, а находимся в постоянном контакте с нашими коллегами, в т.ч. и по линии ЕС. В ходе встреч с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини регулярно обсуждается тема миграционного кризиса. По линии соответствующих международных организаций мы продвигаем документы, которые могли бы привести к развязке кризиса. Вопрос только в том, что мы изначально говорили о том, что проблему надо решать глубинно, в корне, который, по нашему глубокому убеждению, заключается в нормализации жизни стран исхода. Можно сколько угодно, извините за грубое сравнение, «перетасовывать» беженцев  и заниматься их  квотированием, но, если вы не решите проблемы у них дома, их количество все время будет возрастать.

Я с Вами абсолютно согласна, что сейчас странам Европы очень сложно понять, кто же к ним приходит на территорию, какое там количество мигрантов и беженцев, а какое количество людей с очень мутным прошлым. Это тоже нас касается. Мы знаем, что такое международный терроризм: это целые ячейки, и т.н. террористические семьи в широком понимании этого слова. Мы все это отслеживаем. Но самое главное, мы это отслеживаем не просто «в пустоту», делаем это не только для себя. Мы готовы к взаимодействию по этим вопросам с каждой конкретной страной и страновыми объединениями. Вопрос только к вашим странам, потому что они не хотят этого делать. Не по нашей вине свернуто   сотрудничество с НАТО по террористическому направлению. Это делается Альянсом  в ущерб своему же населению. Мы предлагаем сотрудничество и взаимодействие, но видим, что двери закрыты, нам говорят «не надо». Можно сколько угодно говорить о наших разногласиях по Украине, но терроризм при этом только набирает обороты. Поэтому мы не только наблюдаем и занимаем созерцательную позицию, а непосредственно готовы взаимодействовать по этому вопросу, повторяю, как с каждой конкретной европейской и другой страной, так и со страновыми объединениями.

Что касается Н.Савченко, то этот вопрос находится в правовой плоскости. Вы все знаете, и мы об этом неоднократно говорили. Ограничусь этим комментарием.

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска