22.12.1513:40

Комментарий Департамента информации и печати МИД России по итогам шестой министерской встречи в формате Россия - Украина - ЕС

2519-22-12-2015

  • en-GB1 ru-RU1

21 декабря в Брюсселе завершилась очередная, шестая по счету встреча на уровне министров для обсуждения озабоченностей России в связи с намерением Украины и ЕС начать с 1 января 2016 года временное применение торгово-экономического раздела подписанного между ними в 2014 году Соглашения об Ассоциации (СА).

Данный формат, дополненный интенсивными консультациями на экспертном уровне, появился после того, как в сентябре 2014 года Брюссель и Киев под весом российских аргументов согласились отложить на один год запуск торгово-экономической части СА. Тогда появилась надежда на то, что совместными усилиями удастся сохранить действующий выгодный для обеих сторон преференциальный режим торговли между Россией и Украиной, который оказался под серьезной угрозой из-за обязательств, которые берет на себя Украина в соответствии с СА.

К сожалению, этим надеждам не суждено было сбыться. Причина проста: никто из наших партнеров даже и не собирался договариваться и искать какие-либо компромиссы с Россией. В Брюсселе и Киеве видели итогом переговорного процесса по сути лишь разъяснение России «беспочвенности» ее опасений и ни в чем не собирались идти нам навстречу. ЕС и Украина категорически и принципиально отказывались зафиксировать какие-либо возможные результаты переговоров в форме юридически обязывающего документа, сводя все свои предложения к продолжению мониторинга ситуации и созданию новых ни на что, по сути, не уполномоченных рабочих групп. Параллельно Украина с молчаливого благословления Еврокомиссии в нарушение сентябрьских 2014 года договоренностей продолжала активно внедрять нормы «замороженного» раздела СА в свое законодательство.

Несмотря на очевидную бесперспективность переговоров в таких условиях, мы до последнего не отказывались от диалога. Российская делегация последовательно показывала риски, возникающие в свете действий Киева и Брюсселя, для существовавшего последние 25 лет режима свободной торговли между Россией и Украиной. Как отметил Министр экономического развития России А.В.Улюкаев по итогам встречи 21 декабря: «Есть немало стран, которые являются одновременно членами двух зон свободной торговли. Но нет примеров, чтобы страны были одновременно членами двух разных систем регулирования технического, ветеринарного, таможенного контроля».

Мы демонстрировали конкретные проблемы в сферах техрегулирования, санитарного и фитосанитарного контроля, таможенного взаимодействия, решение которым можно было найти лишь сообща, указывали на недопустимость дискриминации российских компаний в создаваемой СА новой экономической реальности на Украине.

В ответ наши партнеры занимались лишь имитацией переговоров и очевидными тактическими манипуляциями, призванными потянуть время и поставить Россию в конечном итоге перед свершившимся фактом: торгово- экономический раздел СА вступает в силу с 1 января 2016 года вне зависимости от итогов этих так называемых «переговоров». В Брюсселе пытались и до сих пор пытаются доказать, что СА якобы ничем не отличается от стандартных и широко распространенных в мировой практике соглашений о свободной торговле, а в Киеве - всячески принизить значение российско-украинских торгово-экономических связей и обрисовать «радужные перспективы» для своей страны от полного открытия внутреннего рынка для товаров и производителей из Евросоюза.

Оставляем за скобками миф о выгодности СА для Украины. Мы не можем помешать нынешнему руководству в Киеве, действуя себе же во вред, подрывать и подчинять внешним силам экономику своей страны - это внутреннее дело Украины, ее, как уверяют бюрократы в Киеве и Брюсселе, «суверенный выбор». Непонятно только, почему за этот выбор должна платить Россия? У нас есть свои экономические интересы, жертвовать которыми мы не намерены, тем более для удовлетворения чужих амбиций.

Главное в другом: ЕС и Украина своей неуступчивостью завели дело в переговорный тупик. В результате сложилась беспрецедентная проблемная ситуация. Для ее выправления требовались такие же беспрецедентные решения, однако ни смелости, ни политической воли, ни дипломатической мудрости для их принятия ни у Брюсселя, ни у Киева не было и нет. При этом ЕС всячески пытался еще и уйти от своей ответственности за происходящее, постоянно представляя дело таким образом, что решать все проблемы необходимо не в трехстороннем, а в двустороннем российско-украинском формате, а себя подавая в качестве некоего «беспристрастного арбитра». Наверняка мы еще услышим весь этот набор тезисов в комментариях Брюсселя по итогам бесплодных - по их же вине - переговоров.

В сложившихся обстоятельствах Россия вынуждена принять меры, нивелирующие возникающие для нашей экономики риски и гарантирующие защиту наших законных интересов.

 

22 декабря 2015 года

x
x
Дополнительные инструменты поиска