2.12.1510:24

Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с участием Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в очередном заседании СМИД ОБСЕ

2339-02-12-2015

  • en-GB1 ru-RU1

3-4 декабря Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в очередном, 22-м заседании Совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СМИД ОБСЕ) в Белграде. «На полях» СМИД С.В.Лавров проведет ряд двусторонних встреч с руководством ОБСЕ и министрами иностранных дел государств-участников.

В иерархии руководящих органов ОБСЕ СМИД занимает второе место после саммита и созывается в те годы, когда встречи на высшем уровне не проводятся. Он рассматривает, как выполняются решения, принятые на саммитах, и определяет задачи на среднесрочную перспективу. СМИД также служит важной площадкой для политического диалога государств-участников. Решения, принимаемые в ОБСЕ, не имеют юридической силы и носят характер политических обязательств.

Заседания СМИД, как правило, проходят в стране, которая председательствует в ОБСЕ в текущем году. В 2015 году эти функции выполняет Сербия. В 2016 году председательство перейдёт к Германии.

Россия выступает за укрепление роли и авторитета ОБСЕ, повышение ее востребованности в международных делах. Российские приоритеты в ОБСЕ определяются задачей построения «сообщества безопасности», поставленной саммитом в Астане в 2010 году. Рассматриваем ОБСЕ в качестве важного механизма строительства равной и неделимой системы общеевропейской безопасности без разделительных линий. Исходим из необходимости фокусирования ее деятельности на действительно актуальных проблемах, прежде всего связанных с противодействием транснациональным угрозам.

Среди документов СМИД приоритетными считаем декларацию о противодействии международному терроризму, решения о процессе «Хельсинки плюс 40», по борьбе с нетерпимостью в отношении христиан и мусульман. Рассчитываем также на поддержку российского проекта решения по обеспечению плюрализма и свободы СМИ.

Запущенный в ОБСЕ к юбилею хельсинкского Заключительного акта процесс «Хельсинки плюс 40» подготовил почву для продолжения серьёзных дискуссий в следующем году относительно будущего европейской безопасности. Целью должно стать подтверждение хельсинкских принципов в современных условиях, обеспечение их единого понимания и выполнения.

«Группа видных деятелей» ОБСЕ по вопросам евробезопасности («Группа мудрецов»), в которую от России входит почётный председатель Совета по внешней и оборонной политике С.А.Караганов, вносит интеллектуальный вклад в этот процесс. К сожалению, пока наработки Группы неоднозначные. Содержательно и терминологически они пронизаны преимущественно западной логикой и концентрируются на «поиске виновного во всех бедах», а не сосредоточены на предложениях, как преодолеть годами копившиеся проблемы. Рассчитываем, что работа Группы продолжится в 2016 году.

Курс США и ЕС на конфронтацию с Россией под предлогом кризиса на Украине исключает возможность достижения жизнеспособных договорённостей по радикальному обновлению Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности (ВД-2011). Продвижению по пути модернизации ВД-2011 препятствует и отсутствие ясности в отношении дальнейшей судьбы режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ).

Поддерживаем усилия ОБСЕ по содействию урегулированию кризиса на Украине. Контактная группа по Украине выступает уникальной площадкой прямого диалога Киева, Донецка и Луганска при посредничестве ОБСЕ и России. Необходимо добиться неукоснительного выполнения всех обязательств по минскому «Комплексу мер».

Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ на Украине призвана решать следующие ключевые задачи: соблюдение режима прекращения огня, содействие обмену пленными, помощь в расследовании нарушений гуманитарного права и прав человека, включая обнаруженные массовые захоронения и случаи применения запрещённых видов оружия. Нельзя забывать задачу СММ по содействию национальному диалогу на Украине. Выступаем за наращивание возможностей миссии, намерены продолжать поддерживать ее кадрами (сейчас в СММ 37 российских наблюдателей), техсредствами и финансово.

Российская сторона согласилась с продлением мандата наблюдателей ОБСЕ на российско-украинской границе в пунктах пропуска «Донецк» и «Гуково» до 31 января 2016 года. Необходимости в расширении их мандата нет.

Поддерживаем деятельность ОБСЕ на направлении противодействия транснациональным угрозам. Разделяем планы будущего германского председательства провести три конференции в данной сфере в 2016 году. Считаем, что такие мероприятия должны быть ежегодными и финансироваться из бюджета ОБСЕ.

В условиях резко возросшей глобальной террористической угрозы подтверждается необходимость укрепления центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности в организации международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Важно повышать эффективность такого взаимодействия без «двойных стандартов». Главный вклад ОБСЕ заключается в содействии реализации на региональном, общеевропейском уровне соответствующих профильных решений ООН. Предлагаем посвятить проблематике борьбы с насильственным экстремизмом и радикализацией, ведущим к терроризму, антитеррористическую конференцию в Берлине, проведение которой запланировано будущим немецким председательством в Организации на первое полугодие 2016 года.

В условиях растущей наркоугрозы европейскому пространству необходимо более активно использовать потенциал ОБСЕ в борьбе с этим глобальным злом. Значительное беспокойство вызывает незаконное распространение наркотиков с территории Афганистана. Поддерживаем практику регулярного проведения общеевропейской конференции по вопросам контроля над наркотиками. Предлагаем рассмотреть на очередном антинаркотическом форуме ОБСЕ тематику контроля над новыми психоактивными веществами.

Важный шаг вперёд в области выработки мер доверия в информпространстве был сделан с принятием «Первоначального перечня мер укрепления доверия в рамках ОБСЕ с целью снижения рисков возникновения конфликтов в результате использования информационно-коммуникационных технологий». Считаем первостепенным сконцентрировать усилия государств-участников ОБСЕ на максимальной реализации данного документа.

Позитивно оцениваем продвигаемую на следующий год заступающим германским председательством повестку дня экономизмерения ОБСЕ. Поддерживаем обсуждение вопросов деловых связей и инвестиционного климата, миграции, устойчивого экономического развития, борьбы с коррупцией, отмыванием денег и финансированию терроризма. Со своей стороны, видим в качестве одной из основных задач экономико-экологического измерения ОБСЕ содействие реализации концепции «интеграции интеграций» - формированию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

Гуманитарное измерение – наиболее противоречивая сфера ОБСЕ. Сохраняются тематические и географические крены. Фокус по-прежнему смещен исключительно на ситуацию на постсоветском пространстве и Балканах при игнорировании серьёзных проблем с правами человека в странах к западу от Вены. Политизирован и отбор актуальных проблем в сфере прав человека и основных свобод.

Недопустимо выводить на первый план вопросы, по которым в Организации нет консенсуса – «специальные права» журналистов и блогеров, абсолютизация свобод онлайн и офлайн, свободы собраний и ассоциаций, роли женщин, нетрадиционных конфессий и ЛГБТ. Вместо этого есть реальные острые проблемы – борьба с неонацизмом, защита нацменьшинств и детей, обеспечение свободы передвижения и культурных обменов, правозащитные аспекты нынешнего миграционного кризиса и его коренные причины. Не получают адекватную реакцию и широкомасштабные  нарушения прав человека, преследование инакомыслящих, убийства общественных и политических деятелей, журналистов, притеснение нацменьшинств на Украине. Важно повысить внимание ОБСЕ к теме укрепления традиционных ценностей, охране частной и семейной жизни и социально-экономическим аспектам прав человека, а также противодействию всем формам торговли людьми.

Специализированные институты ОБСЕ – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) и Представитель ОБСЕ по свободе СМИ - не выдержали «экзамена» на объективность и независимость. Они поддерживают неконсенсусные подходы и проекты, нарушая таким образом принцип беспристрастности. Допускаются превышение мандатов и самовольные, не получившие общего одобрения государств-участников, действия. Вопиющий пример – подготовка недавнего одиозного «опуса» по Крыму силами БДИПЧ и ВКНМ, причём на внебюджетные средства.

Настроены и далее противодействовать стремлению закрепить некую автономность БДИПЧ. Деятельность Бюро должна строиться исключительно на положениях его мандата и на основе поручений директивных органов ОБСЕ. Недопустима политика избирательного подключения Бюро к решению гуманитарных задач по собственному усмотрению. Выступаем против самостоятельной приоритизации деятельности, которая имеет место в работе БДИПЧ.

С целью совершенствования методологии международного наблюдения за выборами по линии БДИПЧ предлагаем организовать в первой половине 2016 года соответствующий семинар (традиционно проводится каждый год с 2008 года).

Нас по-прежнему беспокоят двойные стандарты при оценке положения нацменьшинств в отдельных странах ОБСЕ. Озабочены сохраняющимся безобразным феноменом безгражданства в Латвии и Эстонии, проводимой в ряде стран государственной политикой дискриминации русскоязычного меньшинства. Поддерживаем планы будущего германского председательства провести мероприятие по тематике защиты прав нацменьшинств.

Есть много претензий к работе Верховного комиссара по делам национальных меньшинств А.Торс. Призываем ВКНМ плотно заняться актуальными угрозами, относящимися к её мандату, в т.ч. применительно к нынешнему массовому притоку беженцев, проблеме безгражданства в Латвии и Эстонии, неуклонному росту проявлений расизма, ксенофобии и неонацизма в Западной Европе, столкновениям на расовой почве в США, нарушениям прав национальных меньшинств, в том числе русскоязычного, на Украине. К сожалению, в деятельности А.Торс очевидны политическая ангажированность, предвзятость и двойные стандарты, что подрывает авторитет самого института. Будем учитывать эту позицию при рассмотрении вопроса о продлении работы А.Торс, мандат которой истекает 19 августа 2016 года, на посту ВКНМ.

Обращаем внимание на необходимость неукоснительного соблюдения своего мандата Представителем ОБСЕ по свободе СМИ Д.Миятович. Недопустимы «двойные стандарты» при оценке ситуации со свободой слова, отсутствие последовательной реакции представителя на ограничительные меры ряда стран ОБСЕ в отношении российских медиаресурсов. В работе по продвижению свободы слова необходимо учитывать изменения медиаландшафта и новые возможности, связанные с развитием Интернета и соцсетей, уделять больше внимания повышению профессионализма и ответственности журналистов, борьбе с языком ненависти в СМИ и Интернете, распространением информации радикального толка, противодействию нетерпимости, расизму, ксенофобии и антисемитизму.

Рассчитываем, что государствам-участникам удастся подобрать компетентного кандидата на замену Д.Миятович, чей мандат истекает 11 марта 2016 года. Свою позицию будем формировать после консультаций с претендентами, оценки их презентаций, брифингов, в зависимости от способности кандидатов учитывать озабоченности государств-участников.

Особое значение приобретает содействие ОБСЕ разрешению миграционного кризиса, охватившего страны Южной и Западной Европы. Важно проанализировать и честно признать его причины, оказывать содействие странам исхода мигрантов преодолевать те кризисные явления, от которых люди бегут в Европу, а также обеспечить поддержку странам, принимающим у себя беженцев. В рамках имеющихся мандатов и бюджетных средств институты ОБСЕ, такие как БДИПЧ и ВКНМ, могли бы заняться экспертной оценкой ситуации с соблюдением прав человека и предложить рекомендации странам, затронутым миграционным кризисом, на основе обязательств ОБСЕ.

Обеспокоены продолжающимся ухудшением положения христианских общин в ряде стран ОБСЕ. С особенной тревогой наблюдаем за официальным курсом Украины на разжигание в стране межрелигиозной розни.

Следует наращивать внимание к угрозам экстремизма и терроризма, исходящим из региона Северной Африки и Ближнего Востока, опасным явлениям, с которыми сталкиваются христиане в этом регионе. В свете захлестнувшего страны Южной и Западной Европы миграционного кризиса, усиление фокуса ОБСЕ на Южное Средиземноморье приобретает дополнительную актуальность.

ОБСЕ могла бы сыграть свою роль в противодействии «демонизации ислама», представляющую собой новую форму расизма, в недопущении отождествления традиционного ислама с исламским экстремизмом.

Внимательно отнеслись к приоритетной для председательств Швейцарии и Сербии в ОБСЕ молодежной тематике, стремлению «услышать» проблемы молодых людей, сфокусироваться на вопросах недопущения радикализации молодежи. Но не можем согласиться с привлечением молодежи к сомнительным политизированным внебюджетным проектам институтов и полевых присутствий Организации.

Выступаем за полноценную реформу деятельности ОБСЕ с целью превращения её в полноценную международную организацию. Рассчитываем на продолжение работы над Уставом ОБСЕ.

В этом году остро встал вопрос о способности некоторых стран принимать у себя мероприятия ОБСЕ. Из-за есовских санкций и позиции финских властей летняя сессия ПА ОБСЕ (Хельсинки, 5-9 июля) прошла без российских парламентариев, а Польша отказала во въезде вице-премьеру Крыма Г.Л.Мурадову для участия в Обзорном совещании по гумизмерению. Намерены ставить вопрос о переносе Варшавского совещания, а также гаагского офиса ВКНМ в Вену. Это позволит, в том числе, значительно сократить финансовую смету этих структур.

Наши оценки полевой деятельности ОБСЕ показывают, что она теряет свою востребованность и привлекательность. В соответствии с Хартией европейской безопасности, миссии должны передавать свои функции правительствам и закрываться.

Открыты для конструктивной работы над документами СМИД ОБСЕ в Белграде по трём измерениям деятельности ОБСЕ и призываем всех участников следовать этой линии. При работе над документами исходим из требований российского внутреннего законодательства, наших международно-правовых обязательств и национальных интересов России.

 

2 декабря 2015 года

x
x
Дополнительные инструменты поиска