22.10.1519:50

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 22 октября 2015 года

2034-22-10-2015

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

По сложившейся традиции хотела бы начать брифинг с графика Министра иностранных дел России С.В.Лаврова.

 

О визите Министра иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макея в Российскую Федерацию и участии в совместном заседании коллегий

 

26-27 октября 2015 г. состоится рабочий визит в Москву Министра иностранных дел Республики Беларусь В.В.Макея, который примет участие в очередном совместном заседании коллегий министерств иностранных дел России и Беларуси.

В ходе запланированной «на полях» заседания двусторонней встречи С.В.Лаврова с В.В.Макеем будет обсужден широкий круг вопросов двустороннего и международного взаимодействия, развития Союзного государства. На заседании коллегий запланировано рассмотреть выполнение Программы согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2014-2015 годы и проект аналогичной программы на 2016-2017 годы, оценить использование потенциала ООН для продвижения внешнеполитических интересов наших стран в свете 70-летия этой организации, взаимодействие Российской Федерации и Республики Беларусь по проблематике сопряжения интеграционных процессов в Европе, обменяться мнениями о путях дальнейшего развития межрегионального и приграничного сотрудничества, а также подписать План консультаций между МИД Российской Федерации и МИД Республики Беларусь на 2016 год и Постановление совместного заседания коллегий.

Российская Федерация и Республика Беларусь – ключевые стратегические союзники, что подтверждает интенсивность политического диалога на высшем и высоком уровнях: с начала текущего года состоялось девять встреч президентов В.В.Путина и А.Г.Лукашенко в рамках различных мероприятий и пять рабочих встреч глав правительств России и Беларуси Д.А.Медведева и А.В.Кобякова. Регулярно проводятся встречи Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства, заместителей премьер-министров двух стран, активно развивается диалог между министерствами и ведомствами сторон по актуальным вопросам взаимодействия.

Большую роль в российско-белорусских отношениях играет межрегиональное сотрудничество. Более 80 субъектов Российской Федерации имеют торгово-экономические отношения с Республикой Беларусь, представительства в республике есть у Краснодарского края, Дагестана, Нижегородской области и Москвы. В текущем году состоялись визиты в Минск глав десяти субъектов Российской Федерации, заместители Премьер-министра Республики Беларусь посетили Воронежскую и Ростовскую области. В сентябре с.г. в Сочи с участием президентов двух стран с успехом прошел Второй Форум регионов России и Беларуси, посвященный вопросам промышленной политики, в ходе которого представители сторон подписали более двух десятков соглашений о сотрудничестве и ряд крупных коммерческих контрактов.

Укрепляется российско-белорусское сотрудничество в сфере обороны, безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. Важная работа ведется по обеспечению равных прав граждан двух стран в социальной сфере. Весьма насыщенны культурные связи: проводятся обмен «годами культуры», различные фестивали и другие мероприятия, важнейшими из которых в нынешнем году стали входившие в программу празднования 70-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 

О визите Высокого представителя Генсекретаря ООН по Альянсу цивилизаций Н.Насера в Российскую Федерацию

 

С 26 по 30 октября в Москве будет находиться Высокий представитель Генерального секретаря ООН по Альянсу цивилизаций (АЦ) Н.Насер. Планируются его беседы с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым и заместителем Министра Г.М.Гатиловым.

Будет обсуждаться широкий спектр вопросов, связанных с продвижением тематики межкультурного и межрелигиозного диалога на международной арене, ролью в этих процессах действующего под эгидой ООН Альянса цивилизаций. Стороны проведут обстоятельный обмен мнениями по основным направлениям работы АЦ.

Особое внимание будет уделено участию России, ее неправительственного сектора, научного сообщества в программах данной международной структуры, в том числе в свете предстоящего в апреле 2016 г. Седьмого Глобального форума АЦ в Баку (Азербайджан).

Речь также пойдет о дальнейшем расширении сотрудничества нашей страны с АЦ в рамках положений Национального плана Российской Федерации по развитию отношений с Альянсом цивилизаций, одобренного Президентом России в 2009 году, реализации инициатив по активизации такого сотрудничества, выдвинутых рядом отечественных НПО.

 

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Глобальном университетском саммите БРИКС

 

27 октября Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в открытии Глобального университетского саммита БРИКС в МГИМО.

Участие Министра в церемонии – это подтверждение того большого значения, которое придает российское председательство в этом объединении вкладу научного и университетского сообществ в поиск путей укрепления объединительных начал в международных отношениях, выработку новых идей относительно повышения роли БРИКС в таких совместных усилиях.

Формат БРИКС является воплощением объективных процессов перераспределения сил и влияния в многополярном мире, а именно появления и укрепления новых экономических и политических «центров силы». Ключевое значение имеет то, что участников БРИКС объединяет позитивная повестка дня, нацеленная на создание благоприятных условий для внутреннего развития наших стран, сотрудничество в БРИКС строится на демократических принципах равноправия, открытости, солидарности, а стержнем совместной работы является культура выстраивания консенсуса.

Предстоящий форум является одним из центральных мероприятий неправительственного сегмента российского председательства в БРИКС в 2015-2016 гг. Ожидается, что в работе саммита примет участие более 300 руководителей и сотрудников российских и иностранных университетов, ученых, экспертов. Будут представлены 69 российских, 18 бразильских, 17 индийских, 13 китайских и 8 южноафриканских вузов, а также представители академических сообществ Аргентины, Афганистана, Великобритании, Италии, Канады, Норвегии, Польши, США, Финляндии и Франции.

Повестка дня этого глобального форума направлена на поддержку университетским и академическим сообществами приоритетов российского председательства в БРИКС по таким направлениям, как глобальное управление, обеспечение международного мира и безопасности, борьба с терроризмом, устойчивое развитие, реформирование международной валютно-финансовой системы. Саммит призван стимулировать межвузовское сотрудничество стран БРИКС, развитие национальных систем образования, налаживание контактов между студентами. Наконец, рассчитываем, что участники саммита предложат новые неординарные идеи по укреплению роли БРИКС в современном мире.

Важно отметить, что расширение взаимодействия в формате БРИКС на направлении науки и образования отражает общую тенденцию углубления нашего партнерства. За короткий период времени удалось добиться значительных успехов на этом треке. Ежегодно проводятся Академические форумы БРИКС. В 2012 г. был создан Совет экспертных центров БРИКС, эффективная работа которого формирует солидный научный фундамент объединения. Проходят регулярные встречи министров и экспертов стран БРИКС по образованию и науке. Наконец, на финишную прямую вышла работа по учреждению Сетевого университета БРИКС.

Хотела бы обратить Ваше внимание, что аккредитацию представителей СМИ на мероприятие осуществляет МГИМО.

 

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в XXVI заседании СГС при МИД России

 

28 октября под председательством Министра иностранных дел России С.В.Лаврова состоится очередное, XXVI заседание Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России.

C учетом мнения глав российских регионов, входящих в Совет, в повестку дня вынесена тема развития межрегионального формата взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Планируется обсудить широкий круг вопросов, связанных с укреплением торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей субъектов Российской Федерации с партнерами из стран ШОС. Запланированы выступления губернаторов Пермского, Хабаровского краев, Новосибирской и Челябинской областей.

По итогам заседания будут приняты рекомендации субъектам Российской Федерации, а также федеральным министерствам и ведомствам относительно путей интенсификации и расширения межрегиональной кооперации, повышения отдачи от действующих соглашений, эффективного использования существующих и перспективных форматов двустороннего и многостороннего взаимодействия.

 

О встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Гендиректором Техсекретариата ОЗХО А.Узюмджю

 

29 октября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет Генерального директора Технического секретариата Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) А.Узюмджю, прибывающего в Россию для участия в торжественной церемонии закрытия одного из последних российских объектов по уничтожению химического оружия.

В ходе встречи планируется обсудить состояние дел с выполнением Россией своих обязательств по Конвенции о запрещении химического оружия, вопросы универсализации этого многостороннего договора, ситуацию на нераспространенческом направлении работы ОЗХО, в частности, проблематику предотвращения попадания химоружия или его компонентов в руки террористов, перспективы развития этой авторитетной организации – лауреата международной Нобелевской премии мира за 2013 год.

 

Об участии российской делегации во главе с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым в переговорах в Вене

 

23 октября в Вене пройдет несколько раундов переговоров с участием Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Первые два заседания будут посвящены сирийскому урегулированию – утром запланирована встреча и переговоры с Госсекретарем США Дж.Керри, после которых состоится встреча с участием глав МИД России, США, Саудовской Аравии и Турции.  Кроме того, нашла поддержку российская инициатива о проведении в тот же день заседания ближневосточного «квартета» международных посредников по ближневосточному урегулированию. Будем вас подробно информировать о ходе дискуссий.  

 

О текущей ситуации в Сирии

 

В условиях продолжающихся ударов российских Воздушно-космических сил по инфраструктуре террористов в САР сирийская армия перешла к наступательным действиям против боевиков в пригородах Дамаска, Алеппо, а также ряде районов провинций Дейр-аз-Зор, Кунейтра, Хомс, Хама, Идлиб и Латакия. За более подробным комментарием рекомендовала бы обратиться в Министерство обороны России. 

Подчеркиваем, что российское участие в подавлении очага террористов в Сирии нацелено, прежде всего, на сохранение государственных институтов в этой стране, защиту гражданского населения, включая этноконфессиональные меньшинства.

Я понимаю, что, наверное, злоупотребляю вашим вниманием, говоря  каждый раз о целях проводимой Россией военной кампании в Сирии. Но мы делаем это намеренно, потому что каждый день слышим уверенные заявления относительного того, что Россия якобы преследует совершенно иные цели в ходе сирийского урегулирования.  Это не так. Мы будем каждый раз об этом говорить:  цель наших действий в том, что касается военной части операции и политического урегулирования, заявлена и она неизменна.

Отмечу, что участились случаи дезертирства в рядах экстремистских группировок. Параллельно проявилась тревожная тенденция насильственной «мобилизации» отрядами НВФ мирных жителей. К таким методам прибегает, в частности, «Армия Ислама» в Восточной Гуте под Дамаском и террористические группы в провинции Хомс. Не исключено, что этих «рекрутов поневоле» будут использовать в качестве «живого щита». Это очень опасная тенденция. Новым тактическим ходом террористов стало преднамеренное выведение из строя объектов жизнеобеспечения – линий электропередач и водоснабжения, что в очередной раз демонстрирует степень презрения экстремистов к нуждам мирного населения.

Имеется также информация о том, что террористические группировки продолжают получать пополнение в живой силе и технике из-за рубежа. Подобные факты заставляют вернуться к вопросу о том, насколько те или иные вовлеченные в сирийские события стороны заинтересованы в мирном урегулировании сирийского конфликта, как эта цель соотносится с финансовой и технической поддержкой антиправительственных вооруженных формирований, включая тех, кто напрямую взаимодействует с террористами. Ведь понятно, что без прекращения потока помощи извне, перекрытия каналов инфильтрации боевиков, торговли контрабандными сирийскими углеводородами и культурными ценностями задача ликвидации очага террористического интернационала в Сирии многократно осложняется.

Российская Федерация продолжает оказывать помощь пострадавшему сирийскому населению. Напомню, что 16 октября рейсом МЧС России в Латакию доставлена очередная партия гуманитарных грузов весом более 20 тонн.

 

О незаконной торговле нефтью террористическими организациями в Сирии и Ираке

 

Принимая во внимание существенное финансовое укрепление ряда террористических организаций в Сирии и Ираке, прежде всего «Исламского государства» («ИГ») и «Джебхат ан-Нусры» (ДаН), за счет нелегальной торговли нефтью, Россия еще в июле 2014 г. запустила активную работу в Совете Безопасности ООН по данной проблематике.

Этому шагу предшествовало внесение в СБ ООН проекта заявления Председателя Совета по террористической составляющей конфликтов в Сирии и Ираке. Тогда наши западные коллеги российскую идею «по идеологическим мотивам» поддержать отказались, видимо, не хотели «отвлекаться» от борьбы против сирийского правительства.

Тем не менее, на фоне растущей обеспокоенности международного сообщества по поводу преумножения террористами своих доходов от торговли нефтью и поступательного захвата ими обширной территории в Сирии и Ираке процесс удалось сдвинуть с мертвой точки.

28 июля 2014 г. по российской инициативе все-таки было принято заявление Председателя СБ ООН по нефтедоходам террористов. Мы пошли дальше. Мы инициировали резолюцию Совета Безопасности, нацеленную на пресечение финансовой подпитки террористов, действующих в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока, с акцентом именно на проблемах торговли террористами нефтью. Документ не обходит стороной и другие источники финансирования террористов: торговля украденными культурными ценностями, похищение заложников с целью получения выкупа. Резолюция СБ ООН 2199  была принята 12 февраля 2015 года. Основной посыл документа – такого рода сделки также должны решительно пресекаться.

Важно, что единогласное принятие Советом Безопасности ООН резолюции по такой острой теме продемонстрировало возможность столь востребованной сегодня коллективной работы ключевых членов международного сообщества. Вместе с тем ясно, что перспективы подрыва финансовых устоев террористической активности на Ближнем Востоке будут зависеть от степени кооперабельности и добросовестности ряда государств.

Резолюция СБ ООН 2199 установила механизм представления отчетности о реализации ее положений. Пока этот механизм на полную мощность не заработал. На фоне сохраняющейся остроты проблемы это вызывает серьезную озабоченность.

Тем не менее, Россия продолжает вести дело к тому, чтобы все государства-члены ООН представили в Совет Безопасности имеющиеся сведения о фактах незаконной торговли нефтью террористами и отчитались о принимаемых контрмерах.

Я затронула сегодня эту тему, потому что в последнее время в различных  СМИ разных стран прошло большое количество материалов, посвященных тому, как «Исламское государство» зарабатывает на нефти, сколько они зарабатывают, каковы маршруты, схемы незаконной торговли нефтью. Это и есть те кровеносные сосуды, которые подпитывают террористическую «опухоль» в регионе. Все международно-правовые механизмы борьбы с этим злом созданы по нашей инициативе. Мы предлагаем международному сообществу активней этим  пользоваться и концентрироваться на этом направлении.

 

«Вброс дня»

 

Теперь переходим к не менее важной рубрике, которую я бы назвала «Вброс дня». Сегодня в этой рубрике у нас наметился «победитель» – речь идет о т.н. «сообщениях» в СМИ относительно якобы имевшем месте обстреле российскими ВКС полевого госпиталя в провинции Идлиб на северо-западе Сирии, в результате которого погибло, по данным этих «СМИ», 13 человек.

Не могу сказать, что те, кто это пишут, журналисты, но их изобретательность, конечно, восхищает. Хотела бы опять же обратить внимание, что эти «вбросы» осуществляются со ссылкой на «Сирийскую обсерваторию по правам человека», которая базируется в Лондоне – понятно, что из Лондона очень удобно освещать и обозревать происходящее в Сирии, не выезжая на место, не имея возможности собирать материал «на земле». Сегодня я хотела бы дезавуировать эту информацию. Обращаю вновь ваше внимание на регулярные брифинги по линии Министерства обороны Российской Федерации, в ходе которых происходит информирование общественности о целях ВКС России в Сирии (имеются в виду цели «ИГ»).  

Хотела бы также напомнить, что внимание к т.н. «Сирийской обсерватории по правам человека» мы стали привлекать не сегодня, а давно. На сайте МИД России вы можете найти наш комментарий, сделанный по поводу этой структуры еще в 2012 г. Акцентирую ваше внимание, что для многих западных СМИ эта структура служит, к сожалению, проверенным и надежным источникам информации, несмотря на то, что даже за последние дни было дезавуировано не одно информационное сообщение, которое эта структура предоставила. И несмотря на это, мы не слышим ни опровержений в самих СМИ, ни каких-то извинений, раскаяний со стороны т.н. «Сирийской обсерватории».

Еще в 2012 г. мы отмечали, что по имеющимся у нас сведениям в этой самой структуре на тот момент работало всего 2 человека – руководитель и секретарь-переводчик. В то время ее возглавлял некий уроженец Сирии, гражданин Великобритании, который не имел не только журналистской и юридической подготовки, но у него не было даже среднего образования. Сам он в интервью СМИ сообщал, что постоянно проживает в Лондоне, занимается предпринимательской деятельностью – он являлся владельцем закусочной. Не удивляйтесь, но это факт. Этот человек организовал структуру, на которую сейчас ссылаются серьезные СМИ. Сколько будет это еще происходить – вопрос открытый. В принципе с такой же долей вероятности «попадания в цель» при публиковании «правдивой» информации можно цитировать официанта в пиццерии или владельца ресторана. Если человек, который владеет закусочной, может формировать международное информационное пространство, то о чем нам дальше с вами разговаривать? Большая просьба обратить на это внимание. Может быть, эта структура сегодня разрослась и там помимо двух человек, например, появился кто-то третий.

По состоянию на 2012 год руководитель этой «обсерватории» в течение 20 лет не был в Сирии, при этом назвав свою структуру «сирийской обсерваторией».

Каждый подобный «вброс» мы будем детально не только расследовать, но и рассматривать на брифингах,  на «круглых столах», где участвует журналистское сообщество. В конце концов, просто интересно, как сегодня осуществляются «вбросы», как мигрирует информация, каким образом она видоизменяется. В принципе – это тема для научного исследования.

 

О текущей ситуации в БВУ

 

Скажу несколько слов о ситуации в ближневосточном урегулировании.

К сожалению, ситуация в палестино-израильских отношениях в последние дни продолжала деградировать. Основным очагом напряженности остается Восточный Иерусалим. Районом непрекращающегося кровопролития стал г.Хеврон, где находятся значимые иудейские и мусульманские святыни. Кроме того, акты насилия были отмечены и в других населенных пунктах на Западном берегу реки Иордан – в гг. Вифлеем, Рамалла, Наблус, Дженин. Сохраняется нестабильность на территории Израиля. Так, 18 октября террорист-одиночка совершил нападение на автовокзале в г. Беэр-Шева, убив 1 и ранив 8 человек. Всего, по сообщениям СМИ, с 1 октября жертвами конфронтации стали более 40 палестинцев и 9 израильтян.

В Москве продолжают с озабоченностью следить за развитием обстановки в Палестине и Израиле. Подтверждаем наше решительное осуждение любых террористических проявлений. Призываем обе стороны предпринять самые серьезные меры с целью остановить нынешний опасный виток напряженности и восстановить взаимное доверие.

Готовы к взаимодействию со всеми заинтересованными сторонами в поисках путей выхода из сложившейся в БВУ тупиковой ситуации. В этом контексте мы предложили партнерам по ближневосточному «квартету» международных посредников завтра провести очередное заседание.  Надеемся, что оно пройдет продуктивно.

 

О ситуации в Афганистане

 

Отмечаем сохранение сложной ситуации в сфере безопасности в Афганистане. На это, помимо прочего, указывает и сделанное 15 октября с.г. Президентом США Б.Обамой заявление о приостановке вывода американского военного контингента из этой страны.

По-прежнему напряженной остается обстановка на севере Афганистана, где боевики Движения талибов (ДТ) на прошедшей неделе осуществили ряд атак в провинциях Фарьяб и Бадгис вблизи афгано-туркменской границы. Наблюдается распространение боевой активности талибов и на другие области страны. На днях экстремисты предприняли попытку захвата административного центра провинции Гильменд на юге ИРА.

 

Об активизации ИГ в Афганистане и Пакистане

 

Отмечаем растущее влияние в Афганистане террористической группировки «Исламское государство» («ИГ»), к настоящему времени обосновавшейся в 25 из 34 провинций страны. Обеспокоены продолжающимся процессом сосредоточения боевиков «ИГ» в северных областях ИРА, вблизи границ этой страны с Таджикистаном и Туркменистаном. На фоне резко возросшей летом-осенью с.г. военной активности талибов особую тревогу вызывают начатые «ИГ» боевые действия против Афганских национальных сил безопасности в провинции Нангархар.

Одновременно «Исламское государство» пытается закрепиться в соседнем Пакистане, на территории которого фиксируются попытки эмиссаров «ИГ» вести пропагандистскую и вербовочную деятельность, налаживать связи с другими террористическими группировками.

Рассчитываем, что наши афганские и пакистанские партнеры продолжат предпринимать все необходимые меры по нейтрализации исходящей от ИГИЛ угрозы.

Афганистан, к великому сожалению, остается одним из главных источников глобальной террористической угрозы, но вовсе не «ИГ» тому по-прежнему причина. Афганистан или, если говорить точнее, т.н. «зона Аф-Пака» (Афганистан, Пакистан), является территорией активности других международных тергруппировок, в отличие от «ИГ» давно известных и ведущих целенаправленную работу по подрыву власти законного афганского правительства, процесса национального примирения. Все это усугубляется еще и плотной взаимосвязью терроризма в Афганистане с действительно глобальной проблемой афганских наркотиков.

Наиболее многочисленной из этих группировок остается Движение Талибан (ДТ) численностью порядка 65 тысяч боевиков. Руководство ДТ продолжает координировать свои действия с «Аль-Каидой», которую кое-кто сегодня пытается чуть ли не «списывать со счетов», что совершенно не соответствует реалиям и действительной опасности данной тергруппировки. Укрепляются тактические и военно-материальные связи талибов с «Исламским движением Узбекистана» (ИДУ) и отколовшимся от него «Союзом исламского джихада» (СИД). К другим крупным террористическим организациям, орудующим в Афганистане, относятся «Исламская партия Афганистана» Т.Хекматьяра, «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ), группировка «Сеть Хаккани», «Джамаат аль-Ансарулла» (ДАА). И этот перечень можно продолжать.

Знаком нам и главный лозунг этих террористов, наглый, но пока, слава Богу, весьма эфемерный, – создание «Исламского государства Хорасан» на территории Афганистана, Пакистана и республик Центральной Азии.

Что касается реальной обстановки, то пока свое внимание игиловцы сосредоточили на создании позиций на севере ИРА (провинции Бадахшан, Кундуз, Фарьяб, Балх и Тахар), а также на западе и юге. В июне с.г. фиксировалось также расширение деятельности боевиков, лояльных «ИГ», и в восточных провинциях Афганистана (Нангархар, Купар и Нуристан). По оценкам, численность игиловцев, , достигает 3 тыс. человек. Создаются лагеря подготовки боевиков.

Речь, кстати, не столько о живом притоке террористов-боевиков ИГ в Афганистан и Пакистан, но и о том, что некоторые полевые командиры террористических группировок, воюющих в «зоне Аф-Пака», выражают свою поддержку ИГ или уже присягнули на верность ее лидеру Абу Бакру аль-Багдади. Так, в марте 2015 г. лидер террористического «Исламского Движения Узбекистана» (ИДУ) Усман Гази принес присягу Абу Бакру, о том же вроде бы заявили в руководстве «Хизб-ут-Тахрир».

Те же процессы идут в Пакистане. Есть сведения, что более полутора тысяч боевиков «Движения талибов Пакистана» (ДТП) и радикальной группировки «Лашкар-е-Джангви» действуют теперь в интересах ИГ. Делается это, как мы полагаем, в том числе в целях видимого присоединения к некоему более «модному» экстремистскому «бренду».

Хуже то, что в этой обстановке террористические группировки могут постараться перевести свое противостояние в соревнование по жестокости и насилию, и это будет дополнительной угрозой афганскому населению и государству, как и Пакистану.

Самое эффективное в этих условиях орудие в руках мирового сообщества и каждого государства – это противодействие терроризму во всех его формах и проявлениях, в рамках активного и действительно партнерского международного сотрудничества на основе международного права, без «двойных стандартов».

Такова последовательная и принципиальная позиция России, и наши действия это наглядно подтверждают, как в отношении террористических угроз в Афганистане и Пакистане, так и, например, в Сирии.

 

О позиции России по вопросу качества расследования обстоятельств крушения малайзийского «Боинга»

 

Мы обратили внимание, что после опубликования доклада о техническом расследовании крушения рейса Боинга, который потерпел крушение летом 2014 года не территории Украины, появилось большое количество оценок, интерпретаций. Вновь появляются ничем не подкрепленные, самостоятельно сделанные выводы относительно причастности к авиакатасрофе России. Вы не могли не заметить и сейчас не сказать относительно заявления, которое было сделано Президентом Украины П.А.Порошенко в интервью ведущим украинским телеканалам. Он заявил о «своем глубоком убеждении относительно непосредственной причастности России к трагедии». Это он сделал на основе соответствующего доклада. Звучали такие слова: «Полное вранье России, несостоятельность российской версии и т.д.», при этом активно цитируется сам доклад.

Хотела бы сказать, что на наших брифингах, пресс-службами других российских министерств и ведомств неоднократно говорилось о нашем отношении к проводимому голландской стороной расследованию обстоятельств крушения малайзийского «Боинга» в небе над Украиной. Теперь, когда голландцами подведены итоги, доклад обнародован, у нас не остается ничего иного, как еще раз повторить, что следствие велось предвзято и ангажировано. Мы констатируем наше разочарование, что российские доводы и аргументы, экспертные оценки и результаты тестов, наших наработок так и не были услышаны.

В этой связи хотелось бы еще раз, максимально детально, по пунктам, остановиться на тех моментах, где на наш взгляд имеются очевидные явные нестыковки и где, весьма вероятно, выводы расследования были бы иными, если бы была принята во внимание фактура, предоставленная российской стороной.

Если исходить из версии о поражении самолета ракетой из ЗРК типа «Бук», то неверно говорить, как утверждают многие СМИ, неправильно истолковывая как итоговый отчет, так и проведенные российской стороной исследования, что эта ракета российская. Она могла бы быть только советской. Концерн «Алмаз-Антей» доказал, что если самолет был сбит «Буком», то это могла быть только ракета модификации 9М38, которых нет на вооружении у России. Ракеты 9М38 не поставлялись в российскую армию с 1986 года. Срок годности последней такой ракеты истек еще в 2011 году. За использование списанного вооружения в России применяется уголовная ответственность. В советские времена ракеты 9М38 стояли исключительно в частях, размещенных на территории Украины и ряда других бывших республик Советского Союза. После распада СССР и раздела военного имущества большая часть вооружения осталась в бывших республиках. При этом документально известно, что по состоянию на 2005 год Украина располагала такими ракетами в количестве 502 штук.

Россия поддерживает лишь сделанный в окончательном отчете вывод о том, что Украина несет полную ответственность за незакрытие воздушного пространства для полетов гражданской авиации. По мнению российской стороны, главной причиной катастрофы явилось то, что украинские власти, применяя в зоне конфликта на востоке Украины боевую авиацию и тяжелые виды вооружения, развернув в зоне конфликта различные средства ПВО, как минимум, не закрыли свое воздушное пространство, не выполнив тем самым требования статьи 9 Конвенции о международной гражданской авиации, которая требует от государств немедленно при исключительных обстоятельствах, или в период чрезвычайного положения, или в интересах общественной безопасности временно ограничить или запретить полеты над всей своей территорией или какой-либо ее частью.

В остальном Россия категорически не согласна с выводами комиссии. Они в корне неверны. В итоговом отчете отсутствуют факты, подтверждающие полноценность проведенного расследования. Качество расследования крайне неудовлетворительно и проведено с нарушениями стандартов ИКАО, подразумевающих открытое, всестороннее и полное взаимодействие между всеми участниками комиссии. Мы неоднократно в ходе проведения расследования говорили, что такого открытого и полного взаимодействия нет и близко не было.

Все расследование голландской комиссии было построено лишь на нескольких, якобы найденных на месте крушения самолета, поражающих элементах, при условии, что их в боевой части ракеты более полутора тысяч, по форме напоминающих «двутавры». При этом, несмотря на многочисленные просьбы российской стороны о предоставлении нам каких-либо документальных свидетельств того, как и где были найдены эти поражающие элементы, этой информации нигде так и не было предоставлено. Представитель России по этому поводу не получил никакой внятной информации.

Нидерландами на протяжении всего расследования упорно игнорировалась информация, предоставляемая российской стороной. В частности, не учитывались такие важные для расследования данные, как результаты экспериментов и исследований концерна «Алмаз-Антей» – разработчика ЗРК типа «Бук». Кроме этого, информация концерна была неправильно интерпретирована голландской стороной. В итоговом отчете были вырваны из контекста расчеты «Алмаз-Антея» относительно района пуска ракеты. «Алмаз-Антей» еще в мае с.г. передал в комиссию результаты своих первых исследований, а по итогам полномасштабного эксперимента в октябре с.г. их четко подтвердил. Итоги этого эксперимента и выводов сводятся к следующему: если самолет был сбит «Буком», то это могла быть только ракета 9М38 с боевой частью 9Н314, начиненной поражающими элементами в виде параллелепипедов, и могла быть выпущена только из района села Зарощенское. 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: По данным европейских исследовательских центров Армения является третьим государством на пространстве ОБСЕ по числу принятых беженцев из Сирии – этнических армян. Армения не получает никакой компенсации в этой связи ни от каких структур, в то время, как ряд государств Европы, в частности, страны Прибалтики, куда должны быть направлены 2-3 тыс. сирийских беженцев, требуют компенсации и говорят об угрозе нацбезопасности. Возможно ли создание механизма для рассмотрения данной проблемы. 16 тыс. человек, пусть и возвращающихся на историческую Родину, но приехавших совершенно без ничего, убегая от второго за последние сто лет геноцида, являются существенной нагрузкой на страну, переживающую далеко не лучшие с социально-экономической точки зрения времена?

Ответ: Ваш вопрос должен быть адресован не мне. Как я понимаю, речь идёт о процессах, происходящих на пространстве ЕС. Я знаю, что Армения не входит в Европейский союз, но Вы апеллируете к процессам, происходящим в этих странах относительно перераспределения и квотирования в том, что касается беженцев.

Вопрос: Я говорю о том, что Армения является членом ЕАЭС, и в рамках данного объединения никто не поднимает этот вопрос. В Европе имеется механизм для решения подобных проблем.

Ответ: Хочу сказать, что если есть такая необходимость, то эту тему должна каким-то образом инициировать армянская сторона. Ещё один момент, почему этот вопрос в меньшей степени должен быть адресован нам, – мы принимаем большое количество людей из Сирии. Точными данными располагает ФМС России, но вчера я проверяла цифры. По состоянию на сентябрь речь шла о примерно 8 тыс. человек, которые оказались на территории Российской Федерации. Мы не только принимаем людей из САР, но и исполняем все обязательства перед ними, предоставляя им соответствующий статус. Кто-то из них остаётся на территории нашей страны, кто-то уезжает, переезжает в другие страны. Вряд ли здесь применимо высказывание, что «наша совесть чиста», но мы выполняем свои обязательства.

Думаю, что мы можем поделиться опытом, потому что действуем на основе российского законодательства. Хотела бы отметить очень важную тенденцию, что, несмотря на осложнения сирийского кризиса, на то, что мы приняли колоссальное количество людей (сотни тысяч) с Украины, российское законодательство никоим образом не корректировалось в связи с изменением ситуации. То есть, несмотря на то, что ситуация действительно разворачивалась динамично, иногда стихийно, и никто не был готов к приёму такого количества людей, российское законодательство не подгонялось для нашего удобства, чтобы каким-то образом справляться с данной обстановкой. Другую ситуацию мы видим сейчас в Европе, когда, оказавшись не готовой к такому количеству беженцев, она ведет активную дискуссию  относительно изменения законодательной базы.

Повторяю, несмотря на поток населения из Сирии и колоссальный, можно сказать, исход населения с Украины, мы не меняли свою законодательную базу и строго выполняем соответствующие положения российских законов. Повторю, в данном случае, Ваш вопрос следует адресовать армянской стороне. Если он их волнует, то им стоит высказываться на эту тему. 

Вопрос: Каких результатов ожидает МИД России от предстоящих встреч в Вене, в частности, на фоне визита в Москву Президента САР Б.Асада?

Ответ: Извините, но можно мне задать Вам встречный вопрос как корреспонденту «Рейтер»? Дало ли Ваше агентство опровержение информации относительно якобы трёх погибших россиян в Сирии?

Вопрос: Нет.

Ответ: Почему?

Вопрос: Это вопрос к моим коллегам в Ливане, выпустившим эту историю. Раз нет опровержения, то, полагаю, они по-прежнему считают, что информация была верная.

Ответ: Предполагая, что агентство «Рейтер» не разваливается на независимые части, как СССР, а является единой организацией, мы ждём, что опровержение будет дано.

Что касается ожиданий, связанных с завтрашней встречей. Хотела бы напомнить, что встреча проводится по инициативе американской стороны, на которую мы откликнулись. Мы открыты к диалогу. Для нас это очередная возможность обсудить сирийский конфликт, учитывая новые элементы, которые появились за последнее время – я имею в виду определённые успехи «на земле», продвижение Сирийской армии, о чём я уже сказала. Думаю, что сторонам будет интересно узнать «из первых рук», от российской делегации, о шагах, предпринимаемых нами по борьбе с «ИГ» в Сирии. Безусловно, речь должна пойти о политическом процессе. Как вы знаете, мы регулярно об этом информируем. Поддерживаем контакты с представителями сирийской оппозиции, Дамаском.

Наши ожидания связаны с тем, что состоится полноформатный и, как сказал сегодня Министр иностранных дел России С.В.Лавров, честный и объективный обмен мнениями о сложившейся ситуации, который даст возможность наметить конкретные пути активизации усилий по достижению всеобъемлющего политического урегулирования в этой стране.

Вопрос: Придаст ли визит Б.Асада в Москву новый импульс политическому процессу?

Ответ: Всё, что можно было сказать по этому визиту, было озвучено по линии Администрации Президента России.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, сообщение о том, что экс-президент США Дж.Картер передал российскому Посольству в Вашингтоне карты позиций группировки «Исламское государство» в Сирии. Получил ли МИД эти карты?

Ответ: Я могу подтвердить, что эта информация соответствует действительности. К российской стороне обратился Дж.Картер с предложением переслать нам составляемые его Центром карты с указанием текущего расположения противоборствующих сторон в Сирии, включая позиции правительственных войск, «ИГ» и других группировок.

Полученные географические материалы не являются секретной информацией, большая их часть выложена на сайте («CarterCenter.org») этого центра, который возглавляет и представляет Дж.Картер. Вместе с тем мы с большой благодарностью восприняли данный жест бывшего президента США, который, очевидно, искренне выступает за объединение усилий в борьбе с терроризмом и беспокоится о судьбе сирийского народа.

Конечно, с нашей точки зрения, было бы куда логичнее и эффективнее, если бы такой же конструктивный подход проявляли те, кто сегодня в Вашингтоне располагает всей полнотой информации на данный счет и наделен полномочиями по принятию политических решений. Я думаю, что вполне логично было бы, учитывая, что такой запрос мы отправили американской стороне, ожидать подобные карты от другого господина Картера, а именно нынешнего Министра обороны США Эштона Картера. К сожалению, в Пентагоне пока уклоняются не только от предложенного нами обмена данными по объектам «ИГ» в Сирии, но и от взаимодействия по гуманитарным вопросам. Речь идет о поиске и спасении экипажей боевых самолетов, хотя это может, в том числе, коснуться и американских летчиков. Как вы знаете, наше предложение было американской стороной отвергнуто.

Вопрос: Не могли бы прокомментировать недавний инцидент в Санкт-Петербурге, связанный с выдворением таджикской семьи, в результате чего погиб малолетний ребенок?

Ответ: Я, прежде всего, хотела бы от имени МИД России и всего нашего коллектива лично выразить глубокие соболезнования родителям ребенка в связи с постигшим их горем. Как только поступила эта информация, МИД России обратился во все компетентные инстанции для скорейшего прояснения обстоятельств случившегося. Сообщу, что следственным отделом по Невскому району Главного следственного управления СК России по г.Санкт-Петербург 20 октября 2015 г. возбуждено уголовное дело №387641 по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст 109 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Речь идет о причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Ход и результаты расследования настоящего уголовного дела находятся на контроле прокуратуры г.Санкт-Петербург. Одновременно самую тщательную служебную проверку действий своих сотрудников проводит руководство ФМС, МВД и Минздрава России. Со своей стороны, мы находимся в постоянном контакте со всеми вовлеченными в эту трагедию ведомствами. Хочу вас заверить, что расследование и соответствующие проверки будут проведены максимально оперативно, гласно и самым тщательным образом. Речь идет о большой человеческой трагедии, о гибели ребенка.

Вопрос: Территория Прибалтики – это не Ближний Восток, но там идет процесс активизации НАТО. С чем это связано, могли бы Вы прокомментировать?

Ответ: Я думаю, что вопрос активизации НАТО и ее причин нужно адресовать Североатлантическому альянсу. Например его представительству в Москве.

Что это привносит в вопрос стратегической стабильности на нашем общем пространстве? Мы этого не понимаем, нас это беспокоит, мы постоянно об этом говорим публично и нашим партнерам в ходе переговоров. Но самое главное, складывается впечатление, что за всей этой суетой страны Альянса и, я думаю, даже не страны, а его руководство не видит или забывает о главном: мы сейчас можем потерять нашу общую возможность взаимодействовать по серьезнейшей мировой проблеме, а именно по борьбе с международным терроризмом. То есть, понимаете, на том пространстве, где нет никаких предпосылок для подобного наращивания усилий, эти усилия почему-то с какой-то очень большой динамичностью и активностью наращиваются. При этом в другом регионе, где действительно нужны коллективные подходы, где нужна смелость, решительность, где должны быть оставлены любые политические амбиции и любые представления о том, кто главный, кто первый, кто лидер, в пользу объединения усилий, никакой подобной активизации совместных коллективных усилий не происходит. И это очень печально.

Сегодня я привела важные примеры (и не потому, что это важно для нас – это угроза, которая исходит из стран, находящихся в близости к России) роста международного терроризма на территории Афганистана. Хочу напомнить, что у нас с натовцами существовали соответствующие каналы взаимодействия по решению, в том числе, и этой проблемы. Сейчас они все закрыты, заморожены.

Вы правильно сказали, идет нагнетание активности на европейском пространстве. При этом серьезнейшие темы и диалоговое окно по наиболее актуальной сегодня проблеме международного терроризма закрыты и блокируются. Мы раньше говорили, что мы оставляем это на совести Альянса. Дело в том, что подобными действиями руководство НАТО, к сожалению, ставит под угрозу будущие поколения людей, которые живут в этих странах, потому что терроризм наращивает свои обороты семимильными шагами. И даже если сегодня остаются иллюзии у кого-то, что эти террористические группировки далеко, то, если мы посмотрим график их прогрессирования, то поймем, что уже нынешние молодые поколения могут быть затронуты террористической угрозой напрямую, если ей не начать коллективно противодействовать. А противодействовать ей можно только коллективно.

Повторю то, о чем я вчера говорила: нужно перестать делить эту проблему на свою и на чужую. Это общая проблема. Что еще должно произойти в мире, чтобы наши западные коллеги поняли, что это наша общая проблема?

 

         

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска