27.08.1515:59

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, 27 августа 2015 года

1609-27-08-2015

  • de-DE1 en-GB1 es-ES1 ru-RU1 fr-FR1

 

Содержание 

  1. О предстоящей встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с членами группы по наблюдению за выполнением решений консультативных контактов на «московской площадке»
  2. О традиционной встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова со студентами и профессорско-преподавательским составом МГИМО (У) МИД России
  3. О председательстве России в Совете Безопасности ООН в сентябре 2015 года
  4. О конференции «Глобальное лидерство в Арктике: сотрудничество, инновации, вовлеченность и устойчивость»
  5. К ситуации на Юго-Востоке Украины
  6. О развитии ситуации в Сирии
  7. Об уничтожении сирийского химического оружия
  8. О развитии ситуации вокруг договоренностей по иранской ядерной программе
  9. О развитии ситуации в Йеменской Республике
  10. О ситуации в ближневосточном урегулировании
  11. О ситуации в Мали
  12. О текущей ситуации в Афганистане
  13. Об открытии натовского объекта в Грузии
  14. Из ответов на вопросы

 

О предстоящей встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с членами группы по наблюдению за выполнением решений консультативных контактов на «московской площадке»

 

31 августа Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет члена руководства сирийского Фронта за перемены и освобождение К.Джамиля, Генерального координатора Исполнительного бюро Национального координационного комитета за демократические перемены в Сирии Х.Абдельазыма и других представителей группы по наблюдению за выполнением решений межсирийских консультативных контактов на «московской площадке».

Встреча организуется в русле наших усилий по ускорению запуска политического процесса в Сирии на основе положений Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г.

 

К оглавлению

 

О традиционной встрече Министра иностранных дел России С.В.Лаврова со студентами и профессорско-преподавательским составом МГИМО (У) МИД России

 

Министр иностранных дел России С.В.Лавров проведет традиционную, приуроченную к началу учебного года ежегодную встречу со студентами и преподавателями одного из ведущего вузов нашей страны, профильным учебным заведением Министерства – МГИМО (У).  В выступлении будут даны напутствия будущим дипломатам, а также затронуты наиболее актуальные внешнеполитические вопросы. По традиции состоится дискуссия.

Университет давно зарекомендовал себя как один из ведущих центров подготовки специалистов-международников высочайшего класса, как основной научный центр, осуществляющий анализ ситуаций в самых различных областях. 

Аккредитация представителей СМИ будет осуществляться на сайте МИД России.

 

К оглавлению

 

О председательстве России в Совете Безопасности ООН в сентябре 2015 года

 

В сентябре Российская Федерация будет выполнять функции Председателя СБ ООН.

Работа Совета Безопасности в предстоящем месяце будет проходить в интенсивном режиме, учитывая открытие сессии Генеральной Ассамблеи ООН и проведение общеполитической дискуссии. В этом году Организация празднует 70-летний юбилей, и на масштабные мероприятия высокого уровня в Нью-Йорке соберется большинство глав государств и правительств.

Центральным мероприятием российского месяца в Совете Безопасности станет открытое министерское заседание по теме «Поддержание международного мира и безопасности: урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке и борьба с террористической угрозой», которое состоится 30 сентября.

Актуальность этой предложенной нами темы заседания трудно переоценить. На Ближнем Востоке и в Северной Африке складывается крайне сложная, не будет преувеличением сказать, критическая ситуация. К застарелым конфликтам, прежде всего арабо-израильскому, добавляются новые кризисы. Регион охвачен масштабными кровопролитными конфликтами в Сирии, Ираке, Йемене, Ливии, которые подпитывают друг друга и создают условия для перетекания нестабильности в соседние страны. Перед рядом государств стоит реальная угроза потери своей территориальной целостности.

Все это создает среду для резкого возрастания террористических рисков. Результатом продолжающейся нестабильности в Ираке, а затем и попыток внешнего вмешательства в конфликт в Сирии, в том числе путем заигрываний с вооруженной оппозицией, стало появление беспрецедентной по масштабам угрозы – ИГИЛ. Совершая чудовищные преступления, боевики этой группировки пытаются поставить под свой контроль все более обширные территории, претендуют на создание квазигосударств и заявляют о своих геополитических притязаниях.

В этих условиях проведение комплексного и честного анализа природы конфликтов на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки с определением направлений для нашей коллективной работы на основе Устава ООН в целях построения эффективной архитектуры региональной безопасности является насущной необходимостью. Подлинное решение имеющихся проблем возможно только через всеобъемлющий подход, на прочной основе международного права, без двойных стандартов и с опорой на прерогативы Совета Безопасности.

По итогам мероприятия планируется принять заявление Председателя Совета, в котором акцентировалась бы неотложность принятия мер по урегулированию и предотвращению конфликтов на территории Ближнего Востока и Северной Африки, а также были бы отражены возможные дальнейшие шаги по купированию террористических рисков в регионе. Рассчитываем на широкое заинтересованное участие на высоком уровне государств-членов ООН.

Особо подчеркнем, что проведение этого заседания полностью отвечает целям реализации инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина по формированию широкого антитеррористического фронта по противодействию угрозе ИГИЛ.

Из других важных вопросов сентябрьской повестки отметим следующее. Предметом обсуждения станут ситуация в Ливии и состояние дел в ливийском санкционном режиме. Предстоит продлить мандат Миссии ООН по поддержке этой страны.

Продолжится работа СБ по сирийскому «химическому» досье, а также гуманитарным аспектам конфликта в Сирии.

Предстоит обсудить положение в Афганистане и на Ближнем Востоке, динамику развития событий на Голанских высотах в контексте деятельности развернутых там Сил ООН по наблюдению за разъединением.

Совету предстоит заслушать доклад председателя Комитета СБ по санкциям в отношении Ирана.

Члены СБ ООН проведут обзор деятельности Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии, который вносит существенный вклад в укрепление стабильности в этом регионе. По итогам заседания планируется принять заявление Совета для прессы.

СБ оценит прогресс в стабилизации обстановки в Либерии. Ожидаем принятия резолюции о продлении мандата Миссии ООН и изменении санкционного режима в отношении этой страны.

Будут рассмотрены вопросы межсуданских отношений, деятельности Временных сил ООН в Абьее. Состоятся встречи Совета со странами- поставщиками контингентов в миссии ООН в Гаити и Либерии.

Россия приложит усилия для обеспечения максимально слаженной и эффективной работы этого главного органа ООН на основе конструктивного взаимодействия всех членов Совета Безопасности.

 

К оглавлению

 

О конференции «Глобальное лидерство в Арктике: сотрудничество, инновации, вовлеченность и устойчивость»

 

30-31 августа в Анкоридже, Аляска, США, состоится международная конференция «Глобальное лидерство в Арктике: сотрудничество, инновации, вовлеченность и устойчивость». Основное внимание будет уделено обсуждению последствий происходящих изменений климата для арктического региона и определению первоочередных совместных мер по обеспечению его устойчивого развития в этих условиях. Российскую делегацию на этом мероприятии возглавит Посол России в США С.И.Кисляк.

В настоящее время продолжается работа по подготовке итоговых документов. Исходим из того, что важно обеспечить и в дальнейшем ведущую роль арктических государств в развитии широкого международного сотрудничества в Арктике и формировании для него созидательной повестки дня, включая природоохранную деятельность и климатическую проблематику. Считаем, что именно политика партнерства должна определять настоящее и будущее Арктики.

 

К оглавлению

 

К ситуации на Юго-Востоке Украины

 

Ситуация на Юго-Востоке Украины продолжает оставаться весьма сложной. Не прекращаются периодические артиллерийские обстрелы, в том числе и населенных пунктов, гибнут люди, разрушается гражданская инфраструктура. Фиксируются нарушения в плане соблюдения отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения конфликтующих сторон. В отдельных районах, примыкающих к линии соприкосновения, отмечается концентрация вооруженных сил Украины, что не способствует росту доверия, создает угрозу эскалации ситуации.

26 августа в Минске прошли заседания Контактной группы и четырех рабочих подгрупп по политическим, гуманитарным, экономическим вопросам и по вопросам безопасности.

Идет «вязкая» работа над подготовкой соглашения об отводе танков, минометов до 120 мм и артиллерийских систем до 100 мм. Есть определенные позитивные подвижки в плане решения некоторых экономических проблем, хотя и здесь пока остаются проблемы, связанные с реализацией, например, зафиксированных в «Комплексе мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля 2015 года положений о восстановлении работы банковской системы, что призвано дать возможность живущим в регионе людям получать пенсии и другие социальные пособия.

Весьма непросто продвигаются дискуссии по политическим вопросам. Остаются серьезные разногласия в отношении практических путей реализации положений Комплекса мер, относящихся к конституционной реформе на Украине, вопросам предоставления Донбассу особого статуса и реализации соответствующего закона, проведения в регионе местных выборов. Достигнута договоренность, что работа в этом направлении будет продолжена в рамках соответствующей подгруппы в еженедельном формате.

Обсуждались вопросы, относящиеся к гуманитарной проблематике, в том числе и вопросы обмена удерживаемыми лицами, работе, связанной с оказанием гуманитарной помощи населению региона.

В Минске вчера прозвучало весьма позитивное предложение – к 1 сентября, дню начала нового учебного года, сторонам, чтобы не омрачать этот праздник, установить реальное перемирие и воздержаться от каких-либо обстрелов. Рассчитываем, что эта идея будет реализована.

Достигнута договоренность о проведении следующего заседании Контактной группы и рабочих подгрупп 8 сентября с.г.

В целом хотелось бы отметить, что всеми заинтересованными сторонами отмечается необходимость продолжения работы по урегулированию украинского кризиса в существующих и действующих форматах, что основой для урегулирования остаются Минские договоренности. Дело за честным, последовательным и полным исполнением тех положений, которые зафиксированы в известном Комплексе мер.

Российская сторона продолжает оказывать гуманитарную помощь населению Донбасса. Сегодня силами МЧС в Луганск и Донецк доставлен очередной гуманитарный груз. Это уже 37 конвой, а общий вес доставленной с августа прошлого года гуманитарной помощи составляет более 45 тысяч тонн.

 

К оглавлению

О развитии ситуации в Сирии

 

Последний период отмечен в Сирии сохранением высокого накала вооруженного противостояния между правительственными силами и террористическими группировками. Несмотря на воздушные удары ведомой США антитеррористической коалиции остановить и повернуть вспять джихадистов не удается. По-прежнему основную тяжесть борьбы с международными террористами и экстремистами несет на себе сирийская армия. Наиболее острый характер противостояние носит в окрестностях Дамаска, в районе г.Забадани, в провинциях Хомс, Хама, Идлиб и Алеппо.

Решительно осуждаем творимые ИГИЛ и другими террористическими группировками преступления против мирного населения Сирии. На регулярней основе они подвергают неизбирательным минометным и ракетным обстрелам города и населенные пункты Сирии, совершают террористические акты, похищают людей, разрушают объекты социально-экономической инфраструктуры, лишают гражданское население возможности получать самое необходимое для жизни. На днях в результате интенсивного обстрела террористами Дамаска было убито и ранено несколько десятков жителей столицы, включая женщин и детей.

С чувством глубокого возмущения восприняли сообщения об очередном случае уничтожения террористической группировкой «Исламское государство» («ИГ») объекта всемирного наследия в Сирии. Разрушение храма Баалшамина в Пальмире стало еще одним громким преступлением боевиков против мировой культуры и общечеловеческих ценностей. Негодование вызвала информация о обезглавливании боевиками «ИГ» старейшего смотрителя археологического комплекса в Пальмире 82-летнего Х.Аль-Асаада, который отказался показать террористам место, где были спрятаны наиболее ценные экспонаты музея.

На этом фоне подчеркивается актуальность задачи реализации инициативы Президента Российской Федерации В.В.Путина о формировании широкого антитеррористического фронта с участием сирийской и иракской армий, отрядов сирийской «умеренной» оппозиции, ополчений курдов, основных региональных и международных игроков в интересах совместного противодействия нарастающей террористической угрозе.

Убеждены, что борьба в едином антитеррористическом строю всех тех в Сирии, кто видит свою родину свободным, суверенным, светским государством, в котором представители всех этноконфессиональных групп будут пользоваться равными правами и жить в мире и безопасности, приведет к укреплению доверия, создаст благоприятную атмосферу для продвижения политического процесса.

В развитие консультативных встреч на «московской площадке» в январе и апреле с.г. представителей сирийских властей и их политических оппонентов продолжаем предпринимать конкретные шаги в интересах объединения оппозиции на конструктивной основе выработки общей платформы для налаживания субстантивного диалога с правительством Сирии. В последние дни в Москве консультации с делегациями Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции, курдской Партии демократического союза, сирийских оппозиционеров, вошедших в исполнительный комитет «Каир-2», «внутренней» сирийской оппозицией.

В ближайшие дни подобные контакты будут продолжены. Призываем региональных и международных партеров присоединиться к предпринимаемым нами усилиям в интересах скорейшего политического урегулирования кризиса в САР на основе положений Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г.

 

К оглавлению

 

Об уничтожении сирийского химического оружия

 

С удовлетворением отмечаем, что военно-химический потенциал Сирии практически ликвидирован под контролем международного сообщества в полном соответствии с резолюцией СБ ООН 2118. При этом вывоз сирийского химоружия, его компонентов и прекурсоров осуществлен еще год тому назад. Согласно последнему докладу Генерального директора Технического секретариата Организации по запрещению химического оружия от июля с.г. из общего объема в 1300 тонн вывезенных из Сирии токсичных химикатов остается уничтожить порядка 1%. В связи с техническими сложностями, с которыми столкнулась американская фирма- подрядчик, завершение этого процесса ожидается к концу 2015 года.

Продолжается успешная ликвидация 12 бывших сирийских объектов по производству химоружия, уже уничтожена половина из них, включая все подземные тоннели. В том, что касается остающихся шести наземных ангаров, то в ближайшее время можно ожидать завершения соответствующих работ на пяти из них. На одном объекте работы не ведутся по соображениям безопасности в районе его местонахождения.

 

К оглавлению

 

О развитии ситуации вокруг договоренностей по иранской ядерной программе

 

Сейчас ведется активная подготовка к началу практической реализации Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Это работа осуществляется по целому ряду направлений.

25 августа состоялось внеочередное заседание Совета управляющих МАГАТЭ, в ходе которого Агентство было наделено мандатом на осуществление проверочной деятельности в рамках СВПД. Это – важный шаг вперед, который позволит МАГАТЭ перейти к согласованию с Тегераном конкретных параметров будущей проверочной деятельности.

Полагаем необходимым принятие на соответствующем этапе отдельной резолюции Совета управляющих, которая бы поставила участие Агентства в реализации СВПД на прочную основу в интересах обеспечения устойчивости этого процесса.

Продолжается активный процесс рассмотрения договоренности в законодательных органах США и Ирана. Мы это внимательно отслеживаем. Рассчитываем, что все завершится благополучно, без срывов.

Нами совместно с иранской стороной также предпринимаются подготовительные меры по тем направлениям СВПД, которые предполагают реализацию двусторонних российско-иранских проектов, в частности, по налаживанию производства стабильных изотопов на объекте в Фордо и вывозу иранского низкообогащенного урана.

В соответствии с положениями СВПД через 90 дней после принятия резолюции СБ ООН 2231, а именно 18 октября, наступает т.н. «День вступления в силу» (Adoption Day), после которого Тегеран начнет осуществлять практические меры по приведению своей ядерной программы в соответствие с обязательствами по СВПД, а США и европейские члены «шестерки» начнут подготовку юридической базы для отмены своих односторонних антииранских санкций. У нас нет оснований сомневаться, что все стороны будут добросовестно выполнять взятые на себя обязательства.

 

К оглавлению

 

О развитии ситуации в Йеменской Республике

 

Развитие обстановки в Йеменской Республике (ЙР) по-прежнему вызывает самую серьезную озабоченность. Практически на всей территории этой страны сохраняется высокая степень вооруженной конфронтации. Боестолкновениями охвачены провинции Таиз, Саада, Аль-Ходжа, Аль-Бейда, Ад-Далиа и Маариб. Продолжаются обстрелы и бомбардировки с воздуха густонаселенных районов страны, а также объектов гражданской инфраструктуры, жертвами которых становится мирное население. Несмотря на вывод подразделений движения «Ансар Алла» и поддерживающих его частей йеменской армии из ряда южных провинций, включая Аден, обстановка в этих районах остается нестабильной. Не прекращаются нападения на представителей международных организаций. В частности, 25 августа подверглась атаке и разграблению штаб-квартира МККК в Адене.

В последние дни еще более сложной стала гуманитарная ситуация. По сведениям ООН, с начала конфликта количество жертв достигло 4 тысяч человек, порядка 14 тысяч человек ранено. В гуманитарной помощи нуждается 21,1 млн. человек. Ощущается острая нехватка продовольствия, питьевой воды, медикаментов.

Россия решительно выступает за немедленное прекращение кровопролития, скорейший запуск переговоров между самими йеменцами, целью которых должно быть восстановление государственной системы в рамках реализации решений СБ ООН и соответствующих межйеменских договоренностей, включая итоги Конференции по национальному диалогу.

В данной связи поддерживаем усилия спецпосланника Генсекретаря ООН по Йемену Н.Ахмеда, активно вовлеченного в поиск компромиссных развязок. Его предложения по прекращению огня, которые создали бы условия для преодоления гуманитарного кризиса в ЙР и возобновления политпроцесса заслуживают самого серьезного внимания. Со своей стороны, продолжим оказывать необходимое содействие в осуществлении миссии Н.Ахмеда.

 

К оглавлению

 

О ситуации в ближневосточном урегулировании

 

Ситуация в ближневосточном урегулировании остается сложной. Полноценные контакты между палестинцами и израильтянами, как известно, не поддерживаются уже больше года. Сохраняется неопределенность в вопросах, касающихся сектора Газа, которая усугубляется фактическим отсутствием прогресса на пути преодоления внутрипалестинского раскола.

На этом фоне ожидаются кадровые перестановки в руководстве Организации освобождения Палестины (ООП). Сообщалось о планируемом заседании в ближайшие недели высшего руководящего органа ООП –Палестинского национального совета. Как представляется, активизация деятельности общепалестинских структур на согласованной основе имела бы большое значение для реализации национальных чаяний всех палестинцев.

Отсутствие продвижения к достижению палестино-израильского урегулирования напрямую сказывается на обстановке «на земле». С лета этого года на Западном берегу реки Иордан наблюдался рост напряженности. Заметно участились экстремистские проявления, в частности со стороны радикально настроенной части израильских поселенцев. Неспокойная ситуация и вокруг Святых мест в Иерусалиме.

На этом фоне Россия продолжает предпринимать шаги, направленные на преодоление тупика в мирном процессе и возобновление палестино- израильских переговоров. Большую роль в этом деле традиционно отводим ближневосточному «квартету» международных посредников, остающимся ведущим, санкционированным СБ ООН механизмом содействия усилиям по продвижению палестино-израильского урегулирования. Важное место в деятельности «четверки» на данном этапе играет налаживание плотного взаимодействия с заинтересованными региональными игроками. В этих целях в июне и июле с.г. состоялись поездки спецпредставителей «квартета», соответственно, в Каир и Амман. На повестке дня – организация аналогичных контактов в ряде других ближневосточных столиц.

 

К оглавлению

О ситуации в Мали

 

В последнее время, несмотря на настойчивые усилия международного сообщества, включая подписание в мае и июне с.г. в Бамако Соглашения о мире и примирении в Мали, из этой африканской страны все чаще приходят тревожные вести,

15 августа между сторонами внутрималийского конфликта возобновились боевые действия, которые привели к жертвам, в том числе среди мирного населения. Новый виток противостояния способен сорвать весь ход мирного процесса в Мали.

В Москве решительно осуждают нарушение режима прекращения огня и призывают всех участников конфликта к последовательному выполнению положений Соглашения.

Поддерживаем деятельность Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (МООНСМА), которая функционирует в весьма непростых условиях, что требует налаживания более тесной координации с малийским властями по всем вопросам, связанным с реализацией ее мандата.

Принятая 29 июня резолюция СБ ООН возложила на МООНСМА существенную долю ответственности по содействию стабилизационным усилиям, мониторингу режима прекращения огня, мерам по имплементации Соглашения о мире и примирении, защите гражданского населения. Вместе с тем отмечаем, что на малийском правительстве также лежит особая ответственность за обеспечение мира и безопасности в стране.

Обеспокоены тем, что новые вооруженные столкновения происходят на фоне продолжающихся провокаций со стороны джихадистов, направленных в том числе против миротворцев.

5 августа в Бамако неизвестной группой лиц была совершена вооруженная вылазка против представительства российской авиакомпании «ЮТэйр» с применением огнестрельного оружия и гранат. Лишь по счастливому стечению обстоятельств никто из наших и местных граждан не пострадал.

7 августа в Севаре (центральная часть Мали) джихадисты совершили нападение на гостиницу, в которой проживает персонал МООНСМА. В заложниках у террористов оказался впоследствии освобожденный сотрудник «ЮТэйр».

Как представляется, руководству Мали, а также всем заинтересованным малийским сторонам необходимо сфокусироваться на эффективном противодействии вылазкам бандформирований с тем, чтобы не допустить срыва хрупкого перемирия.

 

К оглавлению

 

О текущей ситуации в Афганистане

 

Выражаем обеспокоенность продолжающимся обострением обстановки в Афганистане.

Известие о смерти лидера Движения талибов муллы М.Омара привело к эскалации внутриполитического конфликта в Афганистане. Наглядным тому подтверждением стал беспрецедентный всплеск террористической активности по всей стране, и в том числе в Кабуле, где в результате недавних террористических атак на учебный центр Минобороны ИРА, полицейскую академию, американскую военную базу «Кэмп Интегрити», взрыва у въезда в аэропорт и нападения на конвой НАТО погибли около 100 человек, более 400 получили ранения.

Нашу обеспокоенность вызывает и активность экстремистов в северных областях страны, на таджикско-афганской границе и в районах, приграничных с Туркменистаном, где на днях, во время проведения антитеррористической операции, было совершено покушение на Первого вице-президента ИРА А.Р.Достума.

Решительно осуждаем теракты, в результате которых гибнут в основном мирные жители. Призываем афганские власти приложить все усилия к обеспечению безопасности в стране и возобновлению мирных переговоров с талибами.

 

К оглавлению

Об открытии натовского объекта в Грузии

 

Обратили внимание на информацию о том, что в ходе пребывания Генсекретаря НАТО Й.Столтенберга 26-27 августа в Грузии был открыт совместный натовско-грузинский «Центр подготовки и оценки», на базе которого предполагается проведение учений и тренировок по повышению оперативной совместимости и слаженности подразделений стран-членов НАТО, вооруженных сил Грузии, а также государств-партнеров альянса.

Расцениваем этот шаг как продолжение провокационной политики альянса, нацеленной на расширение своего геополитического влияния. Причем зачастую с использованием ресурсов стран-партнеров блока. К тому же размещение такого военного объекта НАТО в Грузии станет серьезным дестабилизирующим фактором для безопасности в регионе.

Этот вывод основан на имеющемся трагическом опыте. Ведь нет никаких сомнений, что именно провозглашение перспективы вступления Грузии в НАТО на саммите альянса в Бухаресте в апреле 2008 года внушило тогдашнему тбилисскому руководству иллюзию вседозволенности и подтолкнуло к преступной попытке военной силой покорить Южную Осетию. Сегодня Грузия не примирилась с необратимыми последствиями этой авантюры, претендует на территории соседних независимых республик, упорно уклоняется от подписания документов о ненападении на них. Те, кто в этой ситуации продолжают тянуть Тбилиси в НАТО, должны осознавать меру своей ответственности.

Что касается Российской Федерации, то она и впредь будет выполнять международные обязательства по надежному обеспечению безопасности своих союзников – Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. При этом будут должным образом учитываться любые новые моменты в развитии натовско-грузинского сотрудничества.

 

К оглавлению

 

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Американские дипломаты заявили, что выдача Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко усечённой американской визы мотивировано тем, что планируемое мероприятие по Межпарламентскому союзу не проходит по линии ООН, таким образом, США не берут на себя обязательства принимающей стороны. Как бы Вы прокомментировали это заявление? Планирует ли Москва симметричные ответные меры?

Ответ: Буквально за полчаса до начала брифинга я просмотрела выступление и заявление В.И.Матвиенко, в которых она обширно и очень глубоко коснулась всех аспектов произошедшего.

Могу напомнить, что МИД России подключился к решению этого вопроса не вчера и не сегодня. На протяжении длительного времени мы занимались данной темой, ставили вопрос перед американскими коллегами на различных уровнях, выпускали соответствующие комментарии. Вчера, к сожалению, были вынуждены сделать заявление МИД России, в котором выразили возмущение решением американской стороны, в результате которого оказалось сорвано участие Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко в крупных международных мероприятиях в Нью-Йорке, в частности, во Всемирной конференции спикеров парламентов и встрече женщин-спикеров парламентов. Как известно (о чём сказала сегодня В.И.Матвиенко, об этом говорилось по линии МИД России), выданная после долгих проволочек виза содержит ряд недопустимых ограничений по пребыванию В.И.Матвиенко в США. В частности, визой не разрешено участвовать в любых встречах и других мероприятиях по линии Межпарламентского союза. Хотела бы подчеркнуть общедоступный факт, что это мероприятие проходит на площадке ООН. В этих условиях визит возглавляемой В.И.Матвиенко делегации российских законодателей в Нью-Йорк стал невозможным. О причинах она сегодня рассказала СМИ.

Полагаем, что подобные действия американских властей совершенно неприемлемы. Они представляют собой нарушение общепринятых норм, в том числе правовых, идут вразрез с обязательствами государств, принимающих на своей территории многосторонние форумы. Действия Вашингтона фактически блокируют возможность изложить подходы, в частности, российской делегации, отличающиеся от американских политических установок и приоритетов.

Как мы уже говорили, после всей этой «визовой истории» возникает большой вопрос, насколько США могут и имеют моральное право претендовать на проведение крупных международных мероприятий в своей стране, ведь проведение подобных форумов возлагает на принимающую сторону большую ответственность. Это закреплено, в том числе в различных международных актах. Здесь нет и не может быть самодеятельности – это большая ответственность, а самое главное – обязательства, которые берёт на себя эта страна.

Хотела бы сказать несколько фраз в контексте всей этой ситуации и прочитанных заявлений наших американских коллег, например, о том, что это решение принципиальное и связано с принципиальной позицией США не выдавать визы людям, находящимся в «чёрных списках» в связи с украинским кризисом. Представляется странным говорить о некой принципиальности, по крайней мере, для тех, кто знает суть истории, которую, возможно, знают не все. Некоторым фигурантам этих списков Соединенные Штаты выдали визы. Где же здесь принципиальный подход? Дальше было самое интересное – через несколько недель визы были отозваны. То есть, россиян попросили вернуть паспорта в Посольство США для того, чтобы виза была аннулирована. Где здесь принципиальный, системный подход? Всё это похоже на «антироссийскую возню». Никакой принципиальности или системности в этом я не вижу.

Что касается мотивации, что якобы это мероприятие не имеет никакого отношения к ООН, то у меня складывается ощущение, что если уж к чему-то это мероприятие не имеет отношения, то к США, поскольку не они созывали этот форум и не приглашали В.И.Матвиенко. От них требовалось только дать разрешение на въезд в свою страну, которая принимает у себя международное мероприятие.

Привязка к ООН – не «пустой звук», не какая-то натяжка или уловка. Данное мероприятие действительно проходит на ооновской площадке. Под словом «площадка» я подразумеваю здание. Как вы понимаете, ни одно мероприятие в ООН не может проходить без согласования с Организацией. Полагаю, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что тематика этого мероприятия непосредственно связана с проблемами, являющимися, по большому счёту, основными в ООН. Посоветовала бы американским коллегам быть повнимательнее с тем предметом, о котором они так безапелляционно говорят и уверенно рассуждают.

По поводу ответных мер, считаю, что ответ В.И.Матвиенко был исчерпывающим. Могу добавить, что подобные истории не проходят бесследно. Всё это определённо оставляет негативный след в истории двусторонних отношений и дипломатии в целом. Не знаю, зачем всё это делается, мне сложно предположить. Понимаю, что многие из наших заявлений и объяснений остаются не услышанными Вашингтоном. Однако, если они не слушают нас, то, возможно, прислушаются к людям, которые на протяжении десятилетий являлись авторитетами для американцев. Имею в виду, в частности, интервью бывшего Госсекретаря США Г.Киссинджера, опубликованное недавно в издании «Нэшнл интерест». Хотела бы процитировать фразу, которая наилучшим образом характеризует то, что сейчас происходит со стороны Вашингтона: «В отношении России США потеряли чувство меры и контекста». Лучше не скажешь.

Вопрос: Российский приговор украинскому режиссёру О.Сенцову вызвал резко негативную критику со стороны стран США и ЕС. Как в Москве оценивают заявления иностранных коллег? Как бы Вы могли прокомментировать заявление Премьер-министра Украины А.П.Яценюка о том, что эта, а также аналогичные ситуации с украинскими гражданами будут поставлены на повестку дня в СБ ООН?

Ответ: Безусловно, я видела все сообщения относительно приговора О.Сенцову и А.Кольченко. Насколько я понимаю из СМИ (это не тема МИД России), 25 августа в Северо-Кавказском окружном военном суде в полном соответствии с российским законодательством прошёл суд: было проведено расследование, суд рассмотрел дело и вынес вердикт. У МИД нет и не может быть комментариев в отношении решений судебных инстанций, которые являются суверенными. В то же время не могу не ответить на часть вопроса, касающуюся международной реакции. На наш взгляд, она является исключительно политизированной.

Отдельно хотела бы остановиться на заявлении Госдепартамента США, сделанного 25 августа в ходе брифинга, о якобы противоречии приговора Минским соглашениям. Подобные заявления не соответствуют действительности и искажают содержание упомянутых соглашений, которые опубликованы, находятся в открытом доступе, поэтому ничего придумывать не нужно, а стоит их просто почитать. Для тех, кто не владеет тематикой в достаточной мере, поясню, что, во-первых, взятые под стражу и осужденные в соответствии с действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации О.Сенцов и А.Кольченко явно не являются «заложниками и незаконно удерживаемыми лицами», освобождение которых предусмотрено Минскими соглашениями. Во-вторых, Минские соглашения предусматривают меры по урегулированию конфликта в Донецкой и Луганской областях Украины; территориальная сфера охвата их положений просто не имеет отношения к Республике Крым.

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать предложение Польши расширить «нормандский формат» за свой счёт, участвовать в переговорах и урегулировании ситуации на Востоке Украины, а также активную политическую деятельность нового Президента Польши А.Дуды: завтра он летит в Берлин, где будет говорить об усилении давления на Россию в связи с ситуацией на Востоке Украины?

Ответ: Мы уже комментировали звучавшие предложения о расширении «нормандского формата». Форматы создаются не для того, чтобы существовать в отрыве от ситуации, а чтобы влиять на её развитие. Дело не в форматах, а в том, чтобы они работали. Исходим из того, что существующий формат должен просто эффективно функционировать.

Относительно возможности подключения различных «игроков», государств, изъявляющих такое желание, мы также говорили, что приветствуем это, призывая страны, которые имеют соответствующее влияние на ту или иную сторону конфликта на Юго-Востоке Украины, активнее оказывать влияние, а, возможно, и давление, на каждую из сторон для продвижения к мирному урегулированию.

Дело не в расширении формата, а в активных усилиях всех так или иначе вовлечённых государств. Если есть такое желание, почему не оказывать соответствующее содействие? Никто не мешает это делать.

Что касается давления на Россию, то я не представляю, какого комментария Вы от меня хотите. Безусловно, это выбор того или иного политика, к чему призывать. Является ли давление на Россию выгодным Польше – вопрос, который нужно задать самим полякам. Выгодно ли им подобное давление, и кто от этого выигрывает?

Нам кажется, что за год-полтора давления, политики санкций и угроз стало очевидно, что это тупиковая позиция и политика, которая не приносит выгоды ни тем, на кого давят, ни тем, кто давит. Не знаю примеров, когда подобный подход в принципе можно было бы назвать успешным. Есть давление, которое может осуществлять по линии отвечающих за это международных организаций – СБ ООН может применять санкции и давление различной степени, но ни одна страна мира не может давить на другую, поскольку это является, по сути, вмешательством во внутренние дела, и тем более не может призывать других членов международного сообщества давить на другую страну. Для чего это делается – вопрос не ко мне. Хочу ещё раз сказать, что я всё больше читаю (и мы публикуем всё это на аккаунтах в соцсетях) экспертные оценки, которые говорят о тупиковости этого подхода. Главной вопрос – чего хотят добиться?

Вопрос: Вчера мы узнали, что по запросу Минюста США в Финляндии задержан гражданин России М.Сенаха. Сразу после этого на сайте МИД России появился комментарий на эту тему. Я хотел спросить, почему Министерство иностранных дел Российской Федерации так сильно реагирует на это задержание, и как это влияет на отношения между Россией и Финляндией в целом?

Ответ: При всем уважении к Вам, вопрос кажется мне достаточно странным, потому что мы как внешнеполитическое ведомство обязаны реагировать на все, что происходит с российскими гражданами за рубежом, тем более, когда речь идет о задержании россиянина такими незаконными методами, о которых идет речь.

Хотела бы повторить сказанное Вами о том, что вчера мы выступили с соответствующим заявлением: речь идет о задержании по запросу Минюста США гражданина России. Дело действительно происходило в Финляндии. Как мы понимаем, это не отдельный случай, а проявление определенного американского курса. Я не очень люблю такие сильные выражения, но по большому счету, это уже можно даже вписать в контекст «охоты на ведьм». Подобная политика «охоты» и нападения на российских граждан по всему миру, к сожалению, становится не исключением, а системой. Ничего общего с правосудием и реализацией правосудия подобная политика не имеет. Если бы речь шла о необходимости пресечения преступной деятельности, логичнее всего было бы сначала направить соответствующую информацию в страну гражданства подозреваемого, тем более, что у России и США имеется договорная база для сотрудничества в уголовно-правовой сфере, однако, этого не делается. Повторю, это политика, которая стала регулярной, а не исключение. Стремление добиваться задержания российских граждан в других странах является грубейшим нарушением международно-признанных процессуальных норм.

Вчера мы также высказали соответствующую реакцию в адрес финских властей. Сказали, что ожидаем от компетентных властей Финляндии неукоснительного соблюдения в отношении гражданина России М.Сенаха всех конституционных гарантий, норм международного права в области прав человека и консульских сношений. Исходим из того, что российский гражданин не может быть выдан США, где ему грозит абсурдное наказание в виде лишения свободы на срок более 100 лет. Как Вы знаете, и мы тоже об этом многократно говорили, там нередки, мягко скажем, случаи с нарушением прав заключенных, и в частности, конечно, речь идет о российских заключенных, о которых мы не устаем повторять нашим американским коллегам как в ходе переговоров, так и в ходе каких-то публичных заявлений. Могу также подтвердить, что наше Посольство в Финляндии предпринимает все возможные меры по урегулированию ситуации и находится в постоянном контакте с российским гражданином и его адвокатами.

Вопрос: На конец августа вроде бы планировался визит в Москву японского Министра иностранных дел, но после поездки Председателя Правительства России Д.А.Медведева на о.Итуруп японская сторона, как сообщается, решила его отложить. Как видится ситуация российской стороне? Состоится ли визит? Когда? На каких условиях? И шире: как эта заминка в переговорах между двумя министерствами отразится на планируемом визите Президента России В.В.Путина в Японию? Состоится ли он до конца года?

Ответ: Может быть, я не предупредила в начале брифинга, но мне казалось, что по сложившейся традиции вы об этом знаете. График внешнеполитических международных контактов главы государства комментирует его пресс-служба. Поэтому по всем вопросам, связанным с визитами Президента В.В.Путина, будьте добры обращаться в Пресс-службу Президента.

Теперь непосредственно по теме Вашего вопроса. Мы видели сообщения японских СМИ относительно того, что, якобы отменяется визит главы внешнеполитического ведомства Японии. Во-первых, честно говоря, я не видела официальных заявлений МИД Японии на этот счет. Соответственно, речь идет исключительно о интерпретации СМИ со ссылкой на какие-то источники. Во-вторых, договоренности о проведении визита на данный и на тот момент не было, то есть ни о сроках, ни о форматах не договаривались, из чего мы делаем один-единственный вывод: невозможно отменить то, о чем не было условлено.

У России с Японией развивается нормальный конструктивный диалог. Мы обсуждаем все вопросы: сотрудничество, проблемные вопросы, которые так или иначе возникают у любых государств. У нас абсолютно нормально развивается диалог. Если будет принято решение, согласованы сроки, форматы визитов, о них мы, безусловно, объявим на брифинге либо по линии ДИП.

Вопрос: В Норвегии стартует сериал про Россию, захватившую часть страны. Каково Ваше отношение к этому? Будет ли официальная реакция МИДа?

Ответ: Я видела сообщения по поводу сериала, о котором Вы говорите, а также комментарий нашего посольства. Фильм я не видела, поэтому на сегодняшний момент оставила бы его без комментария и адресовала бы Вас к комментарию Посольства России. Очень надеюсь, что кинематограф останется кинематографом и не станет темой обсуждения внешнеполитических ведомств. Хотя, еще раз говорю, что фильм я еще пока не видела. Надеюсь, что ничего там такого нет.

Вопрос: 25 числа было подписано распоряжение об открытии Торгового представительства России в Абу-Даби. Как Вы прокомментируете дальнейшее развитие отношений между Россией и ОАЭ?

Ответ: Мне кажется, что в Вашем вопросе содержится ответ. Раз у нас открывается представительство, значит, торговые отношения развиваются хорошо. На это будем рассчитывать и в дальнейшем. Не вижу предпосылок, способных омрачить эту тенденцию.

Вопрос: В связи с известным обострением ситуации в отношениях России и Запада, не может ли это сказаться на работе Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, куда, как известно, входит Россия, США и Франция? Не приведет ли это к застопориванию работы по организации в нынешнем году встречи президентов Армении С.А.Саркисяна и Азербайджана Г.А.Алиева?

Ответ: Отвечу на первую часть Вашего вопроса – надеемся, что не скажется. Надеюсь, разногласия России с какими-либо странами, возникающие не по нашей вине, не скажутся на работе Минской группы. С нашей стороны никаких препятствий или каких-либо аспектов, вопросов и проблем быть не может. Мы участники этого формата и очень ответственно относимся к своим обязательствам, понимая, насколько серьезная тема находится на повестке этой группы.

Вопрос: На прошлой неделе Министр иностранных дел России С.В.Лавров заявил о том, что если американская сторона предложит встречу с Президентом США Б.Обамой, то Россия: «воспримет это предложение конструктивно». Было ли это предложение сделано за прошедшую неделю? Есть ли на данный момент планы встретиться с Б.Обамой?

Ответ: Буквально только что я говорила о том, что мы сохраняем свой прежний формат: все, что касается графика В.В.Путина, остается за Пресс-службой Президента. Я думаю, что из этого и будем исходить – у каждого должна быть своя работа.

Вопрос: Вы говорили об усилиях, которые предпринимает Россия, чтобы обеспечить население Донбасса гуманитарной помощью. По имеющейся информации у ряда международных гуманитарных организаций возникли проблемы с доступом в Донбасс, так гуманитарные колоны Международного комитета красного креста с 25 июля не могут въехать на территорию ДНР и ЛНР с украинской стороны. В руководстве самопровозглашенных республик якобы хотят, чтобы международные организации проходили процедуру аккредитации не только в Киеве, но и на их территории, однако это может значительно усложнить взаимоотношение этих организаций с Киевом. Может ли как-то Москва посодействовать, чтобы ДНР и ЛНР облегчили доступ в регион для гуманитарных организаций?

Ответ: Я знаю, что эта тема обсуждается и стоит на повестке дня, потому что ряд гуманитарных организаций высказали заинтересованность и желание доставлять гуманитарную помощь и работать на указанных территориях. Вопрос носит технический характер. Как я понимаю, каких-то больших проблем там нет. Но так как речь идет о гуманитарном аспекте, то мы надеемся, что все имеющиеся проблемные вопросы будут в ближайшее время урегулированы. Насколько я знаю, ряд агентств преступил к работе и не видят никаких сложностей в этом.

Вопрос: Вы заговорили о минских переговорах. Вчера после встречи «контактной группы» в Минске представитель ОБСЕ М.Сайдик обратился к телеканалу LifeNews за помощью в обеспечении безопасности начала учебного года. Он не очень хорошо говорит по-русски. Как Вы можете прокомментировать, почему вдруг представитель этой организации обратился именно к телеканалу и конкретно к нашему?

Ответ: Он же обратился к вам, поэтому вам стоило бы спросить у него, почему он к вам обращается.

Единственное, я могу предположить, что ваш телеканал находится на передовой с самого начала вооруженных действий на Юго-Востоке Украины. Мы не только следим, но и очень активно участвуем во всех мероприятиях по освобождению журналистов вашего телеканала. Может быть, речь идет просто о том, что у вас действительно наработан большой опыт работы в этих сложных условиях. Хочу сказать, что для меня имеет принципиальнейшее значение, когда я общаюсь со СМИ на эти темы, насколько журналисты действительно вовлечены в эту работу и насколько они знают ситуацию изнутри. Ведь спекуляций и фантазий на тему украинского кризиса очень много, и очень мало людей, которые действительно работают «в поле» и обладают информацией из первых рук. Я знаю, что информацией из первых рук телеканал LifeNews обладает. Я хочу сказать, что не подготовленный вопрос, и сейчас мы не занимаемся поддержкой одного канала. Просто я действительно знаю, что ваши ребята работают, и благодаря им мы получаем уникальные кадры того, что происходит на Юго-Востоке Украины. К сожалению, я также констатирую, что западные журналисты там не работают. Я не могу сказать, что никто не работает, но в целом констатирую, что они там не работают. Поэтому, если у вас есть возможность оперировать и рассуждать на тему со знанием фактов, то многие, кто делают выводы, очень глубокие, такими фактами не располагают или берут их из каких-то странных источников, не имея возможности их проверить.

А зачем и кто вас спрашивает, это вы сразу уточняйте, а не через меня.

Вопрос: Немножко к Сирии назад хотелось бы вернуться. М.Ратни, спецпредставитель, как мы знаем, от Госдепартамента едет  в Москву или может быть уже приехал. Хотелось бы уточнить, с кем он будет встречаться и чего конкретно от этих встреч ждет?

Ответ: Состоится встреча с М.Л.Богдановым. Если будут запланированы контакты на другом уровне, мы об этом вам сообщим.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, сведения, которые приходят из Сирии и от дипломатов с Ближнего Востока о том, что Россия увеличила свои сотрудничество и помощь сирийскому правительству в виде военнослужащих и военной техники. Это происходит на фоне заявлений России о том, что необходимо создавать большую коалицию для того, чтобы бороться с ИГИЛ. Действительно ли происходит увеличение военно-технической помощи сирийскому правительству?

Ответ: Информации насчет увеличения помощи у меня нет. Российская сторона изначально оказывала помощь Дамаску в борьбе с терроризмом, и никто это не скрывал. Относительно увеличения мы должны проверить эту информацию, пока ее нет.

Повторю, мы оказываем САР поддержку в борьбе с терроризмом (и делали это с самого начала), а также отстаивали наше право помогать Дамаску бороться с этим злом – в этом нет никакого секрета. Наоборот, мы несколько лет назад начали убеждать всех, кто полагал, что в Сирии режим борется с некими «демократическими силами», что, к сожалению, речь идет не о новом витке «арабской весны», а о колоссальной трагедии, которая нарастает в регионе, в частности, террористической угрозе. Отстаивая свою позицию, мы оказались правы. Теперь об этом знают все, к сожалению, потому что мы видим как развивается борьба с ИГИЛ под «крыльями» международной коалиции.                     

Вопрос: Во время пребывания в Москве переговорщиков от сирийского правительства и умеренной оппозиции правительственный самолет сбросил вакуумную бомбу в районе Дума (Дамаск). Как эти действия соотносятся с инициативой по мирному урегулированию?

Ответ: Создание коалиции было предложено российской стороной. Я не очень понимаю, причем здесь вакуумная бомба. Речь идет о том, что мы предложили объединить усилия всех, кто борется с терроризмом «на земле» и делают это до сих пор разрозненно, предложили консолидировать усилия всех заинтересованных сторон для того, чтобы сделать эту борьбу наиболее эффективной. Увязки не вижу.

Вопрос: Не могли бы Вы рассказать в какой стадии находятся дискуссии в ООН о резолюции о незаконных мигрантах из Африки в Европу? С.В.Лавров заявлял, что Россия готова сотрудничать в этом направлении.

Ответ: Мы подтверждаем свою готовность к полноформатному сотрудничеству с заинтересованными странами (прежде всего, речь идет о Евросоюзе) по вопросу преодоления последствий и решения ситуации с нелегальной миграцией в Европу.

Мы видим телевизионные репортажи из Европы и прекрасно понимаем эту проблему. В настоящий момент Евросоюз переживает острейший миграционный кризис. По опубликованным недавно данным погранагентства ЕС «Фронтекс», только в июле 2015 года при попытке нелегального въезда в Евросоюз было выявлено 107,5 тысяч человек. Это колоссальные цифры. С января по июль этого года, по данным того же источника, в ЕС проникло 340 тысяч нелегалов. Если брать статистику за весь 2014 год, речь идет о 280 тысячах. Очевидно, что Евросоюз пока не успевает адекватно реагировать на ухудшающуюся миграционную обстановку, что, безусловно, свидетельствует о серьезных сбоях и проблемах в его миграционной политике.

Как уже заявлял Министр иностранных дел России С.В.Лавров, Россия готова конструктивно сотрудничать с европейскими партнерами в целях эффективного решения миграционных вопросов, в т.ч. в контексте инициативы ЕС по разработке в Совете Безопасности резолюции о комплексном подходе к проблеме наплыва нелегальных мигрантов из Африки на Европейский континент.

Однако, когда речь идет о кризисах, всегда нужно помнить об их причинах, чтобы в будущем их не допускать. Нашим коллегам за рубежом в следующий раз надо быть мудрее в осуществлении своей политики в отношении других стран и международных отношений в целом, понимать, к каким последствиям она может привести.

Мы говорили о возможных последствиях несколько лет назад, когда с подачи ряда зарубежных коллег (не буду и перечислять, вы все их прекрасно знаете) разжигались кризисы на Ближнем Востоке и Севере Африки. Не надо об этом забывать, когда на стол Совбеза ООН будут приносить резолюции о возможности нанесения ударов по другим государствам, закрытия воздушного пространства, смене режимов и т.д. К этим вещам всегда надо подходить ответственно и помнить о том, откуда проистекают кризисы, подобные тому, который разворачивается сейчас в Европе.

Мы все прекрасно понимаем, как страдает Европа, но, при этом не надо забывать, как страдают люди, которые туда приезжают. Они действительно являются обездоленными, и при всем дискомфорте европейцев, беды людей, которые вынуждены бежать в Европу, несоизмеримо больше.

Вопрос: В Японии и России звучали разные комментарии в связи с поездками членов Правительства Российской Федерации на южные Курильские острова. МИД России прокомментировал это следующим образом: «Российская Федерация не будет учитывать позицию Токио при формировании рабочего графика членов Правительства». Д.А.Медведев сказал что «мы с Японией хотим дружить, но это никак не должно быть связано с Курильскими островами, которые являются частью Российской Федерации». В Японии складывается впечатление, что Россия хочет прекратить все переговоры по территориальным вопросам. Как Вы можете это прокомментировать?

Ответ: Мне нечего добавить к процитированному Вами всеобъемлющему комментарию Министерства иностранных дел России.

Вопрос: Третьего сентября в Пекине пройдет торжественный парад, посвященный 70-летию Победы над фашизмом и японским милитаризмом, на котором будет присутствовать Президент Российской Федерации В.В.Путин. Как Вы оцениваете вклад Китая в общую победу?

Ответ: Лично я не имею морального права оценивать вклад Китая, так как это давно сделано международным сообществом, и здесь не требуется никаких дополнительных комментариев. По итогам Второй мировой войны международное сообщество, а затем и ООН, вынесли свой окончательный вердикт о бесценном вкладе стран антигитлеровской коалиции в Победу над фашизмом. Поэтому, разрешите пожелать Китаю успешного проведения мероприятий 3 сентября. Полагаем, они пройдут на высочайшем уровне.

Спасибо.

 

 

Дополнительные материалы

Видео

Фотографии

x
x
Дополнительные инструменты поиска