17.07.1518:28

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.В.Келина на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 16 июля 2015 года

1427-17-07-2015

Уважаемый господин Председатель,

Ситуация на Украине вызывает серьезную обеспокоенность. Обстрелы городов и сел Донбасса не прекращаются, блокада региона становится все более жесткой. Экстремисты из различных добровольческих батальонов продолжают свою преступную деятельность. Киевские власти делают все возможное, чтобы уйти от прямого диалога с представителями Донецка и Луганска, которые подписали минские соглашения. Ставка, похоже, сделана на ревизию Минских соглашений, разрешение кризиса односторонним путем по собственному сценарию. Это очень опасная тенденция.

Пункт 11 «Комплекса мер» ясно предусматривает (цитирую) «проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года». Никакого согласования с представителями Донецка и Луганска «особенностей отдельных регионов» не было. Поправки к конституции разрабатывались келейно, без широкого обсуждения, даже с Верховной Радой. В Киеве не сочли нужным отреагировать на подготовленные и внесенные Донецком и Луганском предложения. Ссылок на положительные выводы со стороны Венецианской комиссии недостаточно – комиссия не оценивает соответствие конституционных поправок минскому «Комплексу мер». А это – принципиальный вопрос.

Пункт 4 и пункт 12 «Комплекса мер» предусматривают, что вопросы, касающиеся местных выборов, также будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Контактной группы. Однако, киевские власти в одностороннем порядке, без консультаций с регионами, уже объявили дату этих выборов, а также установили не предусмотренные «Минском-2» предварительные условия.

Донецк и Луганск представили предложения и по этому вопросу. Встречного движения нет. Напротив, принятое на днях Верховной Радой законодательство о местных выборах уже закладывает вариант с отказом от проведения выборов на территориях, которые сейчас не находятся под контролем украинских властей.

Не видим никакого прогресса по выполнению пункта 5 об обеспечении помилования и амнистии путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

Западные партнеры Киева несут особую ответственность за то, чтобы убедить украинское руководство следовать принятым обязательствам. Донецк и Луганск к такой работе готовы.

От блокады Донбасса страдают наименее защищенные категории граждан. Если Киев от них отвернулся, то приходится другим оказывать этим людям необходимую помощь. В том, что касается российской гуманитарной помощи для населения Юго-Востока, то представители заинтересованных министерств и ведомств России и Украины прорабатывают вопрос о возможностях ее доставки железнодорожным транспортом. Украинской стороной был подготовлен проект соответствующей «дорожной карты», который внимательным образом рассмотрен российскими специалистами. Высказанные ими замечания и соображения были недавно переданы в МИД Украины.

Это не заменяет необходимости срочных мер по облегчению положения населения Донбасса – отмены жесткого пропускного режима, восстановления пассажирского и грузового сообщения, возобновления поставок медикаментов, продуктов, товаров первой необходимости.

СММ должна уделять этой проблеме повышенное внимание, разместить наблюдателей на украинских блокпостах, которые препятствуют доставке гуманитарной помощи и продовольствия. Установленный Киевом режим – питательная среда для коррупционеров и вымогателей. На бедственном положении населения наживаются силовики, контролирующие перемещение людей и товаров через линию соприкосновения.

Рассчитываем, что в ближайшее время будет найдено устойчивое решение по демилитаризации Широкино. Этот опыт в случае успеха надо распространить на другие районы вдоль линии соприкосновения еще до того, как их окончательно покинут жители.

Ожидаем, что будет достигнута договоренность и по отводу всех видов танков, минометов и артиллерии калибром до 100 мм.

Приветствуем усилия СММ и СЦКК по достижению локальных перемирий, благодаря которым удается прекращать обстрелы жилых районов и инфраструктуры, проводить ремонтно-восстановительные работы.

Абсолютный приоритет – обеспечение полного прекращения огня и отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения. Не будет попаданий по домам, детсадам, больницам и рынкам – не будет и обстрелов огневых позиций украинских вооруженных сил. К сожалению, пока обстрелы сохраняют тенденцию к интенсификации. Анализ показывает, что утверждение украинской стороны о том, что она ведет только ответный огонь, не соответствует действительности.

Серьезным дестабилизирующим фактором на Украине остаются составленные из экстремистов и бандитов вооруженные формирования типа «Азова», «Айдара» и «Правого сектора». Их т.н. патриотические, а, по сути, неонацистские лозунги, используются ими для прикрытия своих преступлений. Пока они не будут ликвидированы, добиться реализации Минских договоренностей будет непросто. Приказам Киева, как мы убедились, они не подчиняются.

События в Мукачево – это всего лишь один из эпизодов, который получил широкий резонанс из-за того, что экстремисты совершили нападение не на Донбассе, а в другом регионе. Деятельность «Правого сектора», а также различных «Азовов» и «Айдаров» убедительно доказывает, что суть этих незаконных вооруженных формирований, о разоружении которых говорилось еще в женевском заявлении от 17 апреля прошлого года, осталась прежней независимо от их переименования в Национальную гвардию. Даже украинская статистика учета правонарушений показывает, что резко возросший уровень преступности на Украине – «заслуга» членов «Правого сектора» и других украинских силовиков. К сожалению, украинское руководство заговорило о необходимости разоружения этих банд и привлечении их к ответственности только сейчас.

В заключение хотел бы отметить, что попытки представить Россию виновницей всех бед Украины приобретают уже вовсе абсурдный характер. Обострение этой мании случается, как правило, накануне крупных международных мероприятий, либо в ходе очередного турне украинского руководителей в поисках денег. Оказывается, это Россия занимается экспортом олигархии и коррупции на Украину, которые «правительство победителей майдана» обещало искоренить еще в прошлом году. На эти сказки уже не покупается даже украинское население, испытывающее на себе все «прелести» политики новых властей.

Благодарю за внимание.

Показывается результатов: 1.
x
x
Дополнительные инструменты поиска