22.10.0204:18

Статья посла России в Уругвае Я.А.Бурляя, опубликованная в журнале "Международная жизнь" №8 2002 года под заголовком «Интеграционные процессы в западном полушарии» (приводится с сокращениями)

Статья посла России в Уругвае Я.А.Бурляя, опубликованная в журнале "Международная Жизнь" №8 2002 года под заголовком «Интеграционные процессы в Западном полушарии»

(приводится с сокращениями)

 

Интеграция представляет собой один из факторов современных международных отношений, является формой межгосударственного взаимодействия. На заре XXI века мир переживает развитие различного рода интеграционных процессов, идущих как вширь, так и вглубь. Происходит возникновение новых интеграционных группировок, диверсификация их организационных форм, эволюция от более простых к более сложным моделям. В результате интеграционные процессы охватили практически все регионы и государства, оказывая тем самым воздействие на формирование новой модели многополярного мироустройства.

Важной отличительной чертой современных интеграционных процессов стало их распространение на "нетрадиционные" сферы межгосударственных отношений. Помимо чисто торгово-экономических вопросов в рамках региональных группировок идет поиск решений проблем по укреплению международной безопасности, борьбе с новыми вызовами, по обеспечению устойчивого социального развития, сохранению окружающей среды и т.д.

В последнее время Западное полушарие превратилось в арену активного интеграционного строительства. В 90-х годах здесь начался процесс обновления "старых" торгово-экономических группировок, а также создания новых, отражающих черты формирующейся системы международных отношений и нового экономического миропорядка. Произошедшие изменения оказали заметное влияние на расстановку сил на континенте.

Западное полушарие претендует стать первым в мире районом "сплошной интеграции", после того как к 2005 году предполагается завершить работу над подготовкой соглашения о создании Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ). В пользу этого прогноза свидетельствует как политика администрации Дж.Буша, объявившей сближение со странами Латинской Америки одним из своих главных приоритетов, так и позиция многих государств континента, возлагающих большие надежды на создание ЗСТ "от Аляски до Огненной Земли". Несмотря на то, что чёткие контуры нового континентального интеграционного образования пока не видны, не вызывает сомнений, что на политико-экономической карте мира появится новое крупнейшее интеграционное объединение, членами которого станут 34 государства. По своему потенциалу, ВВП, населению и другим ключевым показателям МАЗСТ способна превратиться в мощную зону экономического влияния.

Готова ли Россия к такому повороту событий? Как скажется создание МАЗСТ на наших интересах в Западном полушарии?

Функционирование континентальной ЗСТ замкнёт национальные экономики её участников на США. Соединённые Штаты, без всякого сомнения, будут использовать данный инструмент для выталкивания своих конкурентов - Евросоюза, Японии, Китая из Центральной и Южной Америки. Внерегиональные державы, в том числе и Россия, будут сталкиваться с возрастающими трудностями при доступе на латиноамериканские рынки, североамериканские и другие региональные производители после создания МАЗСТ получат несравнимые преимущества. Вследствие этого мы рискуем потерять рынки для российской машиностроительной продукции, могут кануть в Лету перспективные проекты по инвестиционному и научно-техническому сотрудничеству (НТС), если заранее не подготовиться к такому развитию событий.

Вместе с тем возрастание экономической зависимости латиноамериканских государств от США в средней и долгосрочной перспективе приведёт к их более тесной привязке к внешнеполитическому курсу Вашингтона. Таким образом, в будущем на международной арене мы вновь можем столкнуться с отлаженной "латиноамериканской машиной голосования", работающей на этот раз не по политическому, а по торгово-экономическому принципу.

В свете того, что до подписания соглашения по МАЗСТ остается фактически два года, назрела острая необходимость выработки курса по защите наших торгово-экономических и внешнеполитических интересов в складывающихся условиях. Решение данной проблемы требует комплексного подхода, заслуживает рассмотрения и обсуждения всеми заинтересованными ведомствами с привлечением к обсуждению представителей российского бизнеса и научных кругов.

В контексте планов создания МАЗСТ особую важность представляют интеграционные процессы в Латинской Америке, в основе которых лежит принцип "открытого регионализма", а также стремление участников к большей диверсификации внерегиональных связей.

Наиболее амбициозный из них - бразильская инициатива создания Южноамериканской зоны свободной торговли (САФТА). Данный проект, кристаллизация которого началась в связи с проведением в Бразилиа в 2000 году южноамериканской встречи в верхах, ставит целью создание ЗСТ на континенте на основе интеграции между основными субрегиональными группировками — Андским сообществом и МЕРКОСУР. В настоящее время переговорный процесс между ними набирает обороты, с тем, чтобы в ближайшее время преодолеть существующие разногласия и выйти на соглашение о межблоковой ЗСТ, как этого требует мандат саммита в Бразилиа.

Несмотря на то, что декларируемыми целями САФТА являются содействие социально-экономическому развитию региона, стимулирование физической интеграции, очевидно, что бразильская инициатива является своего рода ответом на МАЗСТ, отражает беспокойство многих латиноамериканцев по поводу последствий создания межамериканской ЗСТ для национальных экономик государств региона. В глобальном же плане её следует рассматривать как формирование влиятельного и мощного центра силы, который, несомненно, ляжет в основу формирующейся многополюсной системы международных отношений.

Одним из проводников данной инициативы является Латиноамериканская ассоциация интеграции. За 40-летнюю историю ей удалось накопить уникальный интеграционный опыт. Ныне в её состав входят 12 крупнейших государств региона, в том числе Куба, ставшая членом Ассоциации в 1999 году. В настоящее время также развиваются такие субрегиональные объединения, как МЕРКОСУР, Андское сообщество и др.

Руководство Ассоциации и её Генерального секретариата наращивает усилия по укреплению отношений с государствами и международными организациями, обладающими в ней статусом наблюдателя, что открывает дополнительные возможности для развития сотрудничества между Россией и данным интеграционным объединением, поскольку Россия в нём уже имеет такой статус. В свою очередь, наши шаги навстречу латиноамериканцам будут восприняты ими как свидетельство важного значения, которое Россия придаёт содействию многоплановой интеграции латиноамериканских стран, формированию нового российско-латиноамериканского партнерства в многостороннем формате и развитию многопланового сотрудничества с Латинской Америкой, о чём говорится в послании министра иностранных дел России И.С.Иванова участникам XII сессии Совета министров иностранных дел ЛАИ, прошедшей в феврале 2002 года в Монтевидео.

Важный импульс активизации сотрудничества между нашей страной и ЛАИ придал визит в Россию генерального секретаря Ассоциации Х.Рохаса в июне 2001 года. В ходе его пребывания в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве между Институтом Латинской Америки РАН и Генеральным секретариатом ЛАИ. В настоящее время на изучении российской стороны находится предложенный нашими латиноамериканскими партнёрам проект Соглашения о сотрудничестве между Минэкономразвития России и Генсекретариатом Ассоциации.

Среди конкретных направлений сотрудничества представляется перспективным участие российских компаний в исследованиях континентального шельфа стран — членов ЛАИ. Важным направлением работы с Ассоциацией может стать развитие контактов между ЛАИ и СНГ. Первым шагом на этом направлении стали переговоры между исполнительным секретарём СНГ Ю.Ф.Яровым и генеральным секретарём ЛАИ Х.Рохасом, состоявшиеся в Москве в июне 2001 г.

Другим приоритетным направлением наших усилий по продвижению российских интересов в Латинской Америке является взаимодействие с Общим рынком Южного конуса (МЕРКОСУР). Этот субрегиональный интеграционный блок, в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай, а также Боливия и Чили на правах ассоциированных членов, занимает третье место в мире после НАФТА и ЕС исходя из величины ВВП (более триллиона долларов) и совокупного населения (более 200 млн. человек).

Не секрет, что в настоящее время МЕРКОСУР переживает серьёзные трудности, вызванные сначала девальвацией бразильского реала, а затем аргентинским кризисом. Однако в меркосуровских столицах на всех властных уровнях демонстрируется политическая воля к сохранению и развитию этого амбициозного субрегионального проекта, ставшего, по выражению многих, "торговой маркой" для его участников на международной арене.

Очевидно, что положительный интеграционный багаж, накопленный за прошедшие десять лет, не может быть перечёркнут сиюминутными экономическими проблемами, связанными с "экономическим нездоровьем" отдельных, пусть и влиятельных, членов. Так, в торгово-экономической сфере проделана основная работа по формированию ЗСТ и таможенного союза. Меркосуровцы также вплотную подошли к началу координации своей макроэкономической политики, что в перспективе сделает возможным формирование общего рынка и воплощение мечты сторонников интеграции в Южном конусе - создание здесь "маленького Маастрихта".

Активно развивается политический диалог, в рамках которого партнеры координируют позиции на международной арене, выступают единым фронтом в ООН и других международных организациях. Уже сейчас МЕРКОСУР можно рассматривать в качестве одного из факторов региональной стабильности, а также ключевого компонента формирующегося в регионе центра влияния в рамках многополюсной системы международных отношений, главными элементами которого являются создание "общего политического пространства" и проведение "политики МЕРКОСУР".

С момента создания участники Общего рынка наращивали усилия по развитию и диверсификации внерегиональных связей. В 1999 году был дан старт межрегиональным переговорам с Евросоюзом, которые, несмотря на объективные трудности и расхождения, постепенно продвигаются в направлении конечной цели - создания межрегиональной ЗСТ. В 2001 году начаты переговоры о либерализации торговли с США в формате "4+1". Среди других партнёров МЕРКОСУР - ЮАР и Канада, активно использующие подписанные соглашения о торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве для развития отношений со странами Южного конуса.

Таким образом, становится всё очевиднее необходимость развития нашего взаимодействия с МЕРКОСУР по всем направлениям, в том числе в плане либерализации торговли.

Стоит отметить положительный опыт первых контактов. 8 декабря 2000 года прошла встреча на уровне заместителя министра иностранных дел России и Группы Общего рынка МЕРКОСУР. Уже в ходе этих контактов была выявлена высокая степень заинтересованности меркосуровцев в развитии отношений с Россией, их готовность к практической работе на этом направлении. В ходе состоявшегося обмена посланиями между Президентом России В.В.Путиным и временным председателем МЕРКОСУР Х.Батлье нами была выдвинута инициатива проведения встречи экспертов для обсуждения наиболее оптимальных форм сотрудничества в политической и экономической областях.

Другое направление наших усилий - содействие контактам между МЕРКОСУР и Черноморским экономическим сотрудничеством (ЧЭС), начатым в 1997 г. В этом плане оптимизм внушает неоднократно выраженная заинтересованность секретариатов двух объединений к установлению рабочих контактов и обмену опытом. Есть основания полагать, что эти планы могут быть переведены в практическую плоскость по результатам визита в Монтевидео исполнительного секретаря ЧЭС по приглашению Административного секретариата МЕРКОСУР.

Беглый взгляд на некоторые фрагменты интеграционной палитры Западного полушария показывает, что в настоящее время здесь складывается принципиально новая картина, при которой расстановка сил определяется эволюцией латиноамериканских интеграционных объединений, а также влиянием внерегиональных государств и блоков, в первую очередь США и Евросоюза. Всё это происходит в общемировом контексте интенсификации переговоров по либерализации международной торговли.

Таким образом, для защиты наших интересов в регионе российской внешней политике необходимо более активно вести курс на развитие контактов с интеграционными объединениями. При этом с учётом изменяющихся реалий нам необходимо искать новые формы и пути содействия тем интеграционным организациям, которые учитывают наши интересы в этом перспективном регионе.

x
x
Дополнительные инструменты поиска