16.07.1813:21

Совместный всеобъемлющий план действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы

(справка)

 

16 января 2016 года началась практическая реализация Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по урегулированию ситуации вокруг ИЯП, принятого 14 июля 2015 г. в Вене мининдел «шестерки» (Россия, США, Китай, Великобритания, Франция, Германия) и Ирана при участии Высокого представителя ЕС Ф.Могерини. СВПД призван обеспечить комплексное и окончательное решение этой проблемы.

Помимо основной части СВПД содержит пять развернутых технических приложений: обязательства Тегерана в рамках его ядерной программы, порядок отмены антииранских санкций СБ ООН и односторонних рестрикций США и ЕС, перечень сфер возможного сотрудничества с ИРИ в области мирного использования атомной энергии, модальности функционирования Совместной комиссии «шестерки» и Ирана, последовательность взаимных шагов «шестерки» и Ирана.

20 июля 2015 г. СБ ООН единогласно принял одобряющую СВПД резолюцию 2231. 15 декабря 2015 г. внеочередная сессия Совета управляющих (СУ) МАГАТЭ приняла резолюцию по Ирану, которая закрывает досье по «предполагаемым исследованиям» Тегерана военно-ядерной направленности, отменяет действие всех предыдущих резолюций СУ по иранскому вопросу, определяет четкую перспективу полного закрытия данной темы в Агентстве, а также закладывает юридическую основу проверочной деятельности МАГАТЭ в Иране на период реализации СВПД.

Начало практической реализации СВПД стало возможным после того, как МАГАТЭ выпустило доклад, подтверждающий, что Тегеран привел свою ядерную программу в соответствие с Планом действий.

Для этого Иран сократил свои уранообогатительные мощности на предприятии в Натанзе до 5060 центрифуг и уровень обогащения урана до 3,67 процентов, демонтировал все остальные центрифуги и связанную с ними инфраструктуру, поместив их на хранение под наблюдением МАГАТЭ. Запасы обогащенного до 5 процентов урана сведены до уровня в 300 кг, а излишки вывезены в Россию. Иранские НИОКР в области обогащения урана будут развиваться в соответствии с согласованной в рамках СВПД ограниченной программой. Два каскада центрифуг на бывшем уранообогатительном предприятие в Фордо при содействии России будут перепрофилированы под производство стабильных изотопов. Другая часть данного объекта должна быть переоборудована под ядерный, физический и технологический центр.

Иран также демонтировал активную зону недостроенного тяжеловодного реактора в Араке. Международный консорциум в составе «шестерки», Ирана и, возможно, третьих стран займется реконфигурацией реактора таким образом, чтобы исключить потенциальную возможность наработки в нем плутония оружейного качества. Все излишки производимой в Иране тяжелой воды, которые будут превышать потребности перепроектированного Арака в объеме 130 тонн, должны продаваться Ираном на международном рынке. Тегеран отказался на 15 лет от развития мощностей по переработке отработавшего ядерного топлива и проведения НИОКР в данной области.

Иран начал применять Дополнительный протокол к Соглашению с МАГАТЭ о гарантиях и модифицированный Код 3.1 (заблаговременное информирование МАГАТЭ о сооружении новых ядерных объектов), которые являются ключом к подтверждению исключительно мирной направленности ИЯП. Кроме того, увеличился штат инспекторов Агентства, которые на постоянной основе находятся на иранских ядерных объектах. У них в распоряжении имеются передовые технологии мониторинга и верификации, такие, например, как электронные печати и электронные системы непрерывного контроля уровня обогащения. В рамках СВПД также сформирован эффективный механизм урегулирования спорных вопросов относительно доступа Агентства на те или иные объекты Ирана, где гипотетически может осуществляться деятельность, не соответствующая СВПД.

В ответ на реализацию Ираном данных мер в ядерной области последовала отмена всех действующих резолюций СБ ООН в отношении Ирана (часть ограничительных мер сохраняется, но они вводятся через отдельное приложение к резолюции СБ ООН 2231), целого ряда односторонних санкций США (в основном финансовых, а также экстерриториального характера и затрагивающих интересы третьих стран) и всех рестриктивных мер со стороны ЕС.

До 2020 года по линии СБ ООН сохранятся ограничения на экспорт из Ирана всех вооружений и на поставки в Иран вооружений по семи категориям Регистра ООН обычных вооружений. Вводится разрешительный порядок осуществления соответствующих поставок – после одобрения со стороны СБ ООН. Аналогичный механизм, но до 2023 года, будет действовать и в отношении поставок в Иран ракетных технологий.

До 2025 года будет функционировать специальный «канал поставок» в Иран товаров ядерного и двойного применения по соответствующим спискам Группы ядерных поставщиков. Осуществление данных поставок потребует получения разрешения со стороны СБ ООН, который будет ориентироваться на рекомендации профильной Рабочей группы Совместной комиссии СВПД. Действие резолюции СБ ООН 2231 продлится до 2025 года, после чего иранский вопрос уйдет из повестки дня Совета Безопасности.

Все вышеперечисленные ограничительные меры могут быть отменены досрочно в случае появления «расширенного заключения» МАГАТЭ об отсутствии в Иране незаявленных ядерных материала и деятельности.

В рамках резолюции СБ ООН предусмотрен механизм возможного восстановления санкций в случае, если один из участников СВПД сочтет, что Иран не выполняет свои обязательства по Плану действий. Однако восстановление санкционного режима возможно лишь через процедуру, требующую предоставления весомых аргументов при рассмотрении вопроса в Совместной комиссии СВПД, что станет своего рода «фильтром» перед вынесением этой темы в СБ ООН, сохраняющим решающую роль в санкционном и других вопросах реализации договоренности. При этом в рамках СБ ООН исключается возможность автоматизма в восстановлении санкций: участнику, добивающемуся их возобновления, придется поставить на голосование позитивную резолюцию СБ ООН о сохранении режима отмены санкций и проголосовать против нее.

СВПД и резолюция СБ ООН 2231 также содержат специальные положения о том, что все меры Соглашения не создают каких бы то ни было прецедентов.

Д.Трамп сразу же после избрания президентом США взял курс на подрыв СВПД в рамках выполнения своих предвыборных обещаний. 13 октября 2017 г. в ходе программного выступления по стратегии в отношении Ирана он объявил, что не подтверждает Конгрессу добросовестное соблюдение Ираном СВПД. Тегерану вменялись в вину его политика на Ближнем Востоке, включая поддержку террористических, в понимании Вашингтона, групп, развитие баллистической ракетной программы и несоблюдение прав человека. Данные вопросы не входят в сферу охвата СВПД, однако, в понимании Д.Трампа, реализация договоренности должна была изменить политику ИРИ на данных направлениях. Этого не произошло, а значит, мол, СВПД не оправдал возлагавшихся на него ожиданий.

Используя приведенные обвинения в адрес Ирана в качестве аргументации, 8 мая 2018 г. Д.Трамп объявил о выходе США из СВПД и восстановлении всего «пакета» односторонних экстерриториальных антииранских санкций, которые отменялись Вашингтоном в рамках реализации договорённости. Начало непосредственного действия этих рестрикций отложено на 60 и 180 дней в зависимости от конкретных мер. Это время даётся экономическим операторам из третьих стран, чтобы свернуть сотрудничество с ИРИ и не попасть под американские санкции.

Президент Ирана Х.Рухани заявил, что Иран в течение нескольких недель продолжит выполнять свои обязательства по СВПД, чтобы провести переговоры с остальными участниками и определиться относительно целесообразности сохранения договорённости в усеченном формате, без США. Главное, чего ожидает Тегеран, – конкретные шаги со стороны европейцев по защите своего бизнеса, заинтересованного в выходе на иранский рынок, от воздействия экстерриториальных санкций США.

6 июля с.г. в Вене по инициативе Ирана состоялось первое министерское заседание Совместной комиссии, по итогам которого принято совместное министерское заявление. Все участники подтвердили приверженность полному выполнению СВПД, а также то, что выполнение европейцами обязательств по отмене антииранских санкций и гарантирование в этой связи Ирану экономических выгод являются неотъемлемой частью Плана действий. Перечислили конкретные направления и задачи в контексте обеспечения торгово-экономических интересов Ирана (обеспечение финансовых каналов и кредитного финансирования, гарантированного экспорта Ираном нефти и газа, бесперебойного транспортного сообщения, страхования, поддержка и защита бизнес-операторов и др.).

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска