30.11.1717:29

Выступление руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями А.Ю.Мазура на совместном заседании Форума по сотрудничеству в области безопасности и Постоянного совета ОБСЕ, Вена, 29 ноября 2017 года

2309-30-11-2017

  • en-GB1 ru-RU1

 

Уважаемые сопредседатели,

Прежде всего, хотели бы выразить признательность вам за созыв сегодняшнего заседания и, конечно, уважаемому послу Э.Полю – за умелую организацию и руководство неофициальной рабочей группой по «структурированному диалогу», а также за его доклад, подводящий итоги работы на этом направлении за 2017 год.

«Структурированный диалог» неотделим от общеевропейского политического процесса. Его развитие возможно только на основе равноправия и взаимного учета интересов. Он должен послужить деэскалации ситуации, восстановлению доверия и продвижению к поставленной на высшем уровне цели – построению сообщества равной и неделимой безопасности. Совместное взаимоуважительное обсуждение, без воинственной риторики и взаимных обвинений должно вывести нас на общее представление о новой, построенной на учете интересов всех модели евробезопасности в целом и о ее ключевых элементах. Это создало бы основу для перехода к обсуждению практических договоренностей.

Конструктивная деполитизированная дискуссия особенно востребована в нынешних непростых условиях, и в этом смысле ход работы в рамках «структурированного диалога» вселяет определенные надежды. Отмечаем позитивную динамику в выступлениях европейских экспертов (прежде всего, военных), их постепенный отход от голословных обвинений в адрес России, готовность к конструктивному взаимодействию. Важно уйти от попыток возврата к бесплодным дискуссиям о том, кто и когда нарушал правила и обязательства, закрепить позитивную тенденцию, сосредоточивая обсуждение на формировании конструктивных общих пониманий в сфере «жесткой безопасности».

В этом контексте может быть полезным и начавшийся недавно процесс совместного анализа тенденций в облике вооруженных сил и военной деятельности. Непредвзятое системное рассмотрение изменений военно-политической обстановки на континенте с учетом всего многообразия влияющих на нее факторов, в исторической ретроспективе (с 1990-х годов) на основе официальных источников могло бы помочь лучшему пониманию нынешнего баланса сил на континенте и перспектив поддержания общей безопасности в обозримом будущем. Готовы к его продолжению, к обсуждению конкретных вопросов в сфере военной деятельности государств-участников и военно-политических союзов в Европе, взаимных озабоченностей отдельных стран. Разумеется, при том понимании, что целью этой совместной работы является не разговор ради разговора, не транспарентность ради транспарентности, а содействие достижению пониманий для последующего перехода к обсуждению конкретных шагов по возможному снижению военно-политической напряженности на пространстве ОБСЕ и, в частности, в зоне соприкосновения вооруженных сил России и стран НАТО (мы не можем не учитывать наличия этого военно-политического альянса). Примеры такого диалога в истории были, и со временем они приводили к выработке практических договоренностей о мерах сдержанности и доверия в военно-технической сфере. Разумеется, обсуждение этой проблемы будет зависеть от реально складывающейся ситуации с развертыванием странами НАТО сил передового базирования у российских границ.

Хотел бы также отметить, что именно диалога военных специалистов в различных форматах сегодня не хватает в результате принятого странами НАТО решения о приостановлении практического военного взаимодействия с Россией. Если кто-то из них думал таким образом «наказать» Россию, то эта затея не удалась, реальный результат этого шага – потеря каналов общения, по которым можно было бы обсуждать проблемы, беспокоящие всех нас. Мы же, в свою очередь, ничего не «замораживали» и неоднократно подтверждали открытость к диалогу. Так что дело – за нашими партнерами.

Отношение России к дальнейшей работе в рамках «структурированного диалога» будет во многом зависеть от их готовности к закреплению в качестве ее приоритетов деэскалации ситуации, снижения военного противостояния и восстановления отношений по военной линии, к конкретным шагам в этой области. Среди них – прекращение военной деятельности и развертывания сил и инфраструктуры у границ России, отказ от закрепления иностранного присутствия в Прибалтике и Восточной Европе, возвращение на исходные рубежи, которые силы стран НАТО занимали, как минимум, к началу 2014 года. С учетом этого можно было бы на последующих этапах перейти к планированию совместной работы над проблематикой контроля над обычными вооружениями в Европе и укрепления доверия и безопасности.

В заключение – несколько пожеланий на будущее. Нам следует избегать «хождения по кругу» и дублирования обсуждений, традиционно ведущихся в Постоянном совете ОБСЕ и на Форуме. Надо стараться двигаться вперед, переходя от вопроса «кто виноват» к вопросу «что делать» и концентрируясь на формировании конструктивных общих пониманий. В этом контексте одной из приоритетных тем наших дальнейших обсуждений должны стать деэскалация ситуации, снижение военного противостояния.

Благодарю вас, уважаемые сопредседатели, и прошу приложить это заявление к журналу сегодняшнего заседания.

x
x
Дополнительные инструменты поиска