16.07.1813:10

Вопросы ядерного разоружения

(Справка)

Статья VI Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) предусматривает, что каждый участник этого Договора будет в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению, а также о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем.

Российская Федерация привержена цели построения мира, свободного от ядерного оружия, и ответственно относится к своим обязательствам по ДНЯО, предпринимая конкретные шаги, направленные на ограничение и сокращение ядерных вооружений, соблюдение и укрепление важнейших международно-правовых режимов в области контроля над вооружениями и нераспространения.

Россия вносит весомый вклад в глобальные усилия по сокращению ядерных вооружений. Реализация советско-американского Договора 1987 г. о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) позволила уничтожить два класса ракет – свыше 1800 баллистических и крылатых ракет наземного базирования дальностью 500-5500 км – и более 800 пусковых установок (ПУ) к ним. В общей сложности деактивировано более 3 тыс. ядерных боеголовок совокупной мощностью свыше 500 тыс. кт. Россия выдвинула предложение о придании обязательствам по ДРСМД универсального характера.

Российская Федерация полностью выполнила свои обязательства по двусторонним с США Договору 1991 г. о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) и Договору 2002 г. о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП). Во исполнение этих соглашений количество развернутых стратегических боезарядов было сокращено с уровня 9000 до 1900 ед. Были ликвидированы более 1600 ПУ межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), более 3100 МБР и БРПЛ, порядка 50 ракетных подводных лодок стратегического назначения и около 70 тяжелых бомбардировщиков (ТБ).

В соответствии с Договором 2010 г. о дальнейших мерах по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений (вступил в силу 5 февраля 2011 г.) Россия и США согласились на треть (до 1550 ед.) урезать суммарное количество боезарядов («потолок» по ДСНП – 2200 ед.) и более чем в два раза (до 700 ед.) – предельный уровень стратегических носителей («потолок» по ДСНВ – 1600 ед., ДСНП носители не ограничивал). Кроме того, был установлен дополнительный уровень в 800 ед. для развернутых и неразвернутых ПУ МБР и БРПЛ, а также ТБ. К контрольной дате по Договору - 5 февраля 2018 г. - Российская Федерация свои обязательства по сокращению СНВ полностью выполнила, чего нельзя сказать о США.

Также Россия в четыре раза сократила свой арсенал нестратегического ядерного оружия и сосредоточила его на центральных базах хранения в пределах национальной территории. Добиваемся аналогичных мер от других ядерных государств. Ещё одним важным шагом в этой сфере стало национальное решение о ненацеленности российских ядерных вооружений, – они теперь имеют т.н. «нулевое полетное задание».

В российской Военной доктрине значительно понижены роль и место ядерного оружия. Возможность его применения ограничена двумя крайними случаями: нападением на Россию и её союзников с применением ОМУ и агрессией против нашей страны с применением обычных вооружений, когда под угрозу поставлено само существование государства. Данные положения имеют исключительно оборонительную направленность. Кроме того, в Военной доктрине России появилось понятие «неядерное сдерживание».

Российская Федерация активно участвует в обзорном процессе ДНЯО и в работе многосторонних переговорных форумов в области разоружения (Конференции по разоружению, Комиссии ООН по разоружению).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 605 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» «переговоры о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений возможны только в контексте учета всех без исключения факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность». К ним мы, среди прочего, относим:

- планы по созданию глобальной системы ПРО США;

- развитие высокоточного оружия большой дальности в неядерном оснащении и реализация США концепции «глобального удара»;

- отсутствие прогресса в ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ);

- нежелание США отказаться от возможности размещения оружия в космосе;

- наличие количественных и качественных дисбалансов в области обычных вооружений;

- обеспечение жизнеспособности ключевых многосторонних разоруженческих и нераспространенческих инструментов;

- действия США, идущие вразрез с Договором о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (ДРСМД).

Предметом серьёзной обеспокоенности в этом контексте становится также разработка в некоторых странах доктринальных документов, которые предусматривают повышение роли ядерного оружия в военном планировании и понижение «порога» его применения. Также вызывает беспокойство продолжающаяся практика т.н. «совместных ядерных миссий» НАТО, в рамках которых к тренировкам по обращению с ядерным оружием привлекаются неядерные страны, что является прямым нарушением положений ДНЯО. Всё это увеличивает риски ядерного конфликта со всеми катастрофическими последствиями.

Дальнейшее продвижение по пути ядерного разоружения возможно только в случае, если усилия будут приложены со стороны всех заинтересованных государств. В этой сфере принципиально важно правильно выбрать приоритеты и исключить попытки применения двойных стандартов. Сокращение и ограничение ядерных арсеналов должно осуществляться так, чтобы укреплялась стратегическая стабильность и обеспечивался рост безопасности всех без исключения государств. Именно такой подход к ядерному разоружению был выработан в рамках обзорного процесса ДНЯО.

В связи с этим полагаем ошибкой разработку и подписание рядом государств Договора о запрещении ядерного оружия. Мы с уважением относимся к взглядам тех, кто выдвинул эту инициативу. Вместе с тем очевидно, что этот Договор, разрабатывавшийся без участия и без учета мнения стран, обладающих ядерными вооружениями, неспособен внести какой-либо позитивный вклад в процесс ограничения и сокращения ядерного оружия. Подготовка текста Договора была реализована поспешно, на неконсенсусной основе и без учета фундаментальных принципов ДНЯО. Он базируется на изначально неверной посылке, что ядерное разоружение может проводиться в отрыве от существующих стратегических реалий, создает напряженность между ядерными и неядерными странами и может привести к подрыву действующего режима нераспространения ядерного оружия.

x
x
Дополнительные инструменты поиска