5.07.1612:01

Договор по открытому небу

Договор по открытому небу (ДОН) подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки 27 государствами – участниками СБСЕ (с 1995 года – ОБСЕ). Вступил в силу 1 января 2002 года. Государства-депозитарии – Венгрия и Канада. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения которой принимаются консенсусом.

Участниками ДОН являются 34 государства: США, Канада, Исландия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Италия, Норвегия, Португалия, Турция, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Словения, Белоруссия, Россия, Украина, Грузия, Швеция, Финляндия, Латвия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Эстония и Литва. ДОН открыт для присоединения других государств, в т. ч. не входящих в ОБСЕ. Разрешает создавать группы государств. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

ДОН – крупная мера в области укрепления доверия и безопасности в военной области. Цель Договора – открытость военной деятельности государств-участников на основе сотрудничества в режиме открытого неба.

В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облёты любых территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полётов, определяет механизм контроля его соблюдения, содержит требования к самолётам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.

Государство – участник ДОН имеет право выделять в качестве самолётов наблюдения один или более типов или моделей самолётов. Самолёт наблюдения проходит освидетельствование представителями государств – участников Договора с целью подтверждения, что воздушное судно и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям ДОН.

Каждое государство – участник ДОН имеет право приобретать материалы, полученные в ходе любых наблюдательных полётов в рамках Договора.

Государства-участники имеют возможность задействовать предусмотренный Договором набор аппаратуры наблюдения: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени (разрешение не лучше 30 см), радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой (разрешение не лучше 3 м), инфракрасные устройства линейного сканирования (разрешение не лучше 50 см). Пока государства-участники используют только первые две категории.

Несмотря на то, что в целом Договор зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере, эффективность реализации его потенциала в последнее время снижается по ряду причин. Речь идёт, прежде всего, о давнем решении стран НАТО не выполнять наблюдательные полёты над территориями друг друга. Вследствие этого Российская Федерация вынуждена рассчитывать только на свои собственные возможности для получения необходимой информации «по территориям» этих стран, что не только создаёт определённый информационный дисбаланс, но и препятствует полному осуществлению целей Договора, противоречит его духу.

В последние годы особую актуальность для всех участников Договора приобрел вопрос о переходе на цифровую аппаратуру наблюдения. Российская Федерация первой приступила к созданию собственной цифровой видеокамеры, которая уже установлена и работает на самолёте «открытого неба» Ан-30Б.

В июне 2016 года Россия запланировала проведение международной сертификации новой цифровой платформы на базе самолёта наблюдения Ту-154М ЛК-1, которая предназначена для проведения наблюдательных миссий в США и Канаде, а также над удалёнными европейскими государствами – участниками ДОН.

После начала известных событий на Украине и огульных обвинений в адрес России в наращивании войск и вооружений вблизи российско-украинской границы государствами – партнёрами по ДОН было проведено почти два десятка наблюдательных полётов в этом районе. Каких-либо доказательств этих утверждений выявлено не было.

Поскольку после этих наблюдательных полётов вдоль российско-украинской границы голословные обвинения в наш адрес продолжались, российская сторона была вынуждена опровергнуть эти измышления на основе проведения в ОБСЕ презентации дешифровки наших копий фотоснимков проведённых миссий, сравнив их с материалами, полученными по тем же объектам годом ранее.

В июне 2015 года в Вене прошла 3-я Конференция по рассмотрению действия ДОН под председательством Республики Беларусь. Из-за греко-турецких разногласий по заявке Кипра на присоединение к ДОН не удалось согласовать итоговый документ. Однако прозвучала высокая оценка Договора как важного инструмента укрепления доверия и безопасности, подтверждена необходимость строгого соблюдения его положений. Отмечалась приоритетность обновления материальной базы ДОН, прежде всего перевода аппаратуры наблюдения на цифровую основу.

Россия подтвердила свою приверженность фундаментальным основам Договора и заинтересованность в его долгосрочном и эффективном выполнении. Большой интерес был проявлен к российскому опыту освидетельствования цифровой аппаратуры наблюдения и её применения в ходе наблюдательных полётов. Отмечалось также, что Россия является пионером в этом вопросе.

В 2016 году группа государств-участников Республика Беларусь и Российская Федерация имеет право провести пять наблюдательных полётов над США, по три наблюдательных полёта над ФРГ и Великобританией и Северной Ирландией, по два полёта над Францией, Грецией, Италией, Польшей, Испанией и Турцией, по одному – над территорией группы государств-участников Бенилюкс, Болгарией, Боснией и Герцеговиной, Канадой, Хорватией, Данией, Эстонией, Финляндией, Венгрией, Латвией, Литвой, Норвегией, Португалией, Румынией, Словакией, Словенией, Чехией и Швецией (41 миссия наблюдения над государствами – участниками ДОН, из них над государствами – членами НАТО может быть совершено 38 наблюдательных полётов).

Другие государства – участники Договора, в свою очередь, могут провести в 2016 году 36 наблюдательных миссий над российской территорией.

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска