6.07.1713:01

Договор по открытому небу

(Справка)

 

Договор по открытому небу (ДОН) подписан 24 марта 1992 года в г. Хельсинки (Финляндия) 27 государствами – участниками СБСЕ (с 1995 года – ОБСЕ). Вступил в силу 1 января 2002 года. Государства-депозитарии – Венгрия и Канада. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения которой принимаются консенсусом.

На сегодняшний день участниками ДОН являются 34 государства: США, Канада, Исландия, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Испания, Франция, Великобритания, Греция, Италия, Норвегия, Португалия, Турция, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Словения, Белоруссия, Россия, Украина, Грузия, Швеция, Финляндия, Латвия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Эстония и Литва. ДОН открыт для присоединения других государств, в т. ч. не входящих в ОБСЕ. Разрешает создавать группы государств. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу, другую образуют Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

ДОН – важное достижение в области укрепления доверия и безопасности в военной области. Цель Договора – открытость военной деятельности государств-участников на основе сотрудничества в режиме «открытого неба» для проведения наблюдательных полетов.

Договор представляет собой детально проработанный документ, состоящий из преамбулы, 19 статей и 12 приложений. В нем содержится единый глоссарий используемой терминологии, права и обязанности государств-участников, порядок осуществления наблюдательных полетов,  механизм распределения квот полетов, пункты въезда, а так же технические детали осуществления инспекций.

В практическом плане ДОН предоставляет право государствам-участникам совершать облёты любых территорий друг друга для наблюдения за военной деятельностью в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Он регламентирует проведение полётов, определяет механизм контроля его соблюдения, содержит требования к самолётам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.

Государство – участник ДОН имеет право выделять в качестве самолётов наблюдения один или более типов или моделей невооруженных самолётов. Самолёт наблюдения проходит освидетельствование представителями государств – участников Договора с целью подтверждения, что воздушное судно и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям ДОН.

Каждое государство – участник ДОН имеет право приобретать материалы, полученные в ходе любых наблюдательных полётов в рамках Договора.

Государства-участники имеют возможность задействовать предусмотренный Договором набор аппаратуры наблюдения: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени (разрешение на местности не лучше 30 см), радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой (разрешение не лучше 3 м), инфракрасные устройства формирования изображения (разрешение не лучше 50 см). Пока государства-участники используют только первые две категории.

Несмотря на то, что в целом Договор зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере, эффективность реализации его потенциала ограничивается рядом факторов. Речь идёт, прежде всего, о давнем решении стран НАТО не выполнять наблюдательные полёты над территориями друг друга. Вследствие этого Российская Федерация вынуждена рассчитывать только на свои собственные возможности для получения необходимой информации по территориям этих стран, что не только создаёт определённый информационный дисбаланс, но и препятствует полному осуществлению целей Договора, противоречит его духу.

После начала известных событий на Украине и обвинений в адрес России в наращивании войск и вооружений вблизи российско-украинской границы государствами – партнёрами в рамках ДОН было проведено почти два десятка наблюдательных полётов в этом районе. Каких-либо зримых доказательств этих утверждений выявлено не было.

В июне 2015 года в Вене прошла 3-я Конференция по рассмотрению действия ДОН (проводится раз в пять лет) под председательством Республики Беларусь, на которой не удалось согласовать итоговый документ из-за греко-турецких разногласий по заявке Кипра на присоединение к ДОН. Вместе с тем, на Конференции прозвучала высокая оценка Договора как важного инструмента укрепления доверия и безопасности, подтверждена необходимость строгого соблюдения его положений, отмечалась приоритетность обновления материальной базы ДОН, прежде всего перевода аппаратуры наблюдения на цифровую основу.

Россия, несмотря на необоснованные нападки со стороны ряда западных стран по некоторым вопросам выполнения ДОН, подтвердила свою приверженность фундаментальным основам Договора и заинтересованность в его долгосрочном и эффективном выполнении. Большой интерес был проявлен к российскому опыту освидетельствования цифровой аппаратуры наблюдения и её применения в ходе наблюдательных полётов. Российская Федерация первой приступила к созданию собственной цифровой видеокамеры, которая была установлена и работает на самолётах «открытого неба» Ан-30Б и Ту-154М ЛК.

В 2017 году группа государств-участников Республика Беларусь и Российская Федерация имеет право провести 42 миссии наблюдения над государствами – участниками ДОН. Другие государства – участники Договора, в свою очередь, собираются провести в 2017 году 34 наблюдательные миссии над российской территорией.

x
x
Дополнительные инструменты поиска