3.10.1118:01

О Дейтонском мирном соглашении

03-10-2011

Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (Мирное соглашение), получило неофициальное название Дейтонского по месту проведения переговоров о его заключении (г. Дейтон, США), которые проходили 1-22 ноября 1995 года. Документ подписан 14 декабря 1995 года в Париже конфликтующими сторонами и руководителями Хорватии и Союзной Республики Югославии в присутствии высших лиц России, США, Великобритании, Франции, ФРГ и представителя ЕС, которые также скрепили его своими подписями и приобрели тем самым статус гарантов Дейтона. 15 декабря 1995 года он был одобрен резолюцией СБ ООН 1031.

Неотъемлемой составной частью Мирного соглашения являются одиннадцать приложений, описывающих его военные и гражданские аспекты. Ключевыми из них являются Приложение 4 – Конституция БиГ, и Приложение 10 – Гражданская имплементация мирного урегулирования, в котором прописаны положения, касающиеся Высокого представителя.

Процесс имплементации Дейтона контролируют Совет по выполнению Мирного соглашения (СВМС – в него входят 55 стран) и его исполнительный орган – Руководящий комитет (РК СВМС) (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Россия, Япония, председательство Евросоюза, Делегация Евросоюза и Организация исламская конференция, представленная Турцией. Наблюдателями являются Нидерланды и Испания).

Заседания СВМС проходили в Лондоне (декабрь 1995 г.), Флоренции (июль 1996 г.), Лондоне (декабрь 1996 г.), Бонне (декабрь 1997 г.), Мадриде (декабрь 1998 г.). Последнее заседание СВМС состоялось в мае 2000 года в Брюсселе, но на него не был приглашен С.Милошевич (в результате конфликта в Косово и бомбардировок НАТО Югославии в 1999 г.), поэтому Россия, сославшись на нелегитимность такой встречи в отсутствие одного из подписантов Дейтона, также отказалась в ней участвовать и заявила, что не считает себя связанной принятыми в данном произвольно «усеченном» формате документами.

Важнейшим моментом было принятие на Боннской конференции СВМС решения о предоставлении Высокому представителю чрезвычайных («боннских») полномочий, посредством которых он получил возможность смещать должностных лиц любого уровня, вводить и отменять законы и любые акты, если это необходимо для обеспечения выполнения Дейтона. Этими полномочиями высокие представители активно пользуются для устранения неугодных политиков и осуществления разного рода реформ, направленных преимущественно на унитаризацию БиГ и оказание давления на сопротивляющихся данной тенденции боснийских сербов.

В соответствии с Приложением 4 – Конституцией БиГ Босния и Герцеговина состоит из двух административно-территориальных Образований (энтитетов): Федерации Боснии и Герцеговины (ФБиГ) и Республики Сербской (PC).

Коллективным главой государства является Президиум БиГ, состоящий из трех членов – по одному представителю от каждого из трех государствообразующих народов (бошнякского и хорватского, избираемых от Федерации, и сербского – от РС). Пост Председательствующего Президиума ротируется каждые восемь месяцев. Срок полномочий Президиума – четыре года.

Высшим законодательным органом государства является Парламентская ассамблея БиГ, которая состоит из Палаты народов и Палаты представителей. Срок полномочий депутатов – четыре года.

В Палате народов 15 представителей (по 5 от бошняков и хорватов из ФБиГ и 5 сербов из PC), делегируемых парламентами энтитетов. Должность председательствующего ротируется.

В Палате представителей 42 депутата, две трети из которых избираются в Федерации БиГ, одна треть – в Республике Сербской. Должность председательствующего ротируется.

Совет Министров БиГ состоит из девяти министерств (иностранных дел; безопасности; обороны; финансов; внешней торговли и экономических связей; транспорта и связи; по гражданским делам; по правам человека и делам беженцев; юстиции). Председательствующий с 2003 г. работает на постоянной основе (в период 1996-2003 гг. ротировался каждые восемь месяцев между членами Совмина, которых тоже изначально было три – министры иностранных дел; по делам беженцев и правам человека; по гражданским делам).

Ключевым является принцип функционирования общебоснийских органов, получивший известность как «энтитетское голосование». Он заключается в том, что в Президиуме, Совмине и обеих палатах парламента (в том числе в их комиссиях) решение считается принятым, если его поддержало большинство представителей от каждого из энтитетов (ФБиГ и РС) и каждого из государствообразующих народов (бошняков, сербов и хорватов). Этот механизм предотвращает принятие решений, противоречащих интересам энтитетов и народов, тем самым сохраняя стабильность в стране.

К общебоснийским компетенциям отнесены внешняя политика и торговля; таможенные дела; монетарная политика; финансирование общебоснийских институтов и внешних обязательств страны; вопросы иммиграции, беженцев и предоставления убежища; международные и межэнтитетские правоохранительные вопросы; международные коммуникации; регулирование межэнтитетского транспорта; воздушный транспорт. Впоследствии к ним решениями парламента БиГ (почти все они приняты под жестким давлением Высокого представителя, США и ЕС) были отнесены и другие вопросы, включая оборонные.

Все другие компетенции отнесены к ведению энтитетов.

В настоящее время остро стоит вопрос о принадлежности госсобственности, хотя в соответствии со ст. III п.3 подп. «а» Конституции БиГ она всецело принадлежит энтитетам, на территории которых находится (такую трактовку подтверждала юридическая служба АВП в 2000 году). Сербы выразили готовность пойти на уступку, предоставив в ведение БиГ объекты недвижимости, необходимые для функционирования общебоснийских органов. Бошняки требуют передать на уровень БиГ все бывшее республиканское имущество и собственность бывшей Югославии на боснийской территории.

Федерация БиГ создана в Дейтоне в ноябре 1995 г. на основе Мусульмано-Хорватской Федерации, сформированной в марте 1994 года в результате подписания Вашингтонского соглашения лидерами боснийских мусульман и хорватов. ФБиГ состоит из десяти кантонов с моноэтническим или смешанным, преимущественно бошнякским и хорватским, населением.

Республика Сербская создана 9 января 1992 г. как форма самоорганизации боснийских сербов, не желавших отделяться от Югославии. В РС преобладает сербское население.

На территории БиГ дислоцируются многонациональные Силы Евросоюза (СЕС) численностью около 1200 военнослужащих, к которым 2 декабря 2004 г. перешла от натовского контингента ответственность за военные аспекты имплементации Мирного соглашения.

Дистрикт Брчко (муниципалитет в Северной Боснии, являющийся перемычкой между западной и восточной частями РС) являлся спорной территорией между сербской и бошнякской стороной. В Дейтоне была достигнута договоренность о проведении арбитража о его принадлежности. В 2000 году арбитр (американский юрист Р.Оуэнс) принял решение, что данный муниципалитет будет считаться кондоминиумом обоих энтитетов в форме Дистрикта Брчко, находящимся под непосредственной юрисдикцией общебоснийских властей. Для выполнения вердикта арбитража в Брчко введен пост супервизора, обладающего по сути диктаторскими полномочиями (его до сих пор занимают исключительно американские дипломаты). В настоящее время выполнение решений арбитра завершается, в феврале 2009 г. принята поправка в дейтонскую конституцию БиГ, закрепляющая статус Дистрикта. Предполагается, что пост супервизора может быть закрыт в 2011 г.

x
x
Дополнительные инструменты поиска