15.02.1814:21

Интервью Директора департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека А.Д.Викторова информационному агентству «ТАСС», 15 февраля 2018г.

Директор Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека, уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Анатолий Викторов поделился в интервью ТАСС оценками действий США в Сирии, высказал мнение о ситуации на Украине, а также дал характеристику заявлениям Запада перед президентскими выборами в России.

Вопрос: Как известно, по инициативе США была практически заморожена совместная работа по гуманитарному сотрудничеству. На данный момент установлены ли какие-то контакты в данной сфере с новой администрацией?

Ответ: Неоднократно ставили перед нынешней администрацией США вопрос о восстановлении диалога в культурно-гуманитарной сфере. Ранее роль основного координационного механизма на этом направлении выполняла рабочая группа по культурным, образовательным, спортивным, молодежным обменам и СМИ (российский сопредседатель — Михаил Швыдкой, американский — старший замгоссекретаря по вопросам публичной дипломатии) президентской комиссии, однако деятельность этой комиссии была полностью заморожена американской стороной в марте 2014 года.

На сегодня нами подготовлена достаточно обширная повестка контактов в гуманитарном сегменте, предусматривающая среди прочего скорейшее проведение переговоров по проекту договора об иммунитете культурных ценностей в рамках выставочной деятельности. Его заключение помогло бы возобновить экспозиции российских государственных музеев в США, которые мы вынуждены были прекратить в 2010 году из-за угрозы ареста предметов искусства по вынесенным против нашей страны решениям американских судов, включая дело о "коллекции Шнеерсона".

Но, к сожалению, в Вашингтоне пока не проявили заинтересованности ни в восстановлении ранее существовавших форматов общения, ни в создании новых каналов диалога. Пока все сводится к тому, что мы напрямую взаимодействуем с представителями американского гражданского общества и региональными властями по конкретным проектам культурно-гуманитарной направленности.

В последнее время большое внимание, к примеру, уделяется сбережению связанных с нашей страной памятных мест и объектов в Америке. С февраля 2017 года при МИД России действует профильная межведомственная рабочая группа по сохранению российского исторического и культурного наследия в США. Все мероприятия под ее эгидой находят положительный отклик у общественности в обеих странах.

Достаточно упомянуть прошедшие в 2017 году масштабные торжества в России и США по случаю 80-летия легендарных трансполярных перелетов экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова; форум "Диалог Форт-Росс" в Пскове, Изборске и Сан-Франциско; конференцию, приуроченную к 200-летию российского присутствия на Гавайских островах.

Повторю: мы открыты к налаживанию диалога с администрацией США по широкому спектру вопросов двустороннего гуманитарного взаимодействия. Исходим из того, что оно должно быть свободно от колебаний политической конъюнктуры и работать на укрепление доверия и взаимопонимания между нашими народами. Рассчитываем, что в Госдепартаменте и других американских официальных структурах со временем проявят встречную готовность к конструктивной совместной работе. 

Вопрос: Недавно правозащитная организация "Хьюман Райтс Уотч"в докладе за 2017 год обвинила Россию в усиливающемся давлении на оппозицию. Ожидаете ли вы активизации потока подобных негативных оценок не только со стороны НПО, но и отдельных стран в преддверии выборов президента России?

Ответ: Мы держим в поле зрения деятельность "Хьюман Райтс Уотч" как одной из старейших правозащитных НПО и не можем не отметить дисбаланса в ее работе. Он проявляется, например, в том, что действительно критически важным, "горящим" темам порой уделяется недостаточно внимания, либо они исследуются и комментируются по касательной, ради галочки. На этом фоне становится особенно заметным преднамеренное регулярное подогревание некоторых надуманных тем, которые подаются как главные проблемы в области прав человека и демократического развития. Не буду углубляться в детали, достаточно просто сравнить новостную ленту этой НПО и хронику более объективных СМИ, в которой отражаются множащиеся, к сожалению, проблемы в области прав человека в различных странах и регионах мира, включая Украину, США, государства ЕС и другие.

Квалифицируем обвинения в адрес Российской Федерации в том, что, дескать, происходит усиление давления на оппозицию, как несостоятельные. Любой эксперт, анализирующий ситуацию объективно, неизбежно придет к обратным выводам — в России продолжается интенсивное развитие демократических институтов, совершенствуется законодательство, обеспечен плюрализм мнений в СМИ, а достигнутый высокий уровень обеспечения избирательных прав граждан неоднократно подтверждался зарубежными экспертами.

Что касается вашего вопроса об ожиданиях негативных оценок в контексте именно приближающихся выборов президента Российской Федерации, то, на мой взгляд, это как раз и станет подтверждением упомянутого мной выше дисбаланса и подогревания несуществующих проблем со стороны основных игроков западного правозащитного сообщества. Мы к подобной симптоматичной электоральной активности западных правозащитников привыкли и относимся спокойно.

В этом контексте я бы хотел дополнительно призвать к профессиональному анализу любых заявлений, которые касаются понятия демократии и демократичности. Наши западные коллеги, рассуждая на эту тему, по понятным причинам умалчивают о том, что демократия — это не универсальное точно измеримое и модельное явление. Более того, убежден, что демократия — не самоцель. Это не более чем ориентир и, как квалифицируют ведущие европейские эксперты в области государства и права, — устремления и чаяния, до которых, как они также признают, Европе и Западу в целом еще предстоит проделать неблизкий путь, преодолевая огромные проблемы, в том числе системного характера.

Поэтому, резюмируя, присоединяюсь к выводам экспертного сообщества о том, что в мире не существует ни единой модели, ни формулы демократии. В каждом государстве она развивается в своих условиях, исходя из тех реалий, которые там исторически веками складывались.

Хотел бы также напомнить об общей статье 1 Международных пактов по правам человека, касающейся права народов на самоопределение. В силу этого права все народы "свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие". При этом все государства должны "поощрять право на самоопределение и уважать это право", а не заниматься демократизаторством и навязыванием собственных моделей демократии без учета специфики соответствующих государств.  

Поэтому любые попытки сравнивать демократию в различных странах — это непрофессионально, нужно рассуждать конкретными категориями и показателями и делать это объективно, без манипуляций данными.

Вопрос: Какова оценка российской стороны, как выражаются американские коллеги, "побочных эффектов"действий коалиции США в Сирии и Ираке, в частности, в Ракке? Существует ли какая-то статистика, планируется ли издание МИД России доклада на этот счет?

Ответ: Начнем с того, что военные США изначально находятся на территории Сирии незаконно, без согласия правительства государства — члена ООН. Они оправдывают свое присутствие целью борьбы с терроризмом, но при этом их действия зачастую создают серьезные помехи полной ликвидации террористической заразы в Сирии. После разгрома военно-политического очага ИГИЛ (ИГ — террористическая организация, запрещена в России), при решающей роли российских военных, сохранение американского присутствия на сирийской земле не может рассматриваться иначе, как ничем не оправданное продолжающееся грубое нарушение суверенитета САР, препятствующее налаживанию здорового политпроцесса и восстановлению единства этой страны. Усматриваем также в таких действиях американцев стремление расчленить Сирию, тем самым ослабив ее и превратив в очередное марионеточное государственное образование.

Что касается непосредственно Ракки, то последствия действий там ведомой США коалиции вызывают самые серьезные опасения. Фактически имеет место гуманитарная катастрофа. Посудите сами. Город почти полностью разрушен. Некоторое время назад коллеги из российского Министерства обороны сравнили Ракку с Дрезденом в 1945 году. И это не фигура речи. В городе повреждено более 80% зданий. Значительная его часть заминирована, имеется огромное количество неразорвавшихся боеприпасов. Не функционирует водопровод, электричество поступает только в отдельные районы. Велика угроза эпидемий. Что касается числа погибших в результате операции, то точного числа назвать не может никто, а официальная статистика не ведется.

Правозащитники и журналисты сообщают о том, что только за июнь-июль 2017 года в ходе боев за Ракку погибли, по различным оценкам, от 340 до 520 гражданских лиц, из них 119 детей. Имеются данные ООН о том, что с октября 2017 года жертвами неразорвавшихся боеприпасов и мин стали более 100 человек, еще более 500 получили ранения. Еженедельно фиксируется до 50 случаев травм, вызванных подрывом взрывных устройств. К моменту завершения антиигиловской операции Ракку покинуло практически все гражданское население. Речь идет о сотнях тысячах человек. Условий для их возвращения нет. Известно, что под завалами по-прежнему остается большое количество погибших.

Одновременно на фоне докладов американских военных, рапортующих о ходе зачистки Ракки от террористов, вскрывается информация о том, как силы той же коалиции обеспечили безопасный отход из города нескольких сотен боевиков ИГИЛ. Показательно, что первые сообщения об этом появились на сайте британской корпорации Би-би-си.

В целом складывающаяся сейчас ситуация в сирийском городе Ракка, а также ее информационное освещение (вернее, отсутствие такового) на Западе, являются очередным ярким примером двойных стандартов в гуманитарной сфере. Вокруг этой темы, по сути, сформирован "заговор молчания". Мы не слышали ни из Европы, ни из США каких-либо публичных выражений озабоченности по Ракке и осенью минувшего года, когда "антиигиловская коалиция" сравнивала этот город с землей.

Такая линия объясняется желанием не дискредитировать действия Вашингтона и его союзников в Сирии, присутствие которых, повторю, на территории этой страны не имеет международно-правового обоснования. Более того, одновременно продолжаются попытки раздуть и исказить картину событий вокруг Восточной Гуты и Идлиба, входящих в созданные в Сирии зоны деэскалации. Буквально недавно стали тиражироваться неподтвержденные и провокационные сообщения о применении в этих районах Сирии химического оружия. Это вызывает тревогу.

Вопрос: МИД России регулярно издавал "Белую книгу"по ситуации на Украине. К сожалению, права человека продолжают нарушаться, особенно со стороны радикалов. Как вы можете оценить положение дел в данной сфере сейчас? Планируется ли обновление "Белой книги"?

Ответ: Ситуация с правами человека на Украине продолжает деградировать. Захватившие власть в Киеве радикалы ведут страну по пути оголтелого национализма, русофобии, нетерпимости, языковой дискриминации и ущемления прав национальных меньшинств. Заявляя на словах о своей приверженности соблюдению прав человека, в реальности Киев цинично игнорирует взятые на себя обязательства в рамках международного права в области прав человека. Что характерно, уровень и качество реагирования на это явление со стороны западного сообщества, международных институтов и неправительственных организаций явно не дотягивают и не отвечают масштабам и глубине проблемы.

Результатом такого курса стали участившиеся на Украине преследования по политическим и религиозным мотивам, поставленная на поток фальсификация дел в отношении неугодных режиму лиц, случаи физической расправы над особо непримиримыми оппонентами националистической верхушки. Среди наиболее известных примеров — громкие убийства оппозиционного депутата от Партии регионов Олега Калашникова, писателя-публициста Олеся Бузины и журналиста Парла Шеремета.

Катастрофически дела обстоят в сфере свободы выражения мнений. Любое инакомыслие на Украине жестко пресекается. Под предлогом борьбы с информационным влиянием "страны-агрессора" местные спецслужбы используют самый широкий арсенал средств для подавления оппозиционных СМИ и "зачистки" информационного пространства под себя. Опасаясь уголовного преследования за свою антиправительственную позицию, многие украинские журналисты и эксперты были вынуждены покинуть страну (Игорь Гужва, Владимир Корнилов, Ростислав Ищенко и др.). В целом только за  2017 год в стране было зафиксировано 85 случаев избиения журналистов.

В ранг государственной политики на Украине возведена борьба с "русским миром и его проявлениями". Принудительная и абсурдная по сути дерусификация проводится без оглядки на законные права русскоязычного населения. Запрещены практически все российские телевизионные каналы, СМИ и соцсети. Ограничен ввоз российской литературы и печатной продукции. Запрещены гастроли большинства наших исполнителей. Введена уголовная ответственность за пропаганду советской символики. Вступил в силу дискриминационный закон "Об образовании", предусматривающий поэтапный запрет использования русского языка и языков других нацменьшинств в системе образования. Не снят с повестки скандальный законопроект "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", который в случае принятия сделает украинский язык обязательным во всех сферах жизни.

Особое беспокойство вызывают участившиеся в последнее время атаки радикалов на каноническую Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ). Фашиствующие молодчики нападают на ее храмы и прихожан при полном бездействии украинских правоохранительных органов. Не ослабевают попытки киевских "ястребов" продавить в Верховной Раде  ряд "церковных" законопроектов, нацеленных на вытеснение УПЦ из местного религиозного пространства.

Претензии к украинской стороне имеют и другие государства. Так, по данным Министерства по делам диаспоры Израиля, "уже второй год подряд на Украине регистрируется наибольшее количество антисемитских инцидентов среди всех стран бывшего Советского Союза". В 2017 году на Украине "наблюдалось удвоение числа антисемитских инцидентов на фоне тенденции национализма в Восточной Европе, попыток реабилитировать и героизировать националистические движения прошлого и их лидеров". Авторы соответствующего доклада отмечают, что киевские власти недостаточно жестко реагируют на проявления антисемитизма, квалифицируя их зачастую как хулиганство и не рассматривают как преступления на почве ненависти.

Плачевную ситуацию с правами человека на Украине констатируют в международных организациях. Многочисленные доклады УВКПЧ ООН и БДИПЧ ОБСЕ на эту тему пестрят данными об убийствах, исчезновениях, пытках, связанных с проведением так называемой антитеррористической операции в Донбассе.

МИД России в период начальной фазы внутриукраинского конфликта немеждународного характера подготовил и опубликовал три издания "Белой книги" по Украине, в которых мы — первые на международной арене — продемонстрировали глубину и масштабы нарушений прав человека и верховенства права после государственного переворота в Киеве в феврале 2014 года, первой жертвой которого стал сам братский нам украинский народ.

Объективной информации по происходящему на Украине сейчас достаточно, и это в том числе вклад МИДовских "Белых книг", которые подтолкнули общественность к мониторингу и публикации отчетов о ситуации с правами человека в этой стране. Полагаю, что именно в этом была наша задача, и она реализована. Разумеется, текущие сюжеты комментируются МИД России на регулярной основе.

Вопрос: Как вы в целом можете охарактеризовать ситуацию с правами человека в мире, какие тенденции можно выделить? Где обстановка наиболее вопиющая?

Ответ: Твердо убеждены, что основную ответственность за защиту и поощрение прав человека на своей территории несут сами государства. Международное сообщество в своих усилиях по повсеместному утверждению уважения прав человека должно руководствоваться принципами и нормами международного права, в первую очередь принципами уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств. Считаем недопустимым использование правозащитной риторики для вмешательства во внутренние дела отдельных стран в целях удовлетворения своих геополитических амбиций, результатом чего может стать дестабилизация целых регионов.

Попытки навязывания другим своих взглядов и ценностей, фетишизация внешних проявлений демократии при полном пренебрежении культурными традициями, особенностями исторического и социально-экономического развития стран привели к трагическим результатам в гуманитарной сфере на Ближнем Востоке и в Северной Африке: лишению многих права на жизнь, повышению градуса межрелигиозной и межэтнической напряженности, ущемлению прав миллионов людей на жилище, воду, питание, доступ к образованию и здравоохранению. Плачевным следствием такой недобросовестной и авантюрной политики стал захлестнувший Европу миграционный кризис.

Хотел бы подчеркнуть, что в мире не существует ни одного государства, в котором бы все было идеально с точки зрения соблюдения прав человека. Вместе с тем отдельные страны, уверовав в собственную непогрешимость, предпочитают закрывать глаза на имеющиеся у них проблемы в правозащитной области, считая себя вправе поучать других. Практика показала, что менторство и навешивание ярлыков не способствуют улучшению положения дел в области прав человека на местах, а лишь отталкивают государства от сотрудничества и вынуждают их к изоляции.

У нас нет сомнений в том, что любые вопросы, связанные с защитой прав человека, международное сообщество должно решать путем налаживания конструктивного, равноправного и взаимоуважительного диалога. Таким инструментом международного контроля за соблюдением прав человека является механизм универсального периодического обзора, который уже много лет успешно функционирует в рамках Совета ООН по правам человека и за это время доказал свою полезность и эффективность. Проведение обзора стало общепризнанной площадкой, на которой все заинтересованные государства могут обсудить ситуацию с правами человека в той или иной стране, озвучить свои озабоченности и представить свои рекомендации по улучшению положения дел в правозащитной области.

Еще один очень важный момент: мы не должны забывать, что создание современной международной правозащитной системы и развитие международного сотрудничества в этой области является непосредственным результатом победы над нацизмом во Второй мировой войне. Потворство же под лозунгами заботы о свободе слова и мирных собраний экстремистским движениям, пропагандирующим идеологию нацизма и выступающим за героизацию нацистов и их пособников, которое мы наблюдаем в последнее время в ряде стран, является откровенным подрывом этой системы. Именно поэтому Россия на ежегодной основе вносит на сессиях Генассамблеи ООН проект резолюции по борьбе с героизацией нацизма. С удовлетворением отмечаем неизменно широкую поддержку, оказываемую российской инициативе, растущее число ее соавторов.

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска