8.02.1713:03

Повышение инвестиционной привлекательности экономики России

 

В настоящее время ключевыми приоритетами Правительства Российской Федерации являются развитие и совершенствование инвестиционного климата, формирование благоприятной предпринимательской среды.

В целях улучшения институтов предпринимательской деятельности ведется работа по совершенствованию законодательства в части упрощения условий ведения бизнеса и создания институтов; обеспечение необходимого качества правоприменения.

Результаты работы по этим направлениям можно увидеть уже сейчас.
В 2015 году в исследовании Всемирного банка «Doing Business» Россия поднялась
в общемировом рейтинге по сравнению с 2014 годом на 11 позиций до 51 места
(из 189 стран), продолжив пятилетнюю положительную динамику движения
в рейтинге. В 2015 году Россия улучшила показатели по 8 направлениям из 10, добившись наибольшего прогресса по показателю подключения к электросетям (со 143-го места на 29-е), главным образом за счет удешевления этого процесса в России почти в три раза. Определяющим в этом вопросе является даже не занимаемое место в рейтинге, а реальные упрощения условий ведения бизнеса, которые фиксируются независимыми экспертами.

Важным инструментом улучшения условий ведения бизнеса являются «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы, которые содержат конкретные мероприятия по совершенствованию бизнес-среды и могут быть оценены в измеряемых эффектах (сокращение процедур, дней, стоимости и т.п.). При этом, «дорожные карты» разрабатывались предпринимателями при поддержке государственных органов. «Дорожные карты» реализуются с середины 2012 года и на сегодняшний день из 11 утвержденных «дорожных карт» продолжается реализация 7, включающих 652 мероприятия (в сферах строительства, таможенного администрирования, доступа к энергосетям, регистрации имущества, содействия экспорту, совершенствования оценочной деятельности и налогового администрирования продолжается).

К настоящему моменту реализация «дорожных карт» по четырем направлениям (в сферах регистрации предприятий, развития конкуренции, совершенствования регуляторной среды и доступа субъектов малого и среднего бизнеса к закупкам) завершена, при этом исполнено 179 мероприятий.

Во исполнение дорожных карт к настоящему моменту принято свыше
450 правовых актов, в том числе 80 федеральных законов.

Реализация всех мероприятий дорожных карт позволит создать в России условия предпринимательской деятельности, сравнимые с ведущими экономиками, существенно сократив административные барьеры.

В целях стимулирования улучшения бизнес-среды на региональном уровне Минэкономразвития России совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив» («АСИ») разработали Стандарт деятельности исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации. Стандарт – это набор лучших практик по совершенствованию регионального инвестиционного климата. В настоящее время Стандарт внедряется во всех субъектах Российской Федерации под контролем экспертных групп (более 1200 экспертов по всей России), завершено внедрение в 81 регионе России.

В целях решения одной из ключевых задач – по созданию максимально комфортной, прозрачной, предсказуемой и законодательно регулируемой инвестиционной среды в России – в 2012 г. создан институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, ставший эффективным механизмом защиты прав и интересов российского бизнеса. Бизнес-омбудсмен обладает исключительными функциями по отстаиванию интересов предпринимателей во взаимоотношениях с государственными органами.

Еще одним приоритетом государственной политики является поддержка инвестиций в инфраструктуру, в целях увеличения объема которых в стране все активнее используются механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Так, 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Его принятие направлено на формирование условий для создания и модернизации частными инвесторами объектов публичной инфраструктуры, а именно социальной, транспортной, инфраструктуры связи и электроэнергетики, в целях повышения качества, предоставляемых населению услуг. Законом устанавливаются правила и подходы к реализации проектов государственно-частного (ГЧП) и муниципально-частного партнерства (МЧП) в Российской Федерации. В развитие Федерального закона № 224-ФЗ о государственно-частном партнерстве приняты 13 подзаконных актов, регламентирующих подготовку проектов ГЧП/МЧП, порядок их оценки, конкурсные процедуры, а также порядок контроля
и мониторинг реализации соглашений.

Одним из ключевых инструментов привлечения иностранных инвестиций в экономику России является действующий с 1994 г. Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ). За время существования КСИИ была проведена большая работа по совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. КСИИ является площадкой для диалога крупного иностранного бизнеса и власти. Рабочие группы КСИИ продолжают предлагать Правительству Российской Федерации меры совершенствования государственного регулирования
по различным направлениям.

В состав КСИИ входит 53 компании. В настоящее время в рамках КСИИ функционируют 11 рабочих групп, рассматривающих вопросы по приоритетным направлениям (таможенное законодательство, налоговое администрирование, инновационное развитие, развитие энергоэффективности, здравоохранение
и фармацевтика и т.д.).

За последнее время при активном участии членов КСИИ были достигнуты конкретные результаты. В частности сокращены сроки таможенного оформления товаров и подключения к энергосетям, улучшено налоговое администрирование
и трудовое законодательство, оптимизированы разрешительные процедуры
в различных сферах и многое другое.

В 2011 году для работы с долгосрочными финансовыми и стратегическими иностранными инвесторами был создан Российский фонд прямых инвестиций.
В целях управления активами РФПИ создана управляющая компания
в форме 100 % дочернего общества Внешэкономбанка.

Главный приоритет РФПИ – обеспечение максимальной доходности
на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Капитализация фонда
в течение 5 лет составит 10 млрд. долларов США. Фонд участвует в проектах
от 50 до 500 млн. долларов США с долей не более 50%.  К настоящему моменту РФПИ инвестировал более 720 млрд. руб., из которых более 65 млрд. руб. собственные средства и более 6 млрд. долл. США средства соинвесторов.
Также РФПИ привлек более 655 млрд. руб. средств соинвесторов.

РФПИ уже созданы инвестиционные фонды для совместного инвестирования капитала, как на территории России, так и за рубежом. В частности, в число ключевых партнеров РФПИ входят такие организации, как: Китайская инвестиционная корпорация (CIC), Японский банк инвестиционного сотрудничества (JBIC), Корейская инвестиционная корпорация (KIC), Суверенный фонд ОАЭ Mubadala и Департамент финансов Абу-Даби, Суверенный фонд Катара (Qatar Holding), Кувейтский инвестиционный фонд, Инвестиционный фонд Королевства Бахрейн (Mumtalakat) и другие. Кроме того, заключены соглашения
с ведущими европейскими инвестиционными фондами, в частности с итальянской Fondo Strategico Italiano (FSI) о создании Российско-итальянской инвестиционной платформы и французской Caisse des Dépôts International о создании Российско-французского инвестиционного фонда.

В настоящее время РФПИ зарекомендовал себя как эффективный механизм государственного агента при со-инвестировании в высокорентабельные проекты.

В целях развития взаимодействия в инвестиционной сфере между Россией и КНР, сформирована Межправительственная Российско-Китайская комиссия
по инвестиционному сотрудничеству (далее – Комиссия). Комиссия образована
по итогам переговоров на высшем уровне в рамках официального визита Президента РФ Путина В.В. в КНР (Шанхай, 20-21 мая 2014 г.). Основной задачей комиссии является содействие реализации инвестиционных проектов
в неэнергетической сфере на принципах взаимовыгодного сотрудничества
и снижение административных и торговых барьеров между двумя странами. 

 

x
x
Дополнительные инструменты поиска