МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 14 февраля 2013 года


280-14-02-2013


Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в третьей министерской встрече «Северного измерения»


В Брюсселе по приглашению Евросоюза 18 февраля пройдет третья министерская встреча «Северного измерения» (СИ), в которой помимо С.В.Лаврова примут участие Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон, а также министры иностранных дел Норвегии, Исландии, Финляндии, Германии, Эстонии и ряда других стран.

«Северное измерение» является совместной политикой четырех равноправных партнеров – России, Евросоюза, Исландии и Норвегии, – старт которой был дан на встрече в верхах в ноябре 2006 г. в Хельсинки.

В ходе министерской встречи планируется обсудить актуальные вопросы сотрудничества на Севере Европы, рассмотреть состояние дел в «Северном измерении», в действующих в его рамках Природоохранном партнерстве, Партнерстве в области транспорта и логистики, Партнерстве в области здравоохранения и социального благополучия и в начинающем свою практическую деятельность Партнерстве в области культуры, а также в Деловом совете и Институте СИ.

Участие России в «Северном измерении» не только способствует дальнейшему укреплению многопланового сотрудничества на Севере Европы, но и содействует задачам комплексного развития Северо-Запада России, в том числе за счет продвижения тематики энергоэффективности в рамках Природоохранного партнерства СИ.

В целом взаимодействие России и Евросоюза в «Северном измерении» вносит достойный вклад в реализацию целей Партнерства для модернизации Россия – ЕС.


О предстоящей встрече С.В.Лаврова с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности/заместителем Председателя Европейской комиссии К.Эштон


19 февраля в Брюсселе в рамках политдиалога Россия-ЕС состоится встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности/заместителя Председателя Европейской комиссии К.Эштон.

В контексте подготовки к предстоящей в марте в Москве встрече Правительства Российской Федерации и Еврокомиссии, а также к саммиту Россия-ЕС будут обсуждаться перспективы развития двусторонних отношений в рамках «дорожных карт» общих пространств Россия-ЕС (экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты). Особое внимание – продвижению к безвизовому режиму поездок граждан России и ЕС, энергетическому сотрудничеству, а также взаимодействию в сфере кризисного регулирования.

Кроме того, планируется провести обмен мнениями по ряду актуальных международных вопросов.


К визиту в Москву мининдел КНР

20-22 февраля состоится официальный визит в Российскую Федерацию Министра иностранных дел Китайской Народной Республики Ян Цзечи.

Планируются его переговоры с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым. На повестке дня – вопросы развития двусторонних отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, подготовки предстоящих в текущем году российско-китайских контактов на высшем уровне, а также обмен мнениями по широкому кругу ключевых международных и региональных проблем, представляющих взаимный интерес.


О визите в Москву мининдел Нидерландов

26 февраля Российскую Федерацию с рабочим визитом посетит Министр иностранных дел Нидерландов Ф.Тиммерманс.

В программе визита – полномасштабные переговоры с Министром иностранных дел С.В.Лавровым. На них стороны обсудят весь спектр вопросов двусторонних отношений, а также обменяются мнениями по ряду актуальных тем международной повестки дня.

Министры уделят особое внимание обсуждению вопросов, связанных с проведением в текущем году Года России в Нидерландах и Года Нидерландов в России, официальное открытие которых состоится 8 апреля 2013 г. в Амстердаме в рамках визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в Нидерланды.


О предстоящем рабочем визите в Россию Министра внешних сношений Республики Камерун

26-28 февраля Москву для участия в очередном раунде консультаций между внешнеполитическими ведомствами двух стран с рабочим визитом посетит Министр внешних сношений Республики Камерун П.М.Мбонжо. 27 февраля состоится его встреча с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым.

В ходе консультаций, в которых с российской стороны примет участие заместитель Министра иностранных дел М.Л.Богданов, имеется в виду провести обмен мнениями по международной проблематике, ситуации на Африканском континенте, включая перспективные направления развития российско-камерунских связей в различных областях.

С учетом активной роли Камеруна в субрегиональных делах развитие российско-камерунских связей ранее шло в основном в рамках политического диалога. Предстоящий визит камерунского Министра призван придать новый импульс налаживанию торгово-экономического партнерства, учитывая, что в последнее время российские компании и экономоператоры проявляют растущий интерес к взаимодействию с Камеруном, прежде всего в энергетической и горнорудной сферах.

В ходе пребывания в Москве мининдел Камеруна встретится с руководителями ряда российских коммерческих структур, планирующих выйти на рынок этой африканской страны.


В связи с высказыванием официального представителя Госдепартамента США относительно организации телефонного разговора Дж.Керри с С.В.Лавровым

В связи с утверждением официального представителя Государственного департамента В.Нуланд, что Госсекретарь США Дж.Керри будто бы «второй день не может дозвониться» до Министра иностранных дел России С.В.Лаврова хотел бы отметить следующее.

12 февраля мы действительно получили из Вашингтона просьбу об организации срочного телефонного разговора С.В.Лаврова и Дж.Керри в связи с произведенным в КНДР ядерным испытанием. К сожалению, переговорить в тот момент не представлялось возможным по причине напряженного графика рабочей поездки Министра иностранных дел России по странам Африки. Об этом мы сразу сообщили американской стороне. Нам сказали, что запрос может быть возобновлен позднее, однако новых обращений на этот счет из Госдепартамента ни 13 февраля, ни сегодня, 14 февраля не поступало.

Таким образом, высказывание г-жи В.Нуланд не отражает то, что на самом деле происходило вокруг организации телефонного разговора.


О развитии ситуации в Сирии

Внутренняя конфронтация в Сирии, к сожалению, не ослабевает. В последние дни незаконными вооруженными формированиями было предпринято очередное «решающее контрнаступление на Дамаск», на этот раз с северо-восточного направления с целью прорваться в центр города. Атака была отбита. Потерпев неудачу, боевики организовали серию террористических актов в столице, а также в провинциях Идлиб, Хама, Хомс. Они продолжали подрывы ТЭС, газопроводов, трансформаторных подстанций и линий электропередачи. Зафиксированы столкновения между самими экстремистами – близкой к «Аль-Каиде» организации «Джабхат ан-Нусра» и салафитской группировкой «Лива Хатыб Мустафа» в г.Маадамия недалеко от Дамаска.

Непросто идет поиск путей преодоления сирийского кризиса. Исходим из необходимости использовать все возможности для прекращения любого насилия и кровопролития и запуска политпроцесса. Важную роль по-прежнему отводим усилиям спецпредставителя ООН/ЛАГ Л.Брахими, которые мы неизменно поддерживаем.

Путь к надежному урегулированию в Сирии пролегает через налаживание широкого межсирийского диалога. Принципиальная готовность к нему, прозвучавшая в известных заявлениях главы «Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции» А.Хатыба получила заслуженно позитивные оценки. Сейчас главное – предоставить сторонам шанс договориться, продвинуть участников конфликта к пониманию необходимости отказа от предварительных условий и движения вперед на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. Его одобренная консенсусом формула всем хорошо известна и не содержит предварительных требований. Считаем, что любые барьеры нужно оставить в стороне и как можно скорее начать контакты между правительством и оппозицией.

12 февраля Министр национального примирения А.Хейдар публично подтвердили готовность правительства Сирии к диалогу с оппозицией без предварительных условий.

Российская сторона продолжит интенсивную работу со всеми сторонами конфликта и «внешними игроками», всесторонне содействуя тому, чтобы не упустить открывающиеся шансы и поддержать настрой на поиск развязок.


Об итогах министерской встречи «Группы поддержки и наблюдения за ситуацией в Мали»

5 февраля в Брюсселе по инициативе ЕС и под председательством Афросоюза, ЭКОВАС и ООН состоялась третья министерская встреча международной «Группы поддержки и наблюдения за ситуацией в Мали». В центре внимания были вопросы имплементации «дорожной карты» по скорейшему восстановлению демократии и конституционного порядка в этой стране.

Дискуссия продемонстрировала близость подходов к обстановке в Мали, включая поддержку французской военной операции и необходимость скорейшей передачи основной ответственности за урегулирование малийского кризиса африканским силам в рамках операции АФИСМА. По общему мнению, в случае эффективного завершения военной операции в Мали международному сообществу необходимо готовиться к непростому постконфликтному урегулированию, весьма длительному процессу стабилизации и национального примирения.

В ходе встречи в Брюсселе были изложены российские подходы. В частности, было указано, что с возникновения кризиса Россия последовательно высказывалась за его скорейшее разрешение, недопущение территориальной дезинтеграции Республики Мали. Приоритетная роль во внутрималийском урегулировании должна принадлежать самим малийцам. Как постоянный член СБ ООН Россия поддержала резолюции 2071 и 2085, акцентировав, что преимущество должно отдаваться не военным, а политическим методам нормализации обстановки.

Россия поддержала предпринятую Францией военную операцию «Сервал», направленную на нейтрализацию и последующую ликвидацию радикальных исламистских группировок, деятельность которых была чревата формированием опасного очага международного терроризма в Сахаро-Сахельской зоне.

Российская сторона по-прежнему открыта для конструктивного международного взаимодействия по малийской проблематике. На двусторонней основе предоставляем Республике Мали помощь в укреплении национальных вооруженных сил и правоохранительных органов. Оказываем гуманитарное содействие. Намерены делать это и впредь.

Очередное министерское мероприятие в рамках «Группы поддержки и наблюдения за ситуацией в Мали» планируется на март с.г. в Бамако.


О ситуации вокруг российской гражданки Анастасии Джаллул

Сюжет о несовершеннолетней россиянке Анастасии Джаллул, находящейся в настоящее время в Сирии в очень сложных условиях, привлек пристальное внимание целого ряда телеканалов и агентств. Сегодня хотел бы сказать следующее.

Посольство России в Дамаске на своем сайте опубликовало развернутый хронологический комментарий развития ситуации вокруг этой девочки.

Вопрос находится в поле зрения МИД России уже не первый месяц. По нашим данным, Настя проживает с 2009 г. в г.Алеппо у родственников со стороны отца – гражданина России и Сирии А.Джаллула. В Сирию она выехала вместе с ним после смерти матери. Девочка имеет также сирийское гражданство, практически не говорит по-русски.

Несмотря на принятое в феврале 2012 г. российским судом решение о лишении отца девочки родительских прав, А.Джаллул согласия на вывоз ребенка за границу не дает. Более того, он намерен обжаловать упомянутое судебное решение.

Наши консульские сотрудники в Сирии неоднократно проверяли условия жизни девочки, посещали её школу, общались с отцом и другими родственниками. На сколько было возможно удалось немного улучшить условия ее проживания.

В июле 2012 г. связь с родственниками Насти и возможность посетить ее лично были, к сожалению, потеряны, поскольку район Салахеддин, где она проживает, оказался в зоне боевых действий.

В настоящее время необходимые усилия по защите интересов Насти как гражданки России предпринимаются по линии нашего Посольства в Дамаске (в январе с.г., исходя из требований обеспечения безопасности, Генеральное консульство России в г.Алеппо временно приостановило работу). Посольство уже обратилось за содействием непосредственно к сирийским властям, а также к обществу российских женщин г.Алеппо. Будем и далее держать этот вопрос на особом контроле.


О количестве российских граждан, находящихся в местах лишения свободы за рубежом

Напоминаю об имеющейся возможности задавать вопросы, используя для этого микроблог «Твиттер». На этой неделе нам поступил запрос от пользователя Д. Макарова о количестве российских граждан, находящихся в местах лишения свободы за рубежом.

По имеющимся в настоящее время сведениям, на территории иностранных государств отбывают наказание, находятся под арестом, заключены в тюрьму, взяты под стражу либо задержаны более 6 тысяч граждан Российской Федерации. Сейчас сотрудники Консульского департамента МИД России ведут обработку годовых статистических отчетов поступивших из консульских загранучреждений. Более точная цифра будет известна к середине марта.

В этой связи хотел бы еще раз подтвердить, что российские посольства и консульства занимаются всеми без исключения делами, связанными с необходимостью защиты прав и интересов российских граждан, оказавшихся в непростой ситуации за рубежом.

Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: Проинформировал ли Пхеньян заранее российскую сторону о готовящемся ядерном испытании?

Ответ: Информация в СМИ о том, что КНДР якобы проинформировала о ядерном испытании только Китай и США не соответствует действительности. Россия была заранее, в одно время с китайскими и американскими коллегами, уведомлена северокорейской стороной о намерении провести испытание. В ответ мы обратились с призывом к руководству КНДР воздержаться от этого шага, не ставить под угрозу мир и безопасность в регионе.

В настоящее время вместе с партнерами по шестисторонним переговорам продолжаем усилия, направленные на урегулирование ядерной и других проблем Корейского полуострова политико-дипломатическими средствами. На площадке Совета Безопасности ООН активно участвуем в выработке адекватной реакции международного сообщества на проведенное Пхеньяном ядерное испытание.

Вопрос: Как бы Вы прокомментировали информацию о том, что Южная Корея наращивает свой военно-технический потенциал в связи с ядерным испытанием в КНДР?

Ответ: Хотел бы подчеркнуть, что мы в целом весьма озабочены тем, как развиваются события на Корейском полуострове. Имею в виду прошлогодний ракетный пуск и последнее ядерное испытание.

В подобных обстоятельствах тем более актуально, чтобы все государства Северо-Восточной Азии (СВА) проявляли максимальную сдержанность, взвешенность и ответственность за предпринимаемые действия. В ходе поездки по странам Африки С.В.Лавров вновь предостерег, что подобные действия могут привести к эскалации военной напряженности на Корейском полуострове. Не хотелось бы этого допустить.

С самого начала мы не скрывали своего негативного отношения к договоренности между США и РК от 5 октября 2012 г. относительно расширения ракетных возможностей Сеула, о чем мы прямо заявили, в том числе и в комментарии МИД России от 9 октября прошлого года. Естественно, мы не можем приветствовать начало практической реализации этих договоренностей, о чем, судя по всему, свидетельствует принятое руководством Южной Кореи решение о размещении ракет, дальность которых может достигать 800 км.

Мы убеждены, что единственный реальный путь к решению проблем региона – взаимный отказ от ставки исключительно на военные методы обеспечения безопасности. Активно выступаем за скорейшее возобновление шестистороннего процесса с целью формирования в СВА обстановки мира, стабильности и взаимовыгодного сотрудничества. Еще раз призываем все заинтересованные стороны воздержаться от новых действий, ведущих к дальнейшему обострению обстановки на Корейском полуострове, призываем рассмотреть возможности возвращения за стол переговоров.

Вопрос: Какова позиция России относительно ядерного испытания, проведенного КНДР?

Ответ: Наряду с другими участниками шестисторонних переговоров активно, четко и ясно обозначили свою позицию. Это было сделано в заявлении МИД России, которое размещено 12 февраля с.г. на официальном сайте и сопровождалось видеокомментарием. На этот счет высказывался Министр иностранных дел России в ходе поездки по странам Африки, отвечая на соответствующие вопросы журналистов в Претории и Мапуту (стенограммы также размещены на сайте МИД).

Думаю, повторять не стоит. Но если есть интерес к основным тезисам наших заявлений, то мы, равно как и другие участники шестисторонних переговоров, как все активные члены международного сообщества, осуждаем проведение Пхеньяном третьего ядерного испытания. Считаем, что это грубое нарушение норм международного права и решений СБ ООН, которые должны неукоснительно соблюдаться. КНДР должна незамедлительно прекратить все ракетно-ядерные испытания, восстановить участие в режимах ДНЯО и всеохватывающих гарантий МАГАТЭ. Только так Северная Корея сможет восстановить свою роль в системе международных отношений и рассчитывать на сотрудничество, в том числе в вопросах мирной ядерной энергетики и развития космических исследований. Надеемся, именно такие меры помогут Пхеньяну вернуться в режим международного сотрудничества. Это отвечало бы интересам не только северокорейского народа, но и народов всего региона.

Вместе с тем подчеркиваем, что сложившаяся ситуация – не повод для наращивания военной «мускулатуры» и использования обстановки для увеличения военного присутствия в СВА. Это крайне опасно не только с точки зрения безопасности в регионе, но и перспектив возобновления шестистороннего переговорного процесса. Наш призыв ко всем заинтересованным сторонам – воздерживаться от такой деятельности и способствовать возобновлению шестистороннего процесса в возможно более короткие сроки.

Вопрос: СБ ООН осудил проведенное Северной Кореей испытание, идет разговор о возможном введении санкций. Планирует ли Россия принять отдельные санкционные меры в отношении КНДР на двусторонней основе?

Ответ: Не слышал о таких мерах. Россия как активный участник шестистороннего процесса и постоянный член СБ ООН будет работать над тем, чтобы адекватная реакция международного сообщества и, прежде всего, Совета Безопасности соответствовала той угрозе, которую представляет собой ядерный взрыв, произведенный Пхеньяном.

Вопрос: На прошлом брифинге Вы анонсировали визиты четырех министров иностранных дел арабских государств и Генерального секретаря ЛАГ 20 февраля с.г. в рамках работы первой сессии Российско-Арабского Форума сотрудничества. В последние дни специальный представитель Президента России по Ближнему Востоку, заместитель Министра иностранных дел М.Л.Богданов сделал ряд заявлений относительно визитов сирийской оппозиции, в частности, лидера «Национальной коалиции» оппозиционных сил Сирии А.Хатыба, а также Министра иностранных дел Сирии В.Муаллема. Известны ли уже даты их визитов в Россию? Кого еще из представителей сирийской оппозиции ожидают в Москве? Может ли такое произойти, что сирийский вопрос будет обсуждаться не с каждым в отдельности, а со всеми заинтересованными сторонами вместе? Возможны ли встречи между В.Муаллемом и сирийской оппозицией? Можно ли предположить, что в Москве будет создана такая площадка?

Ответ: Готов подтвердить слова М.Л.Богданова. Было сказано, что если противоборствующим сирийским сторонам будет удобно встретиться в Москве, мы готовы этому способствовать. Об этом очень часто говорил Министр иностранных дел России С.В.Лавров, комментируя сирийские события. Приглашение А.Хатыбу, переданное им в Мюнхене, остается в силе. Посмотрим, как отреагирует лидер «Национальной коалиции».

Сирийская тема будет одной из основных в рамках Российско-Арабского Форума сотрудничества. Хотел бы еще раз напомнить, что первая сессия Форума пройдет 20 февраля в Москве, в Особняке МИД России. Планируется выход к прессе. Тема арабо-израильского урегулирования также будет одной из центральных.

Мы работаем над согласованием даты визита Министра иностранных дел Сирии в Россию. Пока точные сроки не определены, поэтому говорить об этом сегодня преждевременно. Надеюсь, визит состоится в ближайшее время.

Относительно гипотетических вариантов встречи на московской «площадке» лидеров сирийской оппозиции и представителей правительства Сирии могу сказать – нам хотелось бы, чтобы такой диалог начался как можно скорее. Но пока, как мы видим, не все просто. Г-н А.Хатыб по-прежнему увязывает начало контактов с целым рядом условий, что усложняет процесс выхода на оптимальные формы. Женевское коммюнике определило главную задачу – начало межсирийского диалога между правительством и оппозицией без каких-либо предварительных условий. Это позволит определить формат и параметры «переходного управляющего органа», который будет наделен полномочиями для проведения выборов, подготовки конституции и формирования новых структур власти САР. Сегодня я уже говорил о заявлении госминистра по делам национального примирения Сирии А.Хейдара, которое показывает готовность сирийских властей запустить переговорный процесс с оппозицией без предварительных условий. Кто будет представлять оппозицию, с какими подходами она согласится вести диалог, покажет ближайшее будущее. Мы предложили свои услуги, а сторонам выбирать место. Самое главное – включить механизм, а где – это уже вторично.

Вопрос: Вчера в Смоленске представитель МИД России А.И.Линев во время встречи с мэром этого города заявил, что решается вопрос о транспортировке обломков ТУ-154 в Польшу. Что это означает? Какие именно аспекты данного дела решаются на уровне министров иностранных дел? Кем принимается решение о сроках и способах передачи Польше обломков самолета?

Ответ: Уточню, что в действительности сказал представитель МИД России в Смоленске. На эту тему недавно высказывались министры иностранных дел России и Польши в ходе совместной пресс-конференции.

Следственный комитет Российской Федерации ведет активный диалог с польскими коллегами. После завершения расследования обломки лайнера будут переданы Варшаве. Вопросы технического свойства решают следственные органы. Следствие продолжается, и оно должно быть завершено.

Вопрос: Сегодня Президент ОАО «РЖД» В.И.Якунин заявил, что компания возобновляет переговоры с Ливией по старым проектам и, возможно, будет искать новые. Что известно МИД по поводу возобновления экономического взаимодействия между Россией в Ливией? Есть ли в МИД России информация о сумме «замороженных» контрактов в Ливии?

Ответ: Не буду комментировать заявление, сделанное руководством РЖД. Подтвержу лишь, что этот вопрос активно освещался нами в последнее время. Хочу привлечь внимание к ответу Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в одном из последних интервью на вопрос о том, как ливийская сторона относится к восстановлению экономического сотрудничества с Россией. Интерес, действительно, есть, в том числе в нефтегазовой сфере. Рассчитываем, что сотрудничество будет развиваться по восходящей.

Вопрос: Как обстоят дела по аналогичному взаимодействию с Сирией?

Ответ: МИД занимается практически всем, но с вопросом о железных дорогах лучше обратиться к специалистам из РЖД. В целом же проходят контакты в экономической сфере, есть конкретные планы, которые обсуждаются в рамках нашей двусторонней Межправительственной комиссии. Более точные данные об экономических проектах предлагаю уточнить у специалистов Минэкономразвития, а также в аппарате российского сопредседателя Межправкомиссии.

Вопрос: Сегодня, 14 февраля, истекает очередной срок, который называла нигерийская сторона в связи с делом наших моряков, задержанных в октябре 2012 г. К этой дате им должны были предъявить обвинения или, наоборот, наконец отпустить. Есть ли у Вас какие-либо новости? Когда может завершиться их заключение?

Ответ: В самое ближайшее время мы прокомментируем этот сюжет. Министр С.В.Лавров очень активно занимался этой проблемой, был предпринят целый ряд дипломатических демаршей в отношении нигерийской стороны. Рассчитываем, что наши сигналы правильно поняты. Мы очень не хотели бы, чтобы данная ситуация отразилась на наших двусторонних отношениях. После обобщения фактов (что сделано, а что не сделано в отношении задержанных моряков) сделаем соответствующие выводы.

Вопрос: Поддержит ли Россия возможные санкции против Северной Кореи? Насколько я знаю, позиция России сводится к тому, что в большинстве случаев санкции лишь вредят усилиям по урегулированиям конфликтов. Известно и то, что США и Евросоюз уже озвучили намерения предложить ввести дополнительные санкции.

Ответ: Как Вам, думаю, известно, принятые резолюции СБ ООН уже имеют санкционную составляющую. На данный момент новых предложений, тем более обрамленных в какой-то конкретный текст (резолюции) с предложением дополнительного санкционного воздействия на Пхеньян, мы не видели. Если таковые появятся, будем их рассматривать с учетом жесткой реакции, сформулированной на заседании Совета Безопасности ООН после произведенного ядерного испытания. Поддержу Ваш тезис о том, что санкции – крайняя мера, которая в большинстве случаев вряд ли может иметь позитивный результат с точки зрения урегулирования кризисных ситуаций. Однако посмотрим на конкретные предложения. Будем действовать коллективно в рамках консультационных механизмов СБ ООН.

Вопрос: Вчера некоторые СМИ со ссылкой на руководство сирийской оппозиционной коалиции сообщили, что катарские власти передали представителям оппозиции здание посольства Сирии в Дохе. Заместитель Генерального секретаря ЛАГ раскритиковал это решение и сказал, что Лига не рассматривает возможность передачи посольств Сирии представителям оппозиции. Как Вы расцениваете такой шаг катарских властей с точки зрения Венской конвенции?

Ответ: Во-первых, мне необходимо посмотреть на первоисточник: не на интерпретацию СМИ, а на конкретные формулировки. Комментировать различные СМИ – худший способ правильно сформулировать позицию.

С точки зрения международных норм, есть субъект международного права, член ООН – Сирийская Арабская Республика. Поэтому зарубежное имущество не может передаваться каким-то непонятным «объединениям» и «коалициям».

Вопрос: Скорее всего, в этот раз СБ ООН примет новую резолюцию в отношении Северной Кореи. Есть ли у Вас предположения, когда такая резолюция может быть принята?

Ответ: Давайте последим за ходом дискуссий в Совете Безопасности ООН. Самое неправильное в этой ситуации – вбрасывать различные гипотетические сценарии. Позиции заявлены, они известны, есть решения СБ ООН, обязывающее Пхеньян строго придерживаться и выполнять требования международного сообщества. Исходя из этого общего посыла, посмотрим, какие дальнейшие меры можно коллективно выработать для того, чтобы заставить Пхеньян руководствоваться нормами международного сообщества.

Вопрос: Из различных источников периодически приходится слышать, что российские граждане, как сирийского происхождения (то есть постоянно проживающие в Сирии), так и выходцы из российских мусульманских регионов принимают участие в боевых действиях в Сирии. Располагает ли МИД России такой информацией? Отслеживается ли она, чтобы не допустить применения полученных там боевиками навыков на территории России?

Ответ: Было бы хорошо, если бы Вы дали хотя бы наводку, в каких СМИ появлялись такие сведения. Мне знакомы некоторые репортажи, в которых содержится общая посылка – кто-то что-то видел, слышал, говорил, но конкретных статистических выкладок нет. Будем признательны за «подпитку» фактурой.