МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Комментарий Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгова в связи с публикацией доклада Государственного департамента США о торговле людьми в мире в 2012 году

1257-20-06-2013

Внимательно ознакомились с очередным докладом Государственного департамента США о торговле людьми в мире.

К сожалению, вместо глубокого и объективного рассмотрения причин нарастания масштабов торговли людьми, в т.ч. на территории самих США, авторы доклада вновь используют неприемлемый методологический подход, по которому государства делятся на рейтинговые группы в зависимости от политических симпатий либо антипатий Госдепартамента США.

На этом фоне не удивил тот факт, что в нынешнем докладе Россия включена в категорию «злостных нарушителей» (т.н. третья группа), заслуживающих наказания со стороны США путем применения санкций. Это вполне укладывается в логику недавно принятого «Закона имени С.Магнитского» и другого демократизаторского инструментария, который американские власти пытаются применять в отношении России в связи с якобы нарастающими у нас нарушениями прав человека.

Американские коллеги неоднократно предупреждали нас о предстоящем понижении в рейтинге. При этом, чтобы заслужить положительную оценку Госдепартамента США, мы должны были выполнить специально разработанный для нас перечень «рекомендаций» (т.н. «План действий для России»), в котором нам предписывалось изменить законодательство и правоприменительную практику по борьбе с торговлей людьми, подстроив их под американские лекала. Очевидно, что с самого начала это требование было невыполнимым – российские власти в борьбе против организованной преступности, частью которой является противодействие трэффикингу, никогда не будут руководствоваться инструкциями, разработанными в другой стране, и тем более выполнять поставленные чуть ли не в ультимативной форме условия.

Считаем, что подобная политизация вопроса борьбы с трэффикингом, произвольное «ранжирование» стран на основе политических симпатий или антипатий, составление списков «штрафников» мешают нормальной работе правоохранительных органов наших стран, обмену наилучшим опытом и сотрудничеству между ними. Тем более, что примеры практических результатов такого взаимодействия, включая раскрытие международной сети преступников, занятых в организации торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации, хоть и вскользь, но упоминаются в докладе Государственного департамента США. Мы неоднократно говорили американским коллегам о готовности продолжать конструктивные контакты по проблематике борьбы с торговлей людьми как в двустороннем формате, так и на профильных международных площадках. Но без попыток менторства и очернительства.

Что же касается возможности экстерриториального применения против России односторонних санкций, предусмотренных американским законом 2000 г. «О защите жертв торговли людьми», то сама постановка этого вопроса вызывает возмущение. Такой поворот противоречил бы целям дальнейшего позитивного развития российско-американских отношений и конструктивным договоренностям, достигнутым президентами России и США в ходе недавней встречи в Лох-Эрне. Разумеется, на недружественные шаги последует адекватный ответ с нашей стороны.


20 июня 2013 года