МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



СООБЩЕНИЕ ДЛЯ СМИ

О вызове в МИД России посла Великобритании



23-14-01-2008

14 января в МИД России был вызван посол Великобритании в Москве Э.Брентон.

Послу высказано недоумение в связи с тем, что отделения Британского Совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге возобновили свою деятельность. Тем самым британская сторона не выполнила требование российской стороны о приостановке к 1 января 2008 г. функционирования всех региональных отделений Совета в России в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность БС в Российской Федерации. Послу было заявлено, что российская сторона рассматривает подобные действия как преднамеренную провокацию, направленную на нагнетание напряженности в российско-британских отношениях.

Была также подчеркнута абсолютная неприемлемость расходящихся с истинным положением дел утверждений британской стороны, что присутствие БС в России отвечает нормам международного права и двусторонним российско-британским договоренностям, а российская сторона не предоставила, мол, никаких разъяснений, в чем заключается несоответствие деятельности Британского Совета российскому законодательству.

В этой связи послу вновь было указано на то, что Британский Совет действует в России в нарушение российского законодательства, в частности Постановления Правительства России 1995 г. «О порядке учреждения и условиях деятельности иностранных культурно-информационных центров на территории Российской Федерации», поскольку согласия российских властей на открытие центрального офиса БС и его региональных отделений не только не было получено, но даже и не запрашивалось.

Что касается Соглашения о сотрудничестве в области культуры, науки и образования от 1994 г., на которое ссылается британская сторона, то в нем говорится лишь о том, что «Британский Совет будет действовать в качестве основного агента Правительства Великобритании по выполнению Соглашения» (строго говоря, БС может выполнить эту функцию и с лондонской «площадки»). Более того, в Ст. 13 Соглашения указано, что «любая деятельность в рамках настоящего Соглашения будет осуществляться в соответствии с законодательством и правилами, действующими на территории того государства, в котором проводится указанная деятельность». Таким образом, Соглашение 1994 г. имеет характер сугубо рамочного документа, который не определяет ни юридический статус, ни порядок открытия, ни условия функционирования отделений Британского Совета в России. Решить эти вопросы должно было отдельное двустороннее соглашение о порядке учреждения и условиях деятельности культурно-информационных центров, над которым наши страны интенсивно работали последние годы. Именно этот документ призван создать необходимую нормативно-правовую базу для деятельности Совета. Хорошо известно, что предпринятые в июле прошлого года британской стороной недружественные действия в отношении нашей страны сорвали усилия по подготовке этого документа.

Не выдерживают критики и ссылки британской стороны на Венские конвенции, поскольку Британский Совет не имеет никакого отношения ни к дипломатическим, ни к консульским представительствам, хотя, например, в Екатеринбурге размещается в стенах генконсульства. Как раз это и является грубейшим нарушением упомянутых конвенций, поскольку они запрещают деятельность на базе загранпредставительств других организаций, не наделенных ни дипломатическим, ни консульским статусом.

Послу было сказано, что российская сторона всегда выступала за развитие всесторонних связей с Великобританией в области науки и культуры, являющихся важной составной частью наших межгосударственных отношений. Вместе с тем это не означает, что организации, работающие в этой сфере, включая Британский Совет, могут нарушать нормы международного права и российского законодательства. Очевидно, что ни одно из государств не позволило бы произвольно открывать на своей территории зарубежные культурные центры без каких-либо на то юридических оснований, наделять их дипстатусом, ставить выше своего национального законодательства.

Британская сторона неоднократно предупреждалась о том, что на нее ляжет вся ответственность за игнорирование законных требований российских властей. Учитывая, что наши призывы не были услышаны, российская сторона вынуждена предпринять ряд мер административного и правового воздействия в соответствии с нормами российского законодательства и мировой практики. В частности, в ближайшее время будут осуществлены необходимые процедуры по взиманию налоговой задолженности отделения БС в Санкт-Петербурге, российская сторона не будет выдавать визы новым сотрудникам, направляющимся на работу в генконсульства в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге для обеспечения деятельности БС, и продлевать аккредитацию нынешним. В случае, если деятельность Совета в регионах будет продолжена, российская сторона оставляет за собой право на принятие дополнительных мер, в том числе в отношении офиса БС в Москве.

Рассчитываем, что британские партнеры прекратят игнорировать очевидные факты и воздержатся от линии на дальнейшую конфронтацию, чреватой самыми негативными последствиями для российско-британских отношений.


14 января 2008 года