МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Румынии Т.Корлэцяном, Москва, 9 июля 2013 года

1397-09-07-2013

    Уважаемые дамы и господа,

    Мы провели конструктивные и содержательные переговоры. С обеих сторон подтвержден настрой на улучшение общей атмосферы российско-румынских отношений, формирование позитивной повестки дня, преодоление некоторых сложностей, наблюдавшихся в последние годы. Рассматриваем Румынию в качестве важного партнера в Юго-Восточной Европе, заинтересованы в стабильном и предсказуемом развитии наших двусторонних отношений и максимально полной реализации взаимовыгодного сотрудничества.

    Выразили удовлетворение активизацией российско-румынского политического диалога, в том числе по линии внешнеполитических ведомств, взаимодействием на международных площадках – в ООН, ОБСЕ, Совете Европы, Совете Россия – НАТО. Дополнительный импульс углублению наших контактов призван придать подписанный сегодня План межмидовских консультаций на 2013-2014 гг., который охватывает широкий спектр вопросов, представляющих взаимный интерес.

    Отметили позитивное развитие торгово-экономических отношений. Рассчитываем, что решения, принятые на состоявшемся в апреле с.г. в Бухаресте XI заседании российско-румынской Межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, позволят продвинуть наши экономические, в том числе инвестиционные связи в различных сферах, включая топливно-энергетическую, промышленную, сельскохозяйственную, транспортную. Наметили программу действий по развитию партнерства в интересах модернизации экономик двух стран. Это тоже очень важный шаг вперед. Считаем принципиально важным обеспечить реализацию имеющихся договоренностей. В этой связи выразили намерение предпринимать необходимые действия, если российские компании в Румынии или румынские – в России испытывают какие-либо сложности.

    Мы довольны тем, как народы наших стран стремятся к дальнейшему углублению гуманитарных и культурных связей. Сегодня мы подписали межправительственные документы: Соглашение об учреждении и условиях деятельности Российского центра науки и культуры в г.Бухаресте и Румынского культурного института в г.Москве, а также Программу сотрудничества в области культуры, образования, средств массовой информации, спорта, молодежи и туризма. Уверен, что эти документы помогут более активно продвигать контакты между людьми, взаимодействие на уровне гражданских обществ. У нас есть к этому обоюдный интерес.

    По международным делам уделили особое внимание отношениям России с ЕС, деятельности Совета Россия – НАТО. Обменялись мнениями о путях совершенствования системы стабильности и безопасности в Европе. Упоминали, конечно, и проблематику ПРО – один из нерешенных вопросов в наших отношениях с Североатлантическим альянсом. Консультации продолжаются, но мы уже видим позитивные результаты нашего взаимодействия с НАТО в борьбе с терроризмом в самых различных формах, сотрудничестве по афганской проблематике, взаимодействию по преодолению в целом новых вызовов и угроз. Заинтересованы в продолжении такого сотрудничества.

    В региональном контексте рассмотрели вопросы взаимодействия в Причерноморье с упором на обсуждение наших связей в формате Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и группы «Блэксифор». Мы открыты к взаимодействию с внерегиональными игроками, включая ЕС, на основе документов, принятых ОЧЭС.

    Подтвердили близость наших подходов к ситуации на Балканах. Россия и Румыния заинтересованы в долгосрочной стабилизации региона, обеспечении добрососедских отношений и многостороннего сотрудничества между балканскими государствами, опирающегося на взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности.

    Упоминали приднестровское урегулирование. Россия выступает за то, чтобы в рамках процесса «5+2» сообща был выработан жизнеспособный подход к решению всех имеющихся вопросов, включая статус Приднестровья. На данном этапе необходимо сделать все, чтобы укреплять доверие и предпринимать практические шаги, которые позволяли бы улучшать контакты между обоими берегами Днестра, прежде всего в социально-экономической сфере.

    В целом расцениваю наши переговоры как весьма полезные, они подтверждают наличие хороших возможностей для дальнейшего углубления диалога и реализации взаимовыгодных проектов.

    Вопрос (обоим министрам): Будут ли, на Ваш взгляд, сегодняшние переговоры способствовать активизации российско-румынских отношений и продвижению политического диалога между двумя странами, который в последние годы застопорлися?

    С.В.Лавров (отвечает первым): Во вступительных заявлениях мы отметили наличие обоюдной заинтересованности в преодолении периода определенного застоя, который наблюдался в двусторонних отношениях в последние годы, и продвижении вперед по многим направлениям, где есть потенциал для реализации взаимовыгодных проектов и активизации политического диалога. Наблюдаем настрой нынешнего Правительства Румынии именно на такую работу и отвечаем взаимностью.

    То, что мы рассказали о российско-румынских достижениях, планах по взаимодействию в различных областях, в том числе по линии гражданских обществ, контактов между деятелями культуры, науки и студенческих обменов, подтверждает серьезность таких намерений. Рассчитываю, что механизмы, налаженные между Россией и Румынией для продвижения связей в экономической, гуманитарной и иных сферах, политического диалога, включая внешнеполитическое взаимодействие, помогут накопить потенциал для выхода на качественно новый уровень сотрудничества. Для этого есть все возможности, и мы к этому готовы.

    Вопрос (адресован С.В.Лаврову): Какова позиция России относительно усилий временного президента АРЕ по стабилизации обстановки в стране и проведению досрочных выборов через шесть месяцев?

    С.В.Лавров: Мы уже говорили, что самым внимательным образом следим за происходящим в Египте. Поддерживаем усилия, нацеленные на прекращение любых проявлений насилия и конфронтации, стабилизацию обстановки и перевод ситуации в русло политического процесса, что должно позволить всесторонне подготовить и транспарентно провести свободные и справедливые выборы. Это важно, прежде всего, для установления мира в дружественном Египте и создания условий для созидательного развития экономики и социальной сферы, где накопилось немало проблем. Это важно для того, чтобы в регионе дела пошли несколько иначе, чем они развиваются сейчас, поскольку явно не хватает ведущей роли Египта как крупнейшего арабского государства и общепризнанного лидера ЛАГ. К сожалению, египетское руководство, будучи занятым внутренними проблемами, объективно не может уделять необходимого внимания региональным проблемам. Со всех точек зрения, включая спокойствие дружественного нам египетского народа и усилия по стабилизации ситуации в регионе, мы желаем скорейшего успокоения обстановки в АРЕ и достижения договоренностей, приемлемых всем основным политическим силам, чтобы начать политический процесс.

    Вопрос (адресован С.В.Лаврову): Интересы Румынии и России в отношении Республики Молдова иногда не совпадают. После сегодняшнего разговора с г-ном Т.Корлэцяном сложилось ли у Вас впечатление, что Румыния собирается выстраивать нормальные отношения с этой страной, а не заниматься «румынизацией» соседа?

    С.В.Лавров: Мы не устраивали никаких «допросов» друг другу, а обсуждали наше сотрудничество. Что касается Вашего вопроса, то я читал интервью моего румынского коллеги российским СМИ. Отвечая на схожий вопрос, он подчеркнул, что будущее Республики Молдова должно определяться свободным выбором молдавского народа, а Румыния будет уважать этот выбор, каким бы он ни был. Аналогичную позицию разделяет и Российская Федерация. Она неизменна и хорошо известна. Мы последовательно поддерживаем территориальную целостность Республики Молдова, которая должна оставаться суверенным государством и сохранять нейтралитет в соответствии со своей Конституцией. Это именно те принципы, которыми мы руководствуемся и в отношении приднестровского урегулирования.

    Вопрос (адресован С.В.Лаврову): Сергей Викторович, как бы Вы могли прокомментировать действия Великобритании, запретившей въезд в эту страну фигурантам «списка С.Магнитского»? Обсуждалась ли эта тема вчера на Вашей встрече с послами стран ЕС?

    С.В.Лавров: На встрече с послами государств-членов ЕС эта тема не обсуждалась. Откровенно говоря, я уже после разговора с ними увидел на российских новостных лентах сообщения, что одна английская газета объявила о таком списке. Никаких официальных уведомлений на этот счет от властей Великобритании мы не получали. Более того, власти Соединенного Королевства в прошлом неоднократно подчеркивали, что подобных списков они вводить не собираются.

    Не исключаю, что речь может идти о провокации, потому что сейчас в медийном пространстве Европы и всего мира немало горячих тем, от которых, возможно, кому-то хотелось бы отвлечь внимание общественности.