МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова по итогам переговоров с Министром иностранных дел Алжира М.Меделси, Москва, 25 июня 2013 года

1297-25-06-2013

    Уважаемые дамы и господа,

    Мы провели очень полезные переговоры с Министром иностранных дел Алжира г-ном М.Меделси. У нас установлены регулярные контакты: в феврале нынешнего года я побывал с визитом в Алжире, а сегодня рад принимать моего коллегу в Москве.

    Алжир – наш традиционный партнер в регионе Северной Африки и Ближнего Востока. Связи между двумя странами насчитывают более полувека. Прочной основой их дальнейшего наращивания и развития служит российско-алжирская Декларация о стратегическом партнерстве, подписанная в Москве в апреле 2001 года в ходе визита Президента Алжира в Российскую Федерацию.

    На основе задач, поставленных в долгосрочном плане в данной Декларации, мы сегодня обсудили перспективы укрепления российско-алжирских отношений, включая ход реализации имеющихся договоренностей на высшем и высоком уровнях об активизации сотрудничества в торгово-экономической, энергетической, военно-технической сферах. АНДР входит в тройку ведущих торговых партнеров России в Африке. Взаимный товарооборот в прошлом году приблизился к 3 млрд. долл. Это – солидный показатель, но, безусловно, не предел. Пути дальнейшей активизации и расширения экономического взаимодействия мы с нашими алжирскими партнерами видим в диверсификации хозяйственных связей. Российские компании ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Стройтрансгаз» участвуют в крупных проектах по разработке углеводородов в Алжире. Мы готовы увеличивать наше присутствие на алжирском рынке, активнее подключаться к реализации не только проектов в сфере углеводородов, но и других энергетических и крупных инфраструктурных программ.

    Мы выразили удовлетворение активной работой Смешанной межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которая провела шестое заседание в Алжире
    29-30 апреля, подтвердили намерение продвигать договоренности, достигнутые на этом заседании.

    Констатировали традиционные близость и совпадение внешнеполитических подходов – мы вместе с алжирскими коллегами последовательно выступаем за верховенство права в международных делах, укрепление центральной роли ООН, обеспечение стабильности и баланса интересов в международных отношениях, мирное урегулирование споров без вмешательства извне. На этих принципах условились продолжать тесное взаимодействие в международных и региональных делах.

    Особое внимание было уделено ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке, включая обстановку в Сирии. Но не только – у нас очень близкие, совпадающие оценки комплексного характера происходящих там перемен. Убеждены, что любые возникающие проблемы должны решаться на основе целого ряда критериев принципиального характера: прежде всего, это касается прекращения кровопролития, отказа от экстремизма, недопущения разрастания террористической угрозы, «перелива» через границы оружия и боевиков незаконными путями, а также налаживание политического диалога, чтобы мирным инклюзивным путем решать проблемы каждой страны этого весьма неспокойного региона.

    У нас с Алжиром очень близкие подходы и применительно к необходимости скорейшего возобновления палестино-израильских переговоров. чтобы стороны начали движение навстречу друг другу, и мы могли бы реализовать соответствующие договоренности, закрепленные в резолюциях СБ ООН, Мадридских принципах и Арабской мирной инициативе.

    Затронули обстановку в Магрибе, в том числе вокруг западносахарского урегулирования. Подтвердили необходимость продолжения поиска решения, которое соответствовало бы резолюциям СБ ООН.

    Благодарю моего коллегу за очень полезный разговор.

    Вопрос (обоим министрам): Как Вы оцениваете российско-алжирские отношения? Какие у них перспективы с учетом происходящих крупных перемен в арабском мире?

    С.В.Лавров (отвечает после М.Меделси): Сегодня с моим коллегой и другом мы поделились мнениями на этот счет. На общем фоне ситуации на Ближнем Востоке и Севере Африки обстановка в Алжире выделяется в лучшую сторону. Это, прежде всего, заслуга руководства АНДР. Поддерживаем курс властей страны на эволюционные преобразования при сохранении общественной стабильности. В этой ситуации нет никаких проблем, способных осложнять наше взаимодействие в различных областях в условиях последовательных, эволюционных преобразований, проводимых сейчас алжирским руководством.

    Мы уже говорили о результатах и перспективах нашего торгово-экономического сотрудничества. Активно работает Смешанная межправительственная комиссия. В апреле с.г. на ее очередном заседании в Алжире подробно обсуждались конкретные проекты в сферах энергетики, торговли, финансов, геологии, образования, промышленности, водных ресурсов, строительства, сельского хозяйства, здравоохранения, информационно-коммуникационных технологий. Готовятся межправительственные соглашения по мирному использованию атомной энергии, сотрудничеству в мирном освоении космического пространства, новое соглашение по культурным центрам, как только что сказал мой коллега. Помимо механизма Межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству работает Межправкомиссия по военно-техническому взаимодействию, которая совсем недавно, в декабре 2012 г., провела очередное заседание. Следующее состоится осенью с.г. в Москве.

    Действует также двусторонняя рабочая группа по борьбе с терроризмом, которая в начале этого года в Алжире провела полезное заседание, в ходе которого достигнута договоренность готовить межправительственное соглашение по борьбе с терроризмом и оргпреступностью.

    Так что в условиях стабильности наши отношения развиваются поступательно и имеют хорошие перспективы во всех без исключения областях.

    Вопрос: В США утверждают, что Э.Сноуден находится в России. Можете ли Вы это подтвердить? Как Россия ответит на требования США о его выдаче?

    С.В.Лавров: Хочу сразу сказать, что мы не имеем никакого касательства ни к Э.Сноудену, ни к его отношениям с американской юстицией, ни к его перемещениям по миру. Он самостоятельно выбирал свой маршрут, о чем мы, как и большинство присутствующих, узнали из СМИ. Он не пересекал российскую границу. Считаем абсолютно необоснованными и неприемлемыми попытки, которые мы сейчас наблюдаем, обвинять российскую сторону в нарушении законов США и чуть ли не в заговоре, еще и сопровождаемые угрозами в наш адрес.

    Исходим из того, что каких-либо правовых оснований для подобного поведения американских должностных лиц не существует. Наши оценки доведены до американской стороны по соответствующим каналам.

    Вопрос: Как известно, российско-алжирская позиция по международной повестке дня характеризуется скорее совпадением мнений. Как Вы оцениваете ситуацию в Западной Сахаре, в частности, в области соблюдения прав человека?

    С.В.Лавров: Вы абсолютно правы - у нас совпадающие позиции, причем эти совпадения не случайны – они произрастают из единства, общности взглядов на мироустройство, на то, как необходимо решать международные проблемы. Это касается и ситуации вокруг западносахарского урегулирования. Оно должно быть достигнуто на основе резолюций СБ ООН. Мы выступаем за это постоянно и полностью поддерживаем деятельность ООН, включая Миссию добрых услуг и усилия Личного посланника Генерального секретаря по Западной Сахаре г-на К.Росса. Конечно, мы за продолжение прямых контактов между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО для реализации изначальной цели – обеспечения основополагающих условий для самоопределения народов Западной Сахары, как того требует резолюция Совета Безопасности ООН (последняя по данной теме была принята в апреле с.г.). В ней отнюдь не проигнорирована проблема уважения прав человека, а содержится призыв к сторонам сотрудничать с международным сообществом с целью обеспечения и уважения прав человека, включая соответствующие меры в лагерях беженцев. Это является общей позицией СБ ООН. Подчеркну, что уважение прав человека в контексте западносахарского урегулирования – очень важная, но все же не главная с точки зрения прерогатив Совбеза задача. Есть профильные структуры - соответствующие комитеты ГА ООН, Совет по правам человека,- которые призваны играть ведущую роль в вопросах обеспечения и уважения прав человека. В рамках СБ ООН главным является поддержание международного мира и безопасности и выполнение решений, принимаемых Советом. Приоритетная же задача для западносахарского урегулирования – определение статуса этой территории на основе уже имеющихся решений. Безусловно, при этом должны уважаться права человека, что и отражено в принятой Советом Безопасности в апреле с.г. резолюции.

    Отмечу также, что мы ценим позитивную роль Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре. Подчеркну, что российский контингент, состоящий из 17 военнослужащих, является самым крупным. Наша позиция неизменна, будем продолжать ею руководствоваться.

    Вопрос (обоим министрам): Вчера и сегодня ливанская армия провела решительную операцию по ликвидации группы боевиков на юге Ливана. Способствуют ли подобные акции на приграничных с Сирией территориях решению сирийского кризиса?

    С.В.Лавров (добавляет после М.Меделси): Полностью согласен с оценками моего коллеги. Ответственность и обязанность бороться с терроризмом лежит на правительствах соответствующих государств. Безусловно, нужно вести борьбу не только с симптомами, но и с корнями проблемы, которые связаны с социально-экономическим положением и в целом с внутренней обстановкой в соответствующих странах, обеспечением прав и свобод человека и т.д. В этой связи нельзя не видеть, что именно социально-экономические проблемы резко обострились в рамках процессов «арабской весны», поскольку многие государства были дестабилизированы, возросла угроза этно-конфессиональных противоречий. Это, разумеется, не способствует нормальному функционированию государственных институтов, в том числе по обеспечению потребностей населения в элементарных продуктах питания и прочих услугах.

    В целом, исхожу из того, что при ответственности каждого государства бороться с террористическими проявлениями на своей территории, создавать условия для искоренения питательной среды для терроризма международное сообщество также не может оставаться в стороне. Принята Глобальная контртеррористическая стратегия, действует Контртеррористический комитет ООН, согласовано больше дюжины антитеррористических конвенций. Тем самым подчеркивается глобальный характер этой задачи – борьбы с одной из главных угроз XXI века.

    Говоря о происходящем в регионах Ближнего Востока и Северной Африки, мы в беседах с нашими коллегами, в том числе в ходе контактов Президента России В.В.Путина со своими партнерами на «полях» недавнего саммита «Группы восьми» (в Северной Ирландии), неоднократно подчеркивали необходимость действовать последовательно и видеть полную картину. Если же руководствоваться стремлением сменить авторитарный режим только в одной стране, а в другой его не трогать, исходя из политических пристрастий и симпатий-антипатий, то получим результат, который имеем сейчас. Мы убеждены в необходимости последовательно бороться с теми, кто выступает против демократического, свободного и ненасильственного развития государств.

    Подробно говорили сегодня о том, что центральное правительство Ливии, которое Россия и Алжир хотят всячески поддержать, пока испытывает трудности, в том числе в решении задач разоружения комбатантов и т.н. «революционных отрядов», среди которых немало экстремистов. Хорошо известно - и это является достоянием СМИ и в целом общественности, - что из Ливии в соседние страны «перетекают» угрозы в виде инфильтрации боевиков, незаконных поставок оружия.

    Как я не раз говорил, в Мали французские партнеры ( которых мы в этом поддерживаем) предпринимают усилия по пресечению террористической угрозы. Но им противостоят те же люди, которых Франция в свое время поддерживала и вооружала в Ливии. Боевики из Ливии попадают через границы в другие страны, в том числе в Сирию. Получается, что французские коллеги борются с порождением ливийского кризиса в Мали, поддерживают «просачивающихся» из Ливии боевиков в Сирии. Здесь очень трудно найти логику.

    Еще раз подчеркну - мы исходим из необходимости принципиального подхода, который базируется на решениях ООН. Терроризм неприемлем ни в каких формах, и ему не может быть оправдания ни по каким причинам. Невозможно и недопустимо делить террористов на «своих» и «чужих», на «хороших» и «плохих», иначе, повторю, нам никогда не решить проблемы, которые накапливаются не только в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, но и в других частях мира.