МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \



Брифинг официального представителя МИД России А.К.Лукашевича, 25 августа 2011 года
 


О предстоящем заседании Совета министров иностранных дел СНГ

Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в заседании Совета министров иностранных дел СНГ, которое состоится 2 сентября в Душанбе под председательством Таджикистана. Планируется обсудить представляющие взаимный интерес темы международной повестки дня, актуальные вопросы развития многостороннего сотрудничества на пространстве Содружества, перспективные направления дальнейшего взаимодействия в рамках СНГ в контексте 20-летия Организации, которое отмечается в нынешнем году.

Министры рассмотрят проект аналитического доклада «Итоги деятельности СНГ за 20 лет и задачи на перспективу», имеющего значительную внешнеполитическую составляющую, а также информацию о ходе реализации принятой в 2007 году в Душанбе Концепции дальнейшего развития СНГ.

Состоится обмен мнениями по тематике обеспечения гармоничного развития процессов регионального сотрудничества и интеграции в Европе и Евразии. Министры рассмотрят проект соответствующего совместного заявления СМИД.

В рамках продолжающейся в Содружестве работы по тематике Великой Отечественной войны 1941-1945 годов будет рассмотрен проект Соглашения об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств-участников СНГ в этой войне, которое предполагается внести на подписание главами государств.

По традиции значительное место займут практические вопросы, связанные с дальнейшим развитием многостороннего сотрудничества в различных областях - гуманитарной, иммиграционной, в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. В частности, в ходе заседания СМИД будут рассмотрены проекты Программы сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2012-2014 годы, Соглашения о сотрудничестве в материально-техническом обеспечении компетентных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, Соглашения о сотрудничестве в подготовке специалистов антитеррористических подразделений в учебных заведениях компетентных органов государств-участников СНГ, Соглашения о порядке передачи образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Планируется рассмотреть ряд вопросов, связанных с совершенствованием работы органов отраслевого сотрудничества в рамках Содружества, в частности, Совета министров внутренних дел и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ. Принятие данных документов будет способствовать дальнейшей консолидации усилий в деле совершенствования правовой основы для плодотворного и эффективного сотрудничества на этих направлениях.

Предстоит обсудить ряд организационных вопросов.

Рассмотренные на СМИД документы будут направлены на утверждение президентов на заседании Совета глав государств Содружества 3 сентября, которое пройдет там же, в Душанбе. Лидеры стран Содружества, по традиции, обменяются мнениями по ряду актуальных международных проблем, рассмотрят важные вопросы дальнейшего развития СНГ.


О ситуации в Ливии

Президент России Д.А.Медведев 24 августа дал политические оценки происходящего в Ливии в ходе встречи с журналистами по итогам своих переговоров с Председателем Государственного комитета обороны КНДР Ким Чен Иром. В последние дни Министр иностранных дел С.В.Лавров также широко говорил о российских подходах к ситуации. На сайте МИД России опубликован ряд сообщений, в которых обозначена четкая и принципиальная позиция МИД России по «горячим следам» происходящих в Триполи событий.

Хочу сказать несколько слов о развитии обстановки вокруг российского Посольства в Триполи, которому сейчас очень непросто работать в ливийской столице. Мы находимся в постоянном контакте с нашей дипмиссией. Ситуация в Триполи после прихода сторонников Переходного национального совета (ПНС) остается крайне сложной и непредсказуемой. В отдельных частях города продолжается вооруженное противостояние между ополченцами и сторонниками М.Каддафи.

Тем не менее, сегодняшняя ночь, пожалуй, впервые за эти дни, прошла практически без стрельбы. Посольство установило хорошие рабочие контакты с т.н. «революционным комитетом» (подобные «комитеты» создаются в различных районах столицы). Ополченцы, которые подчиняются этому «комитету», взяли под охрану российское Посольство и близлежащие улицы. По оценкам российских дипломатов в Триполи, режим охраны поддерживается пока без проблем. В такой обстановке Посольство постепенно восстанавливает свою обычную деятельность, естественно, строго соблюдая все меры безопасности.

Исходим из того, что контролирующие ситуацию в Триполи силы предпримут все необходимые меры для обеспечения безопасности и соблюдения дипломатических иммунитетов Посольства России в Триполи и дипмиссий других стран.


Вокруг ситуации в Судане

По итогам обсуждения 11 августа в Совете Безопасности ООН ситуации в Судане рядом делегаций был распространен проект заявления СБ ООН для прессы относительно ситуации в суданском штате Южный Кордофан. Проект не получил поддержки всех членов Совета в связи с его очевидной несбалансированностью.

Необходимо отметить, что ситуация в Судане после обретения независимости Южным Суданом кардинально изменилась. В настоящее время в Южном Кордофане регулярная армия и правоохранительные структуры Судана, действуя на своей территории, ведут операции против многочисленных и хорошо вооруженных незаконных формирований. В этих условиях, вновь подтверждая приоритетность нормализации гуманитарной обстановки и недопустимость нарушений прав человека, считаем неправильным указывать Хартуму, какими не запрещенными международным правом средствами ему следует бороться фактически с вооруженным мятежом.

Убеждены в необходимости скорейшего прекращения насилия и проведения политического диалога между Хартумом и Джубой в целях урегулирования спорных вопросов и нормализации обстановки в приграничных районах.


О докладе Генсекретаря ООН «Международное сотрудничество в решении мировой проблемы наркотиков»

Доклад подготовлен в соответствии с одноименной резолюцией, принятой на 65-й сессии ГА ООН 21 декабря 2010 г. Он содержит обзор основных тенденций в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также деятельности основных органов и структур ООН, занимающихся этой проблематикой. На наш взгляд, наибольшего внимания заслуживают следующие элементы доклада.

Проблема распространения и потребления наркотиков в течение 2000-х гг. приняла поистине глобальный характер. В докладе правильно отмечается значительное расширение площадей культивирования и производства всех видов наркотиков. Действительно, особую озабоченность вызывает увеличение числа новых синтетических наркотиков. Многократно выросло и количество их потребителей.

Для Российской Федерации приоритетное значение имеет борьба с наркотрафиком из Афганистана, представляющим угрозу международному миру и стабильности. Несмотря на некоторое сокращение в 2010 г. производства афганских опиатов, вызванного грибковым заболеванием, поразившим опийный мак, Управление ООН по наркотикам и преступности прогнозирует возобновление его роста уже к концу нынешнего года.

В этой связи нам особо импонируют сформулированные Генеральным секретарем рекомендации для рассмотрения на предстоящей 66-й сессии Генассамблеи ООН, в контексте «угроз, создаваемых афганскими опиатами».

Поддерживаем тезис Пан Ги Муна о важной роли Управления ООН по наркотикам и преступности в деле противодействия незаконному обороту наркотиков. Приветствуем комплексный подход Управления к оказанию профильной технической помощи государствам и реализации востребованных региональных и тематических программ. В этой связи хотели бы сообщить, что Российская Федерация с этого года увеличила ежегодный взнос в Фонд УНП ООН до 2 млн. долл. США. Часть этой суммы мы планируем направить на финансирование Региональной программы для Афганистана и соседних с ним стран, а также на ряд других антинаркотических проектов в Центральной Азии. В частности, большой интерес представляет потенциал Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, участником которого Российская Федерация стала в феврале с.г.

Среди ближайших важных мероприятий, которые Россия проводит совместно с УНП ООН, - Третья министерская конференция Парижского пакта по пресечению распространения афганских опиатов, планируемая на 8 декабря с.г. в Вене. В повестку дня мероприятия включены такие важные аспекты, как выявление и блокирование финансовых потоков, связанных с незаконным оборотом наркотиков афганского происхождения; противодействие утечке прекурсоров в незаконный оборот для изготовления наркотиков в Афганистане; реализация региональных инициатив в области борьбы с наркотиками афганского происхождения и целый ряд других.

Хотели бы также выделить отмеченную в докладе значимость для структур ООН развития взаимодействия с ключевыми региональными организациями, в т.ч. с ШОС.

Согласны с позитивными оценками Генсекретаря ООН работы Международного комитета по контролю над наркотиками по выполнению его мандата.

Мы поддерживаем основные положения доклада, который еще раз подтвердил центральную, координирующую роль ООН в осуществлении международного взаимодействия в борьбе с глобальной наркоугрозой.

Из ответов на вопросы СМИ:

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, инициативу Генерального секретаря ООН по перспективам развертывания в Ливии ооновского политического присутствия.

Ответ: Действительно, на днях Пан Ги Мун выступил с такой инициативой. Прошел раунд неофициальных консультаций в Совете Безопасности ООН.

Мы исходим из того, что работа по постконфликтному обустройству Ливии должна осуществляться исключительно под эгидой Совета Безопасности ООН. В данном контексте мы поддерживаем продолжение Секретариатом ООН перспективного планирования модальностей присутствия в этой стране. Что касается определения конкретного механизма, как это будет реализовываться на практике и как будет развертываться будущая Миссия ООН в Ливии, то к этому стоит подходить предельно осторожно. Из Ливии поступает противоречивая информация, говорить о завершении вооруженного противостояния пока рано. Мы будем готовы предметно обсуждать рекомендации и идеи Генсекретаря только после того, как удостоверимся, что внутренняя обстановка в стране не несет прямой угрозы для жизни представителей ООН.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать поступившее в адрес России от Президента Франции Н.Саркози приглашение участвовать в заседании «группы друзей Ливии», которое планируется 1 сентября в Париже?

Ответ: Мы не видели подобного приглашения. Что касается нашей принципиальной позиции в отношении международной контактной группы «друзей Ливии», то считаем, что центральная роль в политическом урегулировании ливийского конфликта принадлежит ООН и ее Совету Безопасности, а не квази-структурам, типа контактной группы и др.

Вопрос: Есть ли новости относительно продвижения «плана С.В.Лаврова» в отношении решения иранской ядерной проблемы?

Ответ: Эта тема 17 августа обсуждалась на российско-иранских переговорах в Москве и была озвучена на пресс-конференции министров иностранных дел С.В.Лаврова и А.А.Салехи. Я бы хотел сказать несколько слов в развитие тех тезисов, которые озвучил Министр С.В.Лавров.

В предлагаемую нами стратегию поэтапного восстановления доверия к иранской ядерной программе мы заложили сбалансированный подход к проверяемому выполнению Ираном требований соответствующей резолюции СБ ООН и Совета управляющих МАГАТЭ, а также ответным шагам со стороны «шестерки». Исходим из того, что в Тегеране должны четко видеть перспективу разрешения имеющихся вопросов к его ядерной программе. Сейчас политически очень важно прервать затянувшуюся паузу в переговорном процессе «шестерки» с Тегераном. Альтернативный подход, т.е. дальнейшее наращивание санкционного прессинга на Иран без параллельной готовности давать Тегерану позитивные импульсы и предложения, на наш взгляд, полностью исчерпал свой потенциал.

Мы ознакомили коллег по «шестерке» с нашим планом еще в ноябре прошлого года, т.е. «пошаговая» концепция – это, по сути, развитие тех наших предложений, которые вносились в формате «5+1» в прошлом году. Мы продолжаем с ними диалог на эту тему. Но, подчеркиваю, то, что передано иранцам – это чисто российские наработки, а не коллективная позиция всей «шестерки».

Рассчитываем, что иранская сторона отреагирует на наши идеи конструктивно. Как вы слышали, в ходе пресс-конференции г-н А.А.Салехи сказал, что в Москве делается первый шаг, и интерес иранской стороны к нашим предложениям есть.

Вопрос: В связи с предстоящей годовщиной признания Южной Осетии и Абхазии ведутся разговоры о вступлении этих республик в Союзное государство России и Белоруссии. Можно ли эту интеграцию сравнивать с интеграцией Советского Союза? Не приведет ли это к еще большим денежным вливаниям со стороны России в эти республики?

Ответ: Объединения, в которых активно участвует Россия, такие как Таможенный союз, СНГ и другие, открыты для присоединения других государств. Если образовавшиеся в Закавказье новые суверенные государства посчитают возможным и необходимым для себя вступить в них, то такие заявки будут рассматриваться. Какова будет перспектива реализации таких заявок, сейчас сказать трудно.

Относительно денежных вливаний скажу, что интеграционные региональные объединения – это не донорские фонды, которые спонсируют различные программы. Существуют нормы и правила, регулирующие финансовые аспекты. Все будет зависеть от конкретных программ.

Вопрос: В связи с изменением ситуации в Ливии не могли бы Вы дать прогноз дальнейшего развития ситуации в этой арабской стране Северной Африки и в регионе Ближнего Востока в целом?

Ответ: Это сложный вопрос. Думаю, сейчас никто не может сказать, как будут развиваться события в Ливии. Как говорится, даже Аллах всемогущий оказался бы здесь бессилен. Мы следим за ситуацией и стараемся оперативно реагировать на все ее изменения. Тревожное ожидание сохраняется, и сказать, что наступил бесповоротный перелом в ситуации, нельзя.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, инцидент с оказавшимся на о.Кунашир гражданином Японии.

Ответ: Буквально накануне сегодняшнего брифинга мы опубликовали на веб-сайте МИД России сообщение о том, что на самом деле произошло. Там же содержатся наши подходы к урегулированию возникшей проблемы. Кратко повторю, что сегодня после завершения всех предусмотренных российским законодательством процедур, необходимых для юридической оценки произошедшего, и согласования с японской стороной порядка возвращения г-на К.Куриямы на родину он был передан представителям Управления безопасности на море Японии на линии разграничения моря в акватории Кунаширского пролива.

Что касается попыток японской стороны трактовать это в контексте т.н. «проблемы Курильских островов», то мы выразили недоумение, что эту сугубо гуманитарную тему (фактического спасения российскими пограничниками гражданина Японии в открытом море) в Токио попытались использовать в политических целях и поспешно публично озвучить требования о скорейшем освобождении К.Куриямы со ссылкой на необоснованные японские претензии на Южнокурильские острова. Мы еще раз четко подтвердили, что суверенитет России над Южными Курилами является абсолютно законным и сомнениям не подлежит. Я предлагаю вам подробно ознакомиться с сообщением для СМИ, которое размещено сегодня на нашем сайте.

Вопрос: Было ли российское недоумение и непонимание японских требований скорейшего освобождения К.Куриямы выражено МИД России японскому правительству по дипломатическим каналам?

Ответ: Дипломатическая техника не предполагает раскрытия всех деталей. Еще раз прошу обратить внимание на нашу принципиальную линию, которая отражена в официальном сообщении на Интернет-ресурсе МИД.

Вопрос: США подготовили проект резолюции СБ ООН, предусматривающей размораживание части ливийских средств и предоставления их Переходному национальному совету. Франция предлагает пойти еще дальше и снять оружейное эмбарго. Поддерживает ли Россия эти инициативы и считает ли, что для этого есть соответствующие условия?

Ответ: Мы в курсе инициативы США. Проект резолюции обсуждается в СБ ООН в различных форматах. Нужно иметь в виду, что коллективно согласованного механизма размораживания ливийских авуаров, на которые наложено эмбарго СБ ООН в связи с известной резолюцией 1970, пока нет. Насколько известно, в рамках Комитета СБ ООН по санкциям в отношении Ливии такая работа также велась и ведется. Не берусь предвосхищать итог того, как пройдет заявка США - консультации продолжаются. Мы понимаем всю необходимость смягчения гуманитарной ситуации в Ливии, но исходим из того, что если и будут приниматься решения в СБ ООН, то такие меры должны охватывать всю территорию Ливии и идти всем слоям ливийского населения, а не только Переходному национальному совету.

Вопрос: Завтра состоятся выборы Президента Абхазии. Что Россия ожидает от них? Какова обстановка накануне голосования, нет ли опасности провокаций?

Ответ: Насколько я знаю, 23 августа Посол Абхазии в России провел большую пресс-конференцию в Москве для российских и иностранных журналистов о предвыборной ситуации и ожиданиях абхазской стороны.

Что касается российской позиции, считаем, что выборы - важное событие в жизни молодого суверенного государства и дружественной нам страны. Рассчитываем, что они пройдут в спокойной и демократичной атмосфере, но с хорошим состязательным эффектом. Наблюдатели от ЦИК России, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, наряду с международными представителями, будут осуществлять мониторинг за избирательным процессом на местах. Не сомневаемся, что какой бы ни был выбор абхазского народа, курс на дружбу с Россией останется неизменным, поскольку она базируется на исторических традициях, на фундаменте Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия и отвечает интересам наших народов.

Вопрос: Есть ли возможность, что в Триполи могут находиться граждане России, помимо сотрудников Посольства, например, россияне, состоящие в браке с ливийцами или постоянно работающие там специалисты?

Ответ: Все российские специалисты были вывезены из Ливии в рамках эвакуационных мероприятий зимой. Касательно каких-то отдельных случаев, пока Посольство России о них не сообщало, но мы это перепроверим и дадим Вам информацию в рабочем порядке.

Я видел информацию о том, что в Ливии находится раненый корреспондент газеты «Известия», но у меня нет о нем подробных сведений. Могу сказать, что, насколько нам известно, он не в Триполи, а в одном из отдаленных селений на границе с Тунисом. Редакция газеты не обращалась к нам за помощью. Сейчас возможности Посольства России в Ливии ограничены. С учетом специфики ситуации там трудно предпринимать какие-либо действия по оказанию помощи российским гражданам, которые могли оказаться в Ливии.

Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать заявление властей Ирана о том, что они намерены обратиться в Международный суд в связи с расторжением контракта с Россией на поставку ракетных комплексов С-300.

Ответ: Эта тема была поднята на вчерашней пресс-конференции Посла Ирана в Москве. Он сказал о направлении заявки в Международный арбитражный суд по этому сюжету. Могу сразу сказать, что для нас данный вопрос закрыт с прошлого года, когда была принята резолюция СБ ООН 1929, по следам которой принят Указ Президента России № 1154 от 22 сентября 2010 г. Он и определил порядок выполнения этой резолюции. Мы принимаем к сведению заявление иранских официальных лиц о намерении оспорить в арбитражном порядке действия России в этой связи. Вместе с тем, с учетом традиционно дружественных отношений с этой страной, у нас вызывает удивление, что наши иранские партнеры избрали именно такой путь. Со своей стороны считали бы гораздо более конструктивным совместный поиск взаимоприемлемого урегулирования периодически возникающих спорных вопросов в рамках прямого диалога с иранской стороной.

Вопрос: Какова Ваша оценка вчерашней встречи между лидерами России и КНДР? Какие усилия Россия предпринимает для возобновления шестисторонних переговоров? Могли бы Вы уточнить, шла ли речь о моратории на обогащение урана?

Ответ: Исчерпывающий ответ на все ваши вопросы дал Президент России Д.А.Медведев в ходе своего вчерашнего общения с журналистами в Улан-Удэ. Стенограмма его высказываний и по сути обсуждавшихся проблем, и об оценках российской стороны состоявшихся переговоров с председателем Государственного комитета обороны КНДР размещена на сайте Президента России. О заявлениях самого Ким Чен Ира по шестисторонним переговорам высказывалась и Пресс-секретарь Президента Н.А.Тимакова – ее слова есть на лентах основных информагентств. Мне нечего добавить к словам Президента и его Пресс-секретаря. Предлагаю Вам более внимательно ознакомиться с этими материалами.