4.07.1919:09

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 4 июля 2019 года

Скачать файл

Смотреть это видео на Youtube

 СОДЕРЖАНИЕ

  1. О соболезнованиях в связи с гибелью российских моряков-подводников
  2. О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова со  специальным посланником  Генерального секретаря ООН по Сирии Г.Педерсеном
  3. Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в неформальной министерской встрече ОБСЕ
  4. О проведении памятных мероприятий в честь добровольцев-ополченцев НКИД СССР
  5. О начале выдачи электронных виз иностранным гражданам для посещения Калининградской области
  6. В связи с сообщениями о превышении Ираном установленных СВПД пределов по запасам урана
  7. О развитии ситуации в Ливии
  8. О выражении протеста японской стороне по поводу изображения южных Курильских островов как территории Японии в материалах, использовавшихся для освещения саммита «Группы двадцати» в г.Осаке
  9. О презентации Всемирного доклада о наркотиках
  10. О ситуации с обеспечением безопасности журналистов на Украине
  11. О российских СМИ в докладе немецкой контрразведки
  12. О новых информационных вбросах по инциденту в Солсбери
  13. О заявлении вице-президента «Фейсбука» Н.Клегга об отсутствии у компании доказательств влияния России на референдум по «Брэкзиту»
  14. О дискриминации российских и русскоязычных СМИ в Литве
  15. О пресс-конференции Председателя Попечительского совета РВИО С.Б.Иванова
  16. О VI форуме молодых дипломатов евразийских государств

 Из ответов на вопросы:

  1.  О приостановке действия ДРСМД
  2.  О реакции стран НАТО на обращение ОДКБ по вопросу  соблюдения ДРСМД
  3.  О возможности обсуждения нагорно-карабахского конфликта на предстоящей встрече министров ОБСЕ в Словакии
  4. О российско-японских отношениях
  5. О намерении США вывести войска из Сирии
  6.  О процессе создания квазигосударства на восточном берегу Евфрата
  7.  Об инициативе голландских парламентариев создать гибридный трибунал для иностранных террористов-боевиков в Сирии и Ираке
  8.  О составе Конституционного комитета Сирии
  9.  О запрете властей Косово на въезд всем официальным лицам Сербии
  10.  О выплате задолженности Совету Европы по взносам за 2017-2018 гг.
  11.  Об урегулировании на Корейском полуострове
  12.  О встрече Посла России в Армении С.П.Копыркина с представителями т.н. «Стратегического союза Армения – Арцах»
  13.  О ситуации вокруг летчика К.В.Ярошенко
  14. О ситуации с посещением Крыма иностранными туристами
  15. О военно-техническом сотрудничестве России и Китая
  16. О влиянии военного блока Китая и КНДР на ситуацию в регионе
  17. О «цифровом терроризме»
  18. О роли России в предотвращении конфликта в регионе, который может быть спровоцирован действиями США в отношении Ирана
  19. О нынешнем состоянии отношений России и Святого Престола
  20. О предложении России по украинским морякам

 

 

 

О соболезнованиях в связи с гибелью российских моряков-подводников

 

По линии МИД России и наших посольств мы получили и продолжаем получать как по официальным каналам, так и от простых граждан зарубежных государств соболезнования в связи с трагическим инцидентом в Баренцевом море, жертвами которого стали 14 российских моряков-подводников. Эта трагедия для родных и близких погибших. Эта невосполнимая утрата для нашей страны.

Со своей стороны позвольте также выразить глубочайшие соболезнования родным наших моряков. 

Все письма с соболезнованиями будут переданы нашим коллегам военным. Это будет делаться оперативно. 

К оглавлению

 

О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова со  специальным посланником  Генерального секретаря ООН по Сирии Г.Педерсеном

 

5 июля Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии Г.Педерсена. В ходе предстоящих консультаций предполагается обсудить весь комплекс вопросов сирийского урегулирования, включая текущую ситуацию «на земле» с учетом необходимости продолжать борьбу с террористами, задачи оказания гуманитарного содействия с акцентом на создание надлежащих условий для возвращающихся сирийских беженцев и ВПЛ. Кроме того, планируется подробно рассмотреть проблематику политического урегулирования, прежде всего завершения процесса формирования и запуска Конституционного комитета, который позволит дать старт прямому диалогу между сирийцами, как это предусмотрено резолюцией 2254 СБ ООН и решениями Конгресса сирийского национального диалога (КСНД) в Сочи.

Более подробная информация будет размещена на официальном сайте МИД России по итогам упомянутых переговоров.

К оглавлению

 

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в неформальной министерской встрече ОБСЕ

 

8-9 июля Министр иностранных дел России С.В.Лавров примет участие в неформальной министерской встрече государств-участников ОБСЕ в словацких Высоких Татрах. Мероприятие проводится по инициативе Действующего председателя ОБСЕ, Министра иностранных дел Словакии М.Лайчака. На встрече не планируется принятие каких-либо документов. Она нацелена на обмен мнениями о состоянии дел в зоне ответственности ОБСЕ и подготовку официального заседания Совета министров (СМИД) Организации в Братиславе 5-6 декабря.

Рассчитываем на откровенный, без политизации, разговор по насущным вопросам общеевропейской повестки дня. Ожидаем, что дискуссия послужит снижению военно-политической напряжённости в Евроатлантике, будет способствовать активизации усилий в борьбе с транснациональными угрозами, придаст импульс урегулированию конфликтов, прежде всего на востоке Украины, а также сблизит позиции государств по актуальным вопросам экономического и гуманитарного сотрудничества.

«На полях» неформальной встречи в Высоких Татрах запланированы двусторонние контакты Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с руководством ОБСЕ и министрами ряда государств-участников. Сейчас график таких встреч выстраивается. Могу сказать, что подтверждены контакты с министрами иностранных дел Казахстана, Финляндии, Андорры. Как только остальные контакты будут согласованы вы также о них узнаете.    

К оглавлению

 

О проведении памятных мероприятий в честь добровольцев-ополченцев НКИД СССР

 

Завтра, 5 июля состоится торжественная акция в память о сотрудниках Наркомата иностранных дел СССР, которые 5 июля 1941 г. добровольно вступили в народное ополчение. В честь этого события 10 февраля 2014 г. на бывшем здании Наркоминдел СССР на ул.Кузнецкий мост, 21/5 было установлено мемориальное панно.

Наши коллеги героически приняли участие в тяжёлых сражениях против немецко-фашистских захватчиков в составе 6-й дивизии московских ополченцев на Смоленщине, в ходе которых почти все они погибли.

В акции примет участие руководство Министерства, в частности, заместитель Министра иностранных дел России А.А.Панкин, представители Совета ветеранов, Ассоциации российских дипломатов, Совета молодых дипломатов МИД России и другие сотрудники ведомства.

Приглашаем всех желающих почтить память героев.

К оглавлению

 

О начале выдачи электронных виз иностранным гражданам для посещения Калининградской области

 

На прошлом брифинге мой коллега достаточно подробно анонсировал введение с 1 июля электронных виз для иностранных граждан, которые желают посетить Калининградскую область. Соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации вступило в силу. Сегодня на официальном сайте МИД России опубликован полный список из 53 государств, граждане которых могут воспользоваться замечательной возможностью познакомиться или же вновь насладиться красотой самого западного региона России. Поверьте, посмотреть есть на что.

Добро пожаловать!

По сообщениям информагентств я видела, что такой возможностью – оформлением электронной визы – сегодня уже воспользовались. 

К оглавлению

 

В связи с сообщениями о превышении Ираном установленных СВПД пределов по запасам урана

 

Российская сторона внимательно следит за ситуацией вокруг СВПД, в том числе применительно к реализации его положений, которые касаются параметров иранской ядерной программы.

МАГАТЭ зафиксировало 1 июля некоторое превышение Тегераном установленных СВПД пределов по запасам низкообогащённого урана и  сугубо в фактологическом ключе уведомило об этом членов Совета управляющих Агентства. Все работы, проводимые иранской стороной, по-прежнему находятся под полным контролем МАГАТЭ. Никаких озабоченностей с точки зрения ядерного нераспространения в этой связи не возникает. Надеемся, что Тегеран и впредь будет ответственно подходить к выполнению своего Соглашения о всеобъемлющих гарантиях и Дополнительного протокола к нему.

В случае с предельными запасами урана речь идёт о добровольных обязательствах, которые иранская сторона посчитала возможным взять на себя при заключении в 2015 г. т.н. «ядерной сделки». То, что оговорённый в СВПД порог оказался превышен, вызывает сожаление. Однако это обстоятельство должно восприниматься в качестве естественного следствия всех тех событий, которые ему предшествовали. Подробно на эту тему высказывался на днях Министр иностранных дел России С.В.Лавров в ходе пресс-конференции.

Хотела бы отметить еще раз, речь идёт об американских санкциях против Ирана, которые сделали невозможным выполнение иранской стороной обязательств по СВПД. Иран давно предупреждал, что превышение станет неизбежным.

Считаем, что всем вовлечённым сторонам необходимо сейчас действовать, исходя из интересов сохранения СВПД, ни в коем случае ничего не драматизировать и сосредоточиться на совместных действиях по   стабилизации обстановки вокруг СВПД в свете тех усилий, которые были предприняты на заседании Совместной комиссии СВПД 28 июня в Вене. В их числе – проработка практических мер, которые позволили бы Ирану экспортировать низкообогащённый уран и тяжёлую воду, невзирая на санкции США.

Требуются последовательные и настойчивые действия Совместной комиссии по сохранению и продолжению всесторонней реализации СВПД.

К оглавлению

 

О развитии ситуации в Ливии

 

Из Ливии продолжают поступать тревожные вести. Бои вокруг Триполи приняли затяжной характер. Растет число убитых и раненых, внутренне перемещенных лиц. Сообщается, что в результате авиаудара по лагерю нелегальных мигрантов в окрестностях столицы, по меньшей мере, 56 человек убито и более 130 ранено. Обстоятельства выясняются.

К сожалению, несмотря на призывы международного сообщества, враждующие стороны не демонстрируют готовности отказаться от вооруженной конфронтации и сесть за стол переговоров.

Считаем, что в складывающейся ситуации на передний план выдвигается задача прекратить кровопролитие, чреватое сползанием страны в полномасштабную гражданскую войну.

Подтверждаем принципиальную позицию в пользу мирного урегулирования ливийского кризиса, опираясь на те конструктивные заделы, которые были созданы на этом пути при посредничестве спецпредставителя Генсекретаря ООН Г.Саляме.

Междоусобица и вакуум власти в Ливии создают благоприятную среду для активности различного рода террористических группировок, которые участили свои преступные вылазки.

Покончить с ними возможно лишь скоординированными усилиями всех национально-патриотических сил как на западе, так и востоке страны.

Исходим из насущной необходимости установления режима прекращения огня. Призываем ливийские военно-политические силы вступить в диалог и принять меры по восстановлению инклюзивного политического процесса с конечной целью преодоления раскола страны и формированию единых эффективных государственных институтов, способных вернуть мир и процветание на ливийскую землю.

Россия оказывала и готова оказывать этому посильную помощь совместно со всеми заинтересованными международными сторонами. В очередной раз подчеркиваем востребованность четкой скоординированной позиции мирового сообщества против продолжения силового противоборства в Ливии и в пользу скорейшего достижения национального примирения при содействии ООН.

К оглавлению

 

О выражении протеста японской стороне по поводу изображения южных Курильских островов как территории Японии в материалах, использовавшихся для освещения саммита «Группы двадцати» в г.Осаке

 

2 июля в МИД России дипломату Посольства Японии в Российской Федерации была вручена нота с выражением протеста по поводу использования японской стороной в освещении саммита «Группы двадцати» 28-29 июня в г.Осаке материалов, в том числе аудиовизуальных, в которых южные Курильские острова Российской Федерации обозначены как территория Японии.

В ноте указывается на злоупотребление японской стороной функциями председателя «Группы двадцати» в целях продвижения необоснованных территориальных притязаний к нашей стране, противоречащих соответствующим документам, закрепляющим итоги Второй мировой войны, в том числе Уставу ООН.

Вынуждены отметить, что подобные действия идут вразрез с неоднократно декларировавшимся Премьер-министром Японии С.Абэ намерением воздерживаться от шагов, способных нанести ущерб политической позиции другой стороны и в целом отрицательно сказаться на атмосфере российско-японских отношений. Об этом была уведомлена японская сторона.

К оглавлению

 

О презентации Всемирного доклада о наркотиках

 

26 июня, в Международный день по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом на трех ооновских площадках – в Вене, Нью-Йорке и Женеве – состоялась презентация очередного издания Всемирного доклада о наркотиках.

В подготовленном Управлением ООН по наркотикам и преступности докладе констатируется увеличение смертности в результате потребления наркотиков, выход на очередные рекордные показатели при производстве опия и кокаина, а также рост экспансии синтетических наркотиков.

Особняком в докладе стоит каннабисная проблематика. В частности, фиксируются негативные последствия от легализации немедицинского применения каннабиса в Канаде, Уругвае и отдельных штатах США. Коммерческие компании в этих странах стремятся к увеличению прибыли от продаж рекреационной марихуаны, а не руководствуются соображениями здоровья и благополучия населения. При этом теневой рынок не ликвидирован и продолжает процветать. Широкая доступность наркотиков привела к резкому росту злоупотреблений, особенно среди молодежи.

Эти экспертные выводы напрямую подтверждают предупреждения, озвученные Министром иностранных дел России С.В.Лавровым на состоявшейся в марте текущего года в Вене 62-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам о том, что «легализация в ряде стран каннабиса для употребления в рекреационных целях – это прямая дорога в «наркотический ад».

Россия совместно со своими союзниками и единомышленниками намерена и впредь четко следовать курсу на укрепление межгосударственного антинаркотического механизма, основанного на трех профильных конвенциях ООН. Наша конечная цель – построение мира, свободного от наркотиков, а не мира, терпимого к наркотикам. И мы настроены твердо и настойчиво продвигаться по этому маршруту.

К оглавлению

 

О ситуации с обеспечением безопасности журналистов на Украине

 

За последние несколько дней представители российских СМИ дважды подвергались обстрелам ВСУ в районе Донецка. 2 июля съемочная группа корреспондента ВГТРК А.Руденко попала под минометный огонь украинских силовиков возле посёлка Александровка. Журналисты собирались снять сюжет о последствиях ночного и утренних обстрелов ВСУ. Только по счастливой случайности никто из группы не пострадал. Чуть ранее, 27 июня, на западной окраине Донецка три журналиста, включая  фотокорреспондента МИА «Россия сегодня» также попали под обстрел украинской армии.

Требуем от украинских властей выполнения своих обязательств по обеспечению безопасности представителей СМИ. Напоминаем, что только Киев несет полную ответственность за жизнь и здоровье журналистов на территории Украины.

Вчера Подольский суд Киева в очередной раз продлил срок пребывания в СИЗО К.Вышинского, арестованного на Украине по нелепому обвинению в государственной измене, отложив рассмотрение дела до 15 июля. Как вам известно, он пострадал из-за того, что профессионально выполнял свои функциональные обязанности, причем в полном соответствии с законами Украины и в рамках совершенно открытой редакционной политики.

Хотела бы привлечь ваше внимание к комментариям, которые вчера сделал сам К.Вышинский в ходе т.н. процесса. Это чуть больше двух минут. Настоятельно советую вам послушать и вслушаться в то, что он говорит.

Мы чуть ли не еженедельно привлекали внимание к этой теме. Он уже больше года находится «в застенках». Еще раз повторю, не только его коллеги не понимают о чем в принципе этот процесс, если говорить об обвинениях, но уже и сами украинские прокуроры не понимают. Именно об этом они заявили, когда попросили об очередной отсрочке. Им, оказывается, теперь нужно ознакомиться с делами и материалами. Я бы назвала это цирком, но это уже переходит границы разумного. Эта страшная дискриминация представителей СМИ, унижение журналиста и самой Украины, о чем вчера говорил К.Вышинский. Это, конечно, требует пристального внимания международного сообщества.

Киев, несмотря на консолидированное мнение мировых экспертов, последовательно игнорирует призывы освободить К.Вышинского, не обращая внимания на заявления представителя ОБСЕ по свободе СМИ А.Дезира. Еще раз хотела бы повторить, что МИД России сделал эту тему одной из центральных при комментариях и обзоре ситуации со свободой слова, правами журналистов. Будем и дальше работать с профильными международными структурами с тем, чтобы не ослаблять давление на украинские власти и вернуть их в правовое русло.

К оглавлению

 

О российских СМИ в докладе немецкой контрразведки

 

Обратили внимание на недавно опубликованный доклад, подготовленный немецкой контрразведкой, в котором содержится ряд обвинений в адрес России. Помимо утверждений о том, что российские спецслужбы якобы активно проводят шпионаж на территории Германии, в частности, большой раздел в документе посвящен влиянию российских СМИ на немецкое общественное мнение.

Например, информагентство «Спутник» и телеканал «Раша Тудэй-Дойч» обвиняются в «распространении пропаганды и дезинформации». Отмечается, что российское государство увеличивает свое медийное присутствие в Германии. Мне кажется, в этом же докладе можно было бы отменить, как Германия увеличивает свое информационное присутствие в мире и на территории России, увеличивает бюджеты своих СМИ, которые дотируются за счет государства, но почему-то на это времени, видимо, не нашлось у немецкой контрразведки. В докладе говорится, что государственные компании России якобы маскируются под независимые СМИ, чтобы завуалировать свою принадлежность к российскому государству и тонко повлиять на общественность.

Доклад переполнен подобными безапелляционными заявлениями, которые, как под копирку, совпадают с мнением того же самого Союза журналистов Германии. Очень интересное совпадение. Мне кажется, выражения и слова использованы одни и те же. Это уже не впечатление, а устойчивое ощущение, что Союз журналистов Германии, который на протяжении года нападал на упомянутый в докладе контрразведки ФРГ «Спутник» и «Раша Тудэй» пользовался методичками той же самой контрразведки ФРГ.  

Все заявления в докладе сделаны без какого-либо представления доказательств, фактов. Все заявления и обвинения сделаны бездоказательно. Выводы же при этом делаются однозначные: например, реакцию российских СМИ на многочисленные инсинуации Лондона вокруг «дела Скрипалей» называют «международной российской кампанией». Кто начинал эту кампанию? Кто выступал в Парламенте Великобритании? Кто каждый день снабжает британские СМИ утечками из британских же официальных и государственных учреждений и органов? Российские СМИ? Может быть МИД России? Может быть российские спецслужбы? Конечно, нет. Этот вопрос, эта тема и кампания, конечно же, британская. Но в докладе она называется почему-то российской. В этой якобы международной российской кампании «Раша Тудей-Дойч» и «Спутник», по мнению немецкой контрразведки, «должны были отвлечь внимание от подозрений и посеять в них сомнения». Это уже за гранью. Какой-то нонсенс, абсурд. Вопрос к той же самой контрразведке Германии: А у нее-то есть понимание, что произошло в Солсбери и Эймсбери?  Если такое понимание есть, оно должно быть основано на фактах. В таком докладе было бы вполне уместно хотя бы что-то привести из аргументации, хотя бы в поддержку позиции Лондона, а не вновь обвинять российские СМИ во всех мировых бедах.

На самом деле британская версия расследования настолько несостоятельна, что сомнения рождаются сами собой и не у российских СМИ, а у общественности и людей, которые не получают ответы на самые элементарные вопросы, которые возникают у любого думающего человека. 

По сути, авторы доклада отказывают аудитории в критическом мышлении и буквально навязывают ей точку зрения официального Лондона. А где же альтернатива? А где же различные точки зрения? Где же плюрализм? Где же та самая демократия, которой нас только учили? Точка зрения на события в Солсбери, по мнению контрразведки ФРГ, должна быть одна и британская, сформированная не просто на основе мнений экспертов (причем у самих британских экспертов различные точки зрения по этому поводу). Даже если сопоставить продукцию британских СМИ и экспертов: статьи, фильмы, документалистику (назовем это так, хотя это больше похоже на фэнтези или публицистику) – даже в них количество версий зашкаливает. Но это, к сожалению, не от того, что британская сторона активно снабжает официальной информацией, как раз все дело в том, что официальной информации нет. Мы имеем дело как и эксперты в Германии с механизмом управляемых утечек. Именно этим страшным явлением сегодняшнего медийного пространства и нужно посвящать доклады, а не легальной, нормальной, адекватной работе журналистов.  

Но и это еще не всё. Официальный Берлин не только не спешит поделиться какой-либо доказательной базой, но и пытается при этом избежать публичного обсуждения всех своих выдвинутых тезисов. Когда во время официальной пресс-конференции корреспондентка «Раптли» задала уточняющий вопрос Министру внутренних дел ФРГ Х.Зеехоферу относительно доклада, ее хотели лишить слова под предлогом того, что она не была зарегистрирована на мероприятии. В итоге сотруднице «Раптли» пришлось предъявить соответствующее удостоверение, и только после этого ей разрешили продолжить задавать вопрос.

Воспринимаем эту ситуацию как очередной эпизод дискриминации российских журналистов и вообще журналистов в целом в Германии, а упомянутый доклад – в качестве очередного этапа нагнетания атмосферы вражды и «токсичности» вокруг российских СМИ, которые официальный Берлин усиленно превращает в угрозу в глазах местной аудитории.

Считаем такую политику неприемлемой и нарушающей основополагающие принципы свободы СМИ и выражения мнений. Призываем обратить внимание на эту ситуацию профильные международные структуры и правозащитные НПО, прежде всего, Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ А.Дезира.

Выбранные места из этого доклада, посвященные российским СМИ, будут приобщены к тем материалам, которые мы направляем в международные организации. Это наглядное свидетельство того, как на территории другого государства формируется агрессивное отношение к представителям СМИ. Делается это руками спецслужб.

К оглавлению

 

О новых информационных вбросах по инциденту в Солсбери

 

Обратили внимание на очередную публикацию «Би-Би-Си» по т.н. «делу Скрипалей». Информвброс был приурочен к встрече Президента России В.В.Путина и Премьер-министра Великобритании Т.Мэй «на полях» саммита «Группы двадцати» в  Осаке. В основе – новая порция т.н. «расследований» небезызвестной «Беллингкэт», а также и материалы корреспондента «Би-Би-Си». В эту драму вводится новый герой – некий высокопоставленный сотрудник российских спецслужб (даже называется звание), который якобы и руководил операцией. Естественно о доказательной базе, которая действительно могла быть взята за какую-то основу, речи не идет.     

Мало того, Скотланд-Ярд официально заявил о том, что намерен воздержаться от комментариев на основании того, что указанная информация «относится к незавершенному расследованию, идущему по нескольким направлениям, включая выявление новых подозреваемых». Только один вопрос. Как быть с теми материалами, которые были предоставлены в рамках этого вброса, которые явно не могли быть получены корреспондентами законным путем? Либо эти корреспонденты занимались некой хакерской деятельностью, либо они получили эти материалы от соответствующих служб, которые потом отказываются от официальных комментариев. Конечно, здесь уже абсолютно точно видна рука, которая управляла т.н. журналистами или расследованием «Бэллингкэт» и «Би-Би-Си». Других вариантов нет, об этом говорит набор технических средств и данных, доступ к которым законным путем, как я уже сказала, только с соответствующей санкции.         

У меня есть предложение, наконец, попросить тех, кто стоит за этими публикациями и тех, кто непосредственно предлагает их нашему вниманию: перестаньте сочинять детективные истории, ответьте на банальные вопросы, потому что «белых пятен» в этой истории слишком много. Мы до сих не знаем, куда ездили Скрипали утром 4 марта, почему выключили свои мобильные телефоны, возвращались ли они домой. Совершенно непонятно, почему на месте происшествия оказалась главная медсестра британских сухопутных войск, а в окружном госпитале Солсбери дежурил персонал, обладающий специфической профессиональной подготовкой, необходимой для лечения пострадавших от острых химических отравлений. Вызывает недоумение и вопрос, на который мы ждем ответа, почему британская сторона упорно отказывается передать записи с камер наружного наблюдения дома Скрипалей, отказывает в предоставлении к ним консульского доступа. Совершенно неясно. Было бы неплохо, если бы вместо этих вбросов, утечек и бесконечной фальсификации данными, также «Бэллингкэт» ответил на вопрос: На каком основании власти Великобритании самовольно установили вокруг Скрипалей «информационную блокаду»? Почему больше года мы не имеем возможности (и они, кстати, не имеют возможности) никаким образом пообщаться с людьми, о которых сказано так много? Почему этим людям отказано в представлении собственной позиции? Им просто запрещено общаться с журналистами и давать какие-либо интервью.

Хотела бы напомнить, официальный Лондон отказывается от какого-либо сотрудничества с российскими компетентными органами по расследованию покушения на жизни Сергея и Юлии Скрипалей. Российская позиция относительно предоставления исчерпывающей информации о ходе расследования, предоставления доступа на основе Венской конвенции 1963 г. о консульских сношениях остается в силе.

К оглавлению

 

О заявлении вице-президента «Фейсбука» Н.Клегга об отсутствии у компании доказательств влияния России на референдум по «Брэкзиту»

 

На фоне непрекращающихся обвинений в киберугрозе со стороны России, а также российском вмешательстве чуть ли ни во все избирательные процессы в мире обратили внимание на интервью вице-президента «Фейсбука» Н.Клегга «Би-Би-Си». В нем он отметил, что были проведены два полноформатных исследования баз данных социальной сети за период, предшествовавший «Брэкзиту», а также в день самого голосования. В результате не удалось выявить активности, повлиявшей на ход референдума.

Надо отметить, что противники «Брэкзита» уже не раз искали следы Москвы, «руку Кремля», вовлеченности России в результаты голосования 2016 г., но так их и не нашли. К этой теме бесконечно пытаются вернуться. Я думаю, что это во многом проливающее свет на истину интервью можно было бы взять в качестве примера. 

К оглавлению

 

О дискриминации российских и русскоязычных СМИ в Литве

 

Власти Литвы продолжают идти по пути ущемления прав СМИ.

На днях местный медиарегулятор (Комиссия по радио и телевидению Литвы), наделенный полномочиями по ограничению вещания телеканалов на срок до 72 часов в случае серьезных нарушений, якобы представляющих угрозу национальной безопасности, принял решение о блокировке семи Интернет-сайтов, транслирующих в основном русскоязычную продукцию. Поводом послужило неуведомление данными Интернет-порталами регулятора о начале своей деятельности. Это уже не первый раз, когда под запрет под надуманными предлогами попадают русскоязычные информационные ресурсы. Напомню, в мае 2018 г. на аналогичном основании регулятором был заблокирован доступ к шести сайтам, транслировавшим в том числе российский контент.

Более того, с 1 июля в стране вступили в силу требования к телевизионным вещательным компаниям ограничить объем транслируемой иностранный продукции «не на официальных языках Евросоюза». Это тотальная дискриминация. Литовский медиарегулятор уже поспешил отчитаться об «успехах» на данном направлении, опубликовав пресс-релиз, в котором, в частности, говорится, что в 2018-2019 гг. продолжительность вещания российских телерадиопередач сократилась более чем на 20 часов. Такая дискриминационная антидемократическая мера вызвала ликование у ряда литовских парламентариев, а известный своими русофобскими настроениями представитель партии «Союз отечества – христианские демократы Литвы» Л.Касчюнас и вовсе заявил, что «последовательные шаги в деле борьбы с российской пропагандой закрепят эту тенденцию».

Таким образом, официальный Вильнюс продолжает политику откровенной дискриминации российских и русскоязычных медиа и совершенно открыто предпринимает шаги по зачистке информационного пространства, грубо нарушающие основополагающие принципы международного права в части, касающейся свободы выражения мнения и равного доступа к информации.

Призываем к реакции профильные международные структуры, прежде всего Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, а также правозащитные НПО. Кроме того, хотелось бы услышать оценки из Брюсселя на предмет того, насколько такое откровенное издевательство Литвы над свободой слова и СМИ свидетельствует о приверженности общеевропейским демократическим ценностям этого государства, которыми так гордятся в Евросоюзе.  

К оглавлению

 

О пресс-конференции Председателя Попечительского совета РВИО С.Б.Иванова

 

4 июля  в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция Председателя Попечительского совета Российского военно-исторического общества (РВИО) С.Б.Иванова на тему: «К 80-летию начала Второй мировой войны: от Версаля до Глейвица». Он акцентировал внимание на предпосылках, причинах и обстоятельствах начала Второй мировой войны. В ходе пресс-конференции С.Б.Иванов подчеркнул значение Мюнхенского сговора 1938 г. в контексте усилий Лондона и Парижа канализировать агрессию Гитлера на Восток, напомнил о неприглядной роли Польши в событиях, предшествовавших началу Второй мировой войны. Также С.Б.Иванов подробно разъяснил ряд спорных моментов, касающихся Договора о ненападении между Германией и СССР 1939 года. В том числе, он подчеркнул, что подписание этого документа диктовалось необходимостью обеспечить национальные интересы и безопасность Советского Союза, не допустить войны на два фронта – одновременно против Германии и Японии.

Хотела бы также обратить ваше внимание, что материалы пресс-конференции доступны на сайте МИА «Россия сегодня», также на этом сайте размещены документы той эпохи из архива МИД России, которые будут опубликованы и на официальных аккаунтах Министерства.

К оглавлению

 

О VI форуме молодых дипломатов евразийских государств

 

10-11 июля в Центре международной торговли состоится VI форум молодых дипломатов евразийских государств. Тема: «Интеграционные процессы на Евразийском пространстве в 2014-2019 гг.: итоги и перспективы».

Это очень удачная, интересная и функциональная дискуссионная площадка для неформального общения молодых специалистов – представителей внешнеполитических ведомств государств СНГ и «большой» Евразии. Общее число представленных на Форуме государств – 15.

Шестой Форум «Евразия» посвящен интеграционным процессам на евразийском пространстве. Особенностью встречи являются специальные тематические секции с участием представителей Евразийской экономической комиссии, экспертного сообщества, а также молодых дипломатов из стран-наблюдателей СНГ, государств АТР, заключивших с Россией соглашения о создании зон свободной торговли.

В рамках двухдневной работы планируются встречи с видными общественно-политическими деятелями, представителями руководства МИД России, Федерального Собрания Российской Федерации, российских бизнес- и научных кругов.

Хотела бы напомнить, что такая  работа проводится СМД МИД России в рамках новой разрабатываемой концепции «горизонтальной» дипломатии, которая подразумевает взаимодействие между молодыми дипломатами по всему миру.

По итогам встреч планируется принять документ, закрепляющий «дорожную карту» работы сотрудников внешнеполитических ведомств государств Евразии на 2019-2020 гг., в том числе создание Ассоциации молодых дипломатов Евразийского экономического союза, заключение соглашений с аналогичными СМД структурами в партнёрских внешнеполитических ведомствах.

Приглашаем представителей СМИ в 9:30 10 июля и 11 июля.

Аккредитация на мероприятие до 15:00 8 июля (Вера Павлова +7-965-107- 85-09).

К оглавлению

 

Из ответов на вопросы...

Вопрос: Вчера стало известно, что Президент России В.В.Путин подписал указ о приостановке действия ДРСМД. Генеральный секретарь НАТО Й.Столтенберг объявил о согласовании политических и военных мер в случае прекращения действия Договора. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию вокруг ДРСМД с учетом перспектив ее завтрашнего обсуждения на заседании Совета Россия-НАТО.

Ответ: Мне кажется, мы комментируем эту тему на всех уровнях по нескольку раз на дню. Вопросов от этого меньше не становится. В таком же режиме в основном в американской, но и в европейской прессе появляются материалы, в которых содержится прямое обвинение нашей страны в якобы развале этого Договора. На самом деле, всё с точностью до наоборот. К сожалению, разваливают Договор США и делают это под надуманными предлогами вместо того, чтобы заниматься совместным профессиональным разбором претензий, носящих обоюдный, встречный характер.

Все обвинения в адрес России, поддержанные некоторыми европейскими союзниками Вашингтона, абсолютно беспочвенны. Мы проводили пресс-конференции, брифинги, практические выездные семинары, где можно было не только послушать, но и «потрогать» российскую аргументацию. Увы, многие союзники Вашингтона с ним во главе игнорировали эти мероприятия и продолжают заниматься публичным нападением на нас в информационной среде по этой теме.

Я хотела бы отметить, что России по-прежнему не предоставлены никакие реальные доказательства наших нарушений Договора. США отвергли российские инициативы по взаимным мерам транспарентности и предпочли избавиться от этого соглашения, ограничивающего их в выборе средств военного давления на оппонентов. Помимо России это, прежде всего, Китай, которого в Вашингтоне воспринимают как долгосрочного геополитического конкурента – так зафиксировано в основополагающих документах США по вопросам национальной безопасности.

Со своей стороны предприняли всё возможное для спасения ДРСМД. Предложили Вашингтону набор конкретных, вполне реалистичных мер, которые вели бы к снятию имеющихся у сторон озабоченностей на основе взаимной транспарентности. Однако наши инициативы были сразу отвергнуты практически без какого-либо глубокого изучения, включая саму идею взаимности. Несмотря на немотивированный и контрпродуктивный отказ Вашингтона, 23 января с.г. российская сторона провела показ и брифинг по так беспокоящей США и НАТО ракете для представителей всех заинтересованных стран. Эта беспрецедентная мера выходит далеко за рамки наших обязательств по ДРСМД. Это было наше добровольное дружеское предложение к нормальному взаимоуважительному диалогу. Специалисты Министерства обороны России предоставили исчерпывающую информацию для того, чтобы зарубежные эксперты могли составить собственное непредвзятое мнение о реальных характеристиках российской ракеты. Однако почти все страны НАТО отказались от участия в данном мероприятии. Сделали они это недобровольно, под нажимом Вашингтона.

США давно приступили к разработке новых ракет средней дальности. Мы будем вынуждены предпринять меры, о чем неоднократно говорило российское руководство, для поддержания баланса сил, если американцы пойдут по пути их развертывания. Однако мы не станем размещать свои наземные РСМД, когда они будут созданы, до тех пор, пока в соответствующих регионах не появятся американские ракеты аналогичного класса. Считаем это важным проявлением доброй воли. Делаем все для поддержания предсказуемости и сохранения возможностей продолжить диалог, когда и если до этого «дозреют» в Вашингтоне.

К оглавлению

Вопрос: ОДКБ направила странам НАТО обращение по вопросу  соблюдения ДРСМД. Последовала ли какая-то реакция?

Ответ: Действительно, такой документ был передан. Это было сделано по всем возможным каналам, но, к сожалению, реакции пока не последовало.

С учетом многочисленных вопросов относительно возможных контактов с американцами по этой теме:  17-18 июля в Женеве состоится встреча заместителя Министра иностранных дел России С.А.Рябкова и заместителя Государственного секретаря США А.Томпсон по широкому кругу вопросов стратегической стабильности в рамках очередного раунда т.н. стратегического диалога. Российский замминдел возглавит межведомственную делегацию. Хотела бы также обратить ваше внимание на его развернутое, очень подробное и обстоятельное интервью газете «Известия», где тема ДРСМД дополнительно освещена.

К оглавлению

Вопрос: На предстоящей встрече министров ОБСЕ в Словакии будут обсуждаться вопросы, связанные с укреплением безопасности в зоне ответственности Организации. Можно ли ожидать, что будут затронуты конфликты на постсоветском пространстве, в частности, нагорно-карабахский конфликт. В этой связи недавно сопредседатели Минской группы ОБСЕ провели встречу с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана в Вашингтоне, которая была одобрена действующим Председателем ОБСЕ М.Лайчаком. Будет ли продолжен этот диалог, который активизировался в последнее время?

Ответ: Я считаю, что мы должны в данном случае предоставить слово хозяевам этого мероприятия и непосредственно ОБСЕ. Мне кажется, будет правильным, чтобы представители ОБСЕ ответили на вопрос относительно того, какие темы будут выделены в качестве приоритетных. Со своей стороны могу сказать, что все темы, которые находятся на повестке ОБСЕ с учетом уровня министров иностранных дел, будут отражены и будут обсуждаться как в многостороннем, так и в других форматах.

К оглавлению

Вопрос: Несмотря на упомянутую Вами провокацию японской стороны в Осаке, мирный договор между Россией и Японией обсуждается? Рассматривается ли в этом мирном договоре обязательное удаление военных баз США с территории Японии?

Ответ: Мы договорились с японскими коллегами не комментировать ход обсуждения именно для того, чтобы не давать почвы для дальнейших провокаций. Просим уважать эту договоренность и хочу обратить внимание, что со своей стороны мы ее неукоснительно соблюдаем.

К оглавлению

Вопрос: США заявили о своем намерении вывести войска из Сирии. Фиксируете ли Вы прогресс на этом направлении?

Ответ: Даже не знаю, как ответить на вопрос, фиксируем ли мы прогресс, учитывая, что сложно сказать, – бывает ли в хаосе прогресс. Мы слышали огромное количество заявлений относительно позиций США по выводу войск с территории Сирии, и они были различными. Самое смешное, что потом США в различных форматах, как в публичных, так и «закадрово», обвиняли нас в том, что мы пытаемся чуть ли спекулировать на различиях в подходах и позициях в американском истеблишменте и в частности среди официальных лиц. Мы ничего такого не делаем. Мы действительно пытаемся понять логику действий хотя бы на ближайшую перспективу по конкретному вопросу – вывода или невывода американских войск с территории Сирии.

Если отвечать четко на Ваш вопрос, то мы не фиксируем прогресс, просто потому что его можно зафиксировать, если ты понимаешь логику действий и можешь также опереться на официальную позицию. Нет четкой официальной позиции, которая бы говорила о сроках, количественных параметрах или других важных в данном случае нюансах. Соответственно, ни о каком прогрессе говорить не приходится.

К оглавлению

Вопрос: Считаете ли Вы, что процесс создания квазигосударства на восточном берегу Евфрата стал уже необратимым?

Ответ: На этот вопрос очень подробно отвечал С.В.Лавров. Мне, честно говоря, добавить к нашему подходу нечего. Могу дать его цитату. Речь идет о необратимости нашего подхода к тому, что Сирия является суверенным государством, любые территориальные эксперименты, а уж тем более попытки разорвать ее на части – недопустимы. О необратимости российской позиции могу сказать с уверенностью. Думаю, что это тоже ответ на Ваш вопрос.

К оглавлению

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, инициативу голландских парламентариев создать гибридный трибунал для иностранных террористов-боевиков в Сирии и Ираке?

Ответ: Мы уже комментировали эту тему. Идея создания международного антитеррористического трибунала по ИГИЛ не нова, обсуждается не первый месяц. Первопричина появления подобных идей кроется в нежелании ряда европейских стран принимать обратно своих граждан, которые выехали в «горячие точки» и там присоединились к международным террористическим организациям, а также в стремлении переложить ответственность с себя на некие международные структуры, воспринимающиеся на данном этапе в качестве «правовой панацеи». Подчеркиваем, что решение этого вопроса возможно исключительно путем усиления международного сотрудничества, в том числе с действующим Правительством Сирии, учитывая, что большое количество боевиков действовало в последние годы именно там.

При этом также фиксируем и то, что идеологи создания такого трибунала не хотят признавать легитимность Правительства Сирии. Это замкнутый, порочный круг, из него нужно выходить.

В этой связи продолжаем исходить из того, что вопрос об уголовном преследовании боевиков ИГИЛ, которые действовали на территории Сирии, должен решаться в первую очередь в рамках системы сирийского правосудия.

Я обратила внимание на интересные оценки экспертов позиции целого ряда государств. Кажется, речь шла о Франции. В Ираке, Сирии по подозрению в терроризме были арестованы боевики с французским гражданством, приговоренные, в том числе и к смертной казни. Позиция Франции (то, что говорили и писали эксперты) меня поразила. С одной стороны, Правительство этого государства не хочет забирать граждан своей страны во Францию, но с другой стороны, требует, чтобы власти тех стран региона, где они содержатся, не применяли к ним высшую меру наказания, диктуя свою волю в правовом пространстве не своего государства. Это уникальная ситуация. Если ты знаешь, как их судить и по каким законам, – забери к себе граждан своего государства. Но если ты не хочешь брать на себя ответственность за своих граждан и оставляешь их на территории другого государства, наверное, логично было бы делегировать этому государству права решать судьбу людей, которые убивали и совершали террористические акты в отношении граждан этого самого государства.

К оглавлению

Вопрос: Я считаю, что большинство этих женщин и детей не виноваты. Виноваты их мужчины.

Ответ: Замечательная позиция. Могу только глобально разделить Вашу позицию – женщины не виноваты, а виноваты их мужчины. Мне очень это нравится. Считаю, что это политическая платформа.

Если говорить серьезно, то можно много говорить и заниматься философией на этот счет – кто, какую ответственность несет и т.д. Но есть законы, следствие и суд. Только суд на основе закона того или иного государства может установить и степень ответственности, и степень вины. Это относится и к данным случаям. Но философские рассуждения я только приветствую. Но мне кажется, мы все-таки должны разделять философию и процессуальные действия. Хотя одно не заменяет другое и одно должно идти в качестве помощи другому. Если бы Вы написали статью на основе опыта Вашей жизни в регионе, знания культуры и менталитета людей, мне как жительнице другого региона было бы интересно почитать и узнать об упомянутой Вами проблеме. Серьезно, с удовольствием бы почитала.

К оглавлению

Вопрос: Есть ли информация, когда станет известно, кто войдет в состав Конституционного комитета Сирии?

Ответ: Как Вы заметили, я не посвятила Сирии отдельного материала, отметив, что завтра предстоят переговоры С.В.Лаврова и спецпосланника Генсека ООН по Сирии Г.Педерсена. По их итогам мы опубликуем развернутый материал, в котором будет отражен и этот вопрос.

К оглавлению

Вопрос: Власти Косово запретили въезд всем официальным лицам Сербии. Как МИД России оценивает этот шаг?

Ответ: Я видела сообщения со ссылкой на некие источники, каких-то чиновников самопровозглашенных косовских властей, что якобы официальных лиц Сербии не будут пускать посещать Косово.

В данном случае эти заявления – правдивы они или нет, отражают ли чью-то точку зрения в Косово или нет – малозначимы. Мы исходим из неизменной позиции в отношении суверенитета, территориальной целостности Сербии, мирного урегулирования на основе резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, которую никто не отменял. Считаем попытки введения подобных запретов – в теории или на практике – юридически ничтожными, бессмысленными и не способствующими решению имеющихся проблем.

К оглавлению

Вопрос: Будет ли Россия выплачивать задолженность Совету Европы по взносам за 2017-2018 гг.?

Ответ: Как Вы знаете, соответствующий взнос за текущий 2019 г. был внесен. На июньской сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) наши полномочия были подтверждены в полном объеме, без изъятий. Сложились условия для решения вопроса о задолженности перед Советом Европы, соответственно российские обязательства будут выполнены.

К оглавлению

Вопрос: Россия неоднократно заявляла о том, что намерена приложить усилия к денуклеаризации Корейского полуострова. В связи с этим планируется ли пригласить Председателя Государственного совета КНДР Ким Чен Ына на Восточный экономический форум в этом году? Как Россия оценивает встречу лидеров США и КНДР, которая состоялась 30 июня с.г.?

Ответ: Подробный комментарий по второму вопросу опубликован на сайте МИД России 1 июля. Министерство иностранных дел заявило о том, что приветствует проведение встречи Председателя Госсовета КНДР и Президента США 30 июня, по результатам которой была достигнута договоренность активизировать двусторонние контакты на рабочем уровне. Также была подтверждена российская позиция о том, что нормализация отношений между двумя странами, а также между КНДР и Республикой Корея, как это в том числе предусмотрено российско-китайской «дорожной картой», является неотъемлемой составляющей решения ядерной и других проблем Корейского полуострова. Также было заявлено о нашей убежденности, что достижение этой цели требует сопряжения усилий всех вовлеченных государств и закрепления многостороннего характера политико-переговорного процесса.

Продолжаем плотно взаимодействовать с ключевыми партнерами в интересах комплексного урегулирования ситуации в субрегионе.

Что касается приглашений главам государств, то они направляются по линии и решению Администрации Президента.

К оглавлению

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать состоявшуюся 26 июня встречу Посла России в Армении С.П.Копыркина с представителями т.н. «Стратегического союза Армения – Арцах»?

Ответ: Отвечая на Ваш вопрос, могу сказать, что речь идет о рутинных контактах в рамках общения Посла с общественными политическими силами страны пребывания. Еще раз подчеркну, что это его прямые обязанности.

Насколько я понимаю, встреча, которую Вы имеете в виду, была с руководителями Армянской революционной федерации – Дашнакцутюн – одной из старейших политических партий страны. Я также могу подтвердить, что эта беседа была инициирована армянской стороной и затрагивала широкий спектр вопросов. Обсуждалась и тема Нагорного Карабаха, хотя и не была центральной.

Учитывая, что мы видели в прессе соответствующий материал, уточнили и выяснили, что наши дипломаты не были информированы о том, что с руководством этого политического течения придут представители оргкомитета форума «Стратегический союз Армения – Карабах». Но мы люди гостеприимные и вежливые.

Эта встреча не может иметь политической составляющей, которую ей приписывали в прессе. Позиция России по нагорно-карабахскому урегулированию никаким образом не изменилась. Она озвучивается в Москве руководством государства и подтверждается, в том числе на местах, нашими послами и дипломатами. Как Вы знаете, она всегда характеризовалась взвешенностью и сбалансированностью.

Так как эта тема вызвала вопросы, в том числе в медиа-пространстве Азербайджана и у азербайджанской стороны, могу сказать, что в таком же ключе мы проинформировали наших азербайджанских партнеров.

К оглавлению

Вопрос: Есть информация, что Российская Федерация готова обменять лётчика К.В.Ярошенко на американского гражданина, который находится в российской тюрьме. На кого?

Если российская сторона не принимает обвинения в адрес своего гражданина, захваченного на территории третьего государства, будет ли этот обмен равнозначным, учитывая, что те американские граждане, о которых вероятно идёт речь, были пойманы с поличным, и считается, что они – шпионы и разведчики?

Ответ: Мы неоднократно говорили, что всё, что было связано с задержанием К.В.Ярошенко, применяемыми к нему мерами, условиями содержания и отношением вызывает огромное количество вопросов, а в некоторых случаях просто возмущение. Мы неоднократно публично доводили нашу позицию, высказывали американской стороне всё, что думаем по этому поводу, в том числе на уровне руководителей министерств (в нашем случае иностранных дел) и доводили информацию до руководства Госдепартамента.

Понимаю, что речь идёт о высказывании заместителя Министра иностранных дел России С.А.Рябкова, который сказал о возможности такого обмена. Подобные вопросы решаются по двусторонним каналам и обсуждаются не в публичной плоскости, а на уровне экспертов, дипломатов и правовиков. Мы открыты и готовы к такому диалогу.

Вы знаете, какой срок был дан К.В.Ярошенко, и что он уже много лет находится в тюрьме, знаете о состоянии его здоровья. Мы неоднократно говорили о том, что весь процесс, в который он был втянут – от провокативных действий в начале до отношения к нему в тюрьме, – ставит вопрос о законности того, что с ним происходит.

Подытоживая скажу, что возможность обмена существует. Решение принимается по двусторонним каналам. Это не столько публичная риторика, сколько работа экспертов и правовиков.

К оглавлению

Вопрос: Запад чинит препятствия своим гражданам в посещении Крыма, считая его оккупированной территорией. Было бы актуальным облегчение визового режима в Крыму на этом фоне?

Ответ: Это вопрос межведомственной проработки, которая включает в себя согласование позиций миграционных служб, правоохранительных органов и МИД России.

Но суть не в облегчении или видоизменении требований к оформлению российской визы иностранными туристами, которые собираются посетить Крым, а в прямом запрете или угрозах со стороны правительств целого ряда стран – в основном, ЕС, США, Канады, Австралии и т.д. – своим гражданам, которые в ручном режиме запугивают, отговаривают своих людей и вводят санкции в отношении компаний. Мы видим это во всём – от обозначения Крыма в туристических маршрутах, в Интернете и на сайтах соответствующих компаний до прямых предупреждений, которые даются официальными лицами перед началом туристического сезона или вообще без привязки к какому-либо поводу – в адрес туристических агентов, компаний, ассоциаций, либо непосредственно граждан.

Облегчение визового режима в данном случае не будет панацеей, потому что людей напрямую запугивают и отговаривают. Но я передам нашим экспертам Ваше предложение.

К оглавлению

Вопрос: Известно, что Россия состоит в военном альянсе с Китаем…

Ответ: У нас нет военных альянсов. Есть Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и контртеррористическое сотрудничество в рамках ШОС. Нет военных блоков и альянсов, в которых мы были бы членами или организаторами. Это очень важный аспект.

Понимаю, что для Вас эти вещи могут быть несущественными, а всё, что связано с вопросами безопасности или контртерроризма, Вы называете военными альянсами, но это совсем не так.

Мы поддерживаем взаимодействие и сотрудничество с различными странами, в том числе в военно-технической сфере: мы продаём оружие, проводим совместные учения (в том числе контртеррористической направленности), заключаем соответствующие соглашения и обмениваемся информацией. Но ничто из этого не может квалифицироваться как наличие или участие в военных альянсах. Это принципиальная позиция Российской Федерации.

К оглавлению

Вопрос: Вопрос по военному блоку Китая и Северной Кореи, о котором недавно объявил Председатель КНР Си Цзиньпин в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Насколько сильным будет этот блок? Как мы должны на это реагировать?

Ответ: Мы исходим из того, что в этом регионе, как и во всех других, должна сохраняться стратегическая стабильность. В последние годы фиксируем, как там набирают обороты дестабилизирующие регион тенденции. Это действия США, направленные на изменение архитектуры безопасности, которая сложилась или формируется в данном регионе. Это и совместные учения, на которые каждая страна имеет право – кроме тех случаев, когда они направлены против суверенных независимых государств-членов ООН. Это и развёртывание противоракетных комплексов, которое также происходит без очевидной необходимости, но при этом создавая риски безопасности целого ряда государств.

Мы ведём большую работу по различным каналам для поддержания стратегической стабильности в регионе. Исходим из того, что угрозы сегодняшнего мира – это угрозы не индивидуального плана, а те, которые можно отражать только коллективно, через партнёрство и сотрудничество. Именно этим мы и занимаемся, так как данный аспект заложен в основополагающих документах, связанных с нашей национальной безопасностью.

Мы прекрасно понимаем, что независимые и суверенные страны имеют право на двустороннее взаимодействие. Оно не вызывает озабоченностей, если не направлено на подрыв общей, глобальной и региональной безопасности или против третьих государств. В этом и состоит наша принципиальная позиция.

Действительно у нас с Китаем особые отношения. Мы развиваем контакты во всех областях от военного сотрудничества, обмена информацией до экономического, культурного, гуманитарного, политического взаимодействия.

К оглавлению

Вопрос: Относительно «цифрового терроризма». Не так давно «Яндекс» заявил о том, что на его серверы произошла атака. В СМИ появилась информация о том, что атакам со стороны хакеров подверглись также электрогенерирующие компании России. Обсуждается ли в кулуарах или напрямую между министерствами иностранных дел, в рамках «Группы двадцати» проблематика цифрового терроризма?

Ответ: Конечно. Для этого есть российские инициативы в рамках международной информационной безопасности (МИБ). Этим занимается Спецпредставитель Президента России по вопросам международного сотрудничества в сфере информационной безопасности А.В.Крутских и команда специалистов под его руководством, которые участвуют в переговорах на различных международных площадках, в том числе в ООН. Они вырабатывают российские предложения. Речь идет о резолюциях, конвенциях, положениях. Конечно, это еще и сфера особого внимания и контроля целого ряда российских структур и ведомств. Это включает в себя в том числе кибератаки на объекты гражданской инфраструктуры.

К оглавлению

Вопрос (перевод с английского): Какую роль играет Россия в предотвращении конфликта в регионе, который может быть спровоцирован действиями США в отношении Ирана?

Ответ: Нас очень беспокоит напряженность в регионе, создаваемая агрессивными заявлениями США в отношении Ирана, которые мы слышим из Белого Дома, Госдепартамента, Пентагона, аппарата Помощника Президента по нацбезопасности. Мало того, что заявления агрессивные, они еще и не отличаются стабильностью. Сказала бы, что это разная степень агрессии, в которой нет четкой стратегии и концепции. Прослеживается только одна субстантивная тенденция – бесконечное устрашение Ирана. В этом мы фиксируем стабильный американский подход. Во всех других вопросах, к сожалению, в позиции США стабильности нет. Чего только стоили повергшие мир в ужас заявления о возможности нанесения ракетных ударов!

Регион перенасыщен точечными конфликтами, которые на протяжении нескольких лет переросли уровень локальных и даже региональных. Они стали зоной распространения международного терроризма, питательной средой, в которой он почувствовал новый источник силы. Насколько удалось так или иначе локализовать действия международных террористов, связанных, например, с Афганистаном, настолько же международное террористическое сообщество получило второе дыхание, питаясь локальными, региональными конфликтами на территории Ближнего Востока и Северной Африки. Мы видим, к чему приводят конфликты: разрушение государств, инфраструктуры; не просто тотальное обнищание, а деградация народов (не страдание, а именно деградация). Исторический, политический, экономический, финансовый, оборонный капитал, который накапливался столетиями, за несколько лет перестал существовать на целом ряде территорий. Он был разрушен. Ливия – это яркий тому пример.

Даже если мы абстрагируемся от международного права, от того, что недопустимо делать заявления агрессивного плана в отношении суверенного государства, живущего по столь важным для западного мира законам демократии (хотя об этом стоит говорить), давайте подумаем об интересах региона. Что получит регион от еще одного острого конфликта? Думаю, он однозначно будет ввергнут в очередную волну хаоса. И это не может нас не беспокоить, о чем мы говорим и разъясняем российскую позицию на всех уровнях.

Вы спрашиваете относительно роли, которую играет Россия. Россия выступает в поддержку международного права, уже существующих правовых механизмов, снимавших озабоченности различных стран в отношении Ирана, в частности – в поддержку Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). СВПД и был тем самым механизмом, в выработке которого принимала активное участие наша страна. Можно сказать, на четыре года он решил стоявшие на повестке вопросы и дальше делал бы это очень успешно, если США не вышли бы в одностороннем порядке из этого договора. Россия четко высказывает свою позицию. Здесь не приходится говорить о посреднической роли нашей страны, так как речь идет об агрессивном отношении США к Ирану. Мы всячески подвергаем это, мягко сказать, критике; не принимаем, считаем нелегитимным. Полагаем, что в данном случае необходимо вернуться к международно-правовым механизмам, которые полностью отвечают интересам США, Ирана и стран региона, не приносят ничего, кроме решения вопросов, и точно не будут их усугублять.

К оглавлению

Вопрос: Как бы Вы могли в свете встречи Президента России В.В.Путина с Папой Римским Франциском охарактеризовать в целом нынешнее состояние отношений между Россией и Святым Престолом?

Ответ: По второму вопросу, все материалы и все комментарии уже были даны. Вы знаете, что мы не комментируем международную повестку, связанную с визитами Президента, с саммитами. Для этого есть Администрация Президента. Ещё раз хочу сказать, что соответствующие материалы уже были опубликованы, а с оценками российской стороны нам ещё предстоит ознакомиться по итогам встреч.

К оглавлению

Вопрос: Предложения России по украинским морякам, которые содержались в дипломатической ноте МИД России, предполагают их возвращение на территорию Украины?

Ответ: Ничего иного в этой ноте не содержалось. В ней чётко говорилось о том, что в российском законодательстве существуют соответствующие механизмы, которые украинская сторона может задействовать для освобождения не от ответственности, а из-под стражи под письменные гарантии украинской стороны для каждого из двадцати четырёх моряков участия в досудебных заседаниях и судебном процессе. Ни о каком ограничении нахождения их только на территории России в ноте речи не было. Материалы на эту тему украинских блогеров или, как они себя называют, обозревателей, которые я видела, считаю просто спекулятивными. В ноте чётко сказано о наличии соответствующих инструментов в российском законодательстве. Хотела бы подчеркнуть, что мы получили от Украины официальный отказ от обсуждения этой темы в принципе.

Вопрос: Была ли корректировка позиции Украины после заявлений президента В.А.Зеленского?

Ответ: С 26 июня после получения от Украины официального отказа, который также сопровождался публичным заявлением по линии министерства иностранных дел Украины, от обсуждения российской дипломатической ноты, никаких иных нот, предложений, заявлений от Киева не поступало, равно как и не предпринимались попытки обсуждения этой темы. Я хочу, чтобы все это чётко зафиксировали. Сегодня мы имеем только официальный отказ украинской стороны от обсуждений в принципе той самой ноты, тех положений, которые в ней содержались и были направлены по дипломатическим каналам в Киев.

 

 

К оглавлению

Календарь

x
x

Архив

Дополнительные инструменты поиска

Последние добавленные

Последние добавленные