Публикатор

13.05.1916:16

Об основных итогах деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации в 2018 году и задачах на среднесрочную перспективу

 

 

I. Основные итоги деятельности МИД России в 2018 году

 

В 2018 г. отечественная дипломатия уделяла основное внимание решению задач, связанных с созданием безопасных и благоприятных внешних условий для гармоничного внутреннего развития России.

Естественный приоритет внешней политики России – ближнее зарубежье. В рамках Союзного государства России и Белоруссии утверждены Приоритетные направления развития до 2022 г. и Программа согласованных действий в области внешней политики на 2018-2019 гг. Принят План совместных действий России и Казахстана до 2021 г., определяющий основные направления развития межгосударственного сотрудничества. С учетом произошедших в Армении внутриполитических изменений подтвержден обоюдный настрой на продолжение союзнического взаимодействия. Интенсивно развивались политические и торгово-экономические связи с Киргизией. Подписана программа экономического сотрудничества до 2021 г. с Таджикистаном. Начата реализация Плана действий по развитию ключевых направлений сотрудничества с Азербайджаном на период до 2024 г. Состоялся государственный визит Президента России в Узбекистан (октябрь). В августе вступил в силу Договор между Россией и Туркменистаном о стратегическом партнерстве.

В рамках политдиалога с Абхазией и Южной Осетией состоялось несколько встреч Президента России с руководством этих республик. Важным событием стало признание их независимости Сирией.

2018 г. отмечен продвижением по всему спектру евразийской интеграционной повестки. Под российским председательством в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) принята Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, которая дополняет существующие договоренности по формированию общих рынков такими направлениями взаимодействия, как образование и наука, здравоохранение, туризм, спорт, межрегиональное торговое сотрудничество. Заложен фундамент для запуска совместных цифровых проектов. Принято Положение о статусе государства-наблюдателя при ЕАЭС и решение о предоставлении такого статуса Молдавии. В контексте расширения внешних связей ЕАЭС подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом СНГ, открывающий возможность для гармонизации интеграционных инициатив на постсоветском пространстве. Подписаны Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном, и Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР, которое закладывает договорно-правовую основу для сопряжения проектов по линии ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь». Важным шагом в преломлении к российской инициативе о формировании Большого Евразийского партнерства стало подписание Меморандума о взаимопонимании между ЕЭК и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Готовность к созданию в Евразии широкого партнерства подтверждена в формате Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – на встрече глав государств (Циндао, июнь) и глав правительств (Душанбе, октябрь).

В рамках интеграционного взаимодействия в СНГ только на уровне глав государств и правительств принято 45 решений в торгово-экономической, гуманитарной и правоохранительной сферах, а также в области безопасности. Подписана Конвенция о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, Соглашения об осуществлении совместной деятельности в этой области, о формировании и развитии рынка интеллектуальной собственности, о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий, Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 гг. Приняты совместные заявления по случаю 70-летия Всеобщей декларации прав человека (на уровне глав государств) и о недопущении размывания принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств (на уровне мининдел).

По линии Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) принято 13 совместных заявлений по наиболее актуальным вопросам международной повестки дня, в том числе в поддержку Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), о положении в Афганистане, на Ближнем Востоке и на севере Африки, в Сирии, о развитии сотрудничества с региональными организациями. В плановом режиме проводились совместные учения по совершенствованию военного потенциала ОДКБ, специальные операции по противодействию незаконной миграции и торговле наркотиками.

Крупным достижением стало подписание в ходе 5-го Каспийского саммита (Актау, август) Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, работа над которым велась более 20 лет. Документ закрепляет за прибрежными странами исключительные права на этот уникальный водоем, его недра и другие ресурсы. Устанавливается режим судоходства и порядок коллективного использования акватории Каспия, гарантируется его мирный статус и неприсутствие вооруженных сил внерегиональных государств. Созданы условия для форсированного развития экономической кооперации прикаспийских стран, повышения предсказуемости и стабильности в одном из важнейших регионов Евразии.

В 2018 г. удалось заметно нарастить взаимодействие со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, куда сместился центр глобального экономического роста.

Углубление всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем оставалось одним из важных факторов социально-экономического развития двух стран. Внешнеполитическая координация с Пекином, в том числе в ООН, БРИКС, ШОС, оказывала стабилизирующее воздействие на мировую политику. Объем двустороннего товарооборота впервые превысил 100 млрд долл. В сфере энергетики начались регулярные поставки в КНР с завода «Ямал СПГ», подписан пакет межправительственных и межкорпоративных документов о сооружении дополнительных энергоблоков на Тяньваньской АЭС и на новой АЭС «Сюйдапу», завершен основной объем работ по прокладке газопровода «Сила Сибири» из России в КНР. На высокий уровень готовности вышли совместные проекты в авиастроительной и космических областях.

В контексте особо привилегированного стратегического партнерства с Индией расширена договорно-правовая база сотрудничества в военно-технической, торгово-экономической, космической, энергетической, сельскохозяйственной, транспортной и культурной областях. Отражением настроя на дальнейшее укрепление отношений стала совместная декларация «Россия-Индия: надежное партнерство в меняющемся мире», принятая по итогам двустороннего саммита (Нью-Дели, октябрь).

После двенадцатилетнего перерыва проведен неофициальный саммит в формате Россия-Индия-Китай (Буэнос-Айрес, декабрь) - подтверждена нацеленность трех стран на укрепление многосторонних основ миропорядка, формирование архитектуры равной и неделимой безопасности в АТР.

Отношения с Японией ознаменовались интенсификацией контактов по широкому спектру вопросов. Динамику этому процессу задали переговоры в ходе официального визита в Россию Премьер-министра Японии в мае, а также двусторонних встреч на высшем уровне в сентябре, ноябре и декабре «на полях» различных международных мероприятий. На ноябрьском саммите в Сингапуре достигнута договоренность об ускорении переговоров по проблеме заключения мирного договора на основе Совместной советско-японской декларации 1956 г.

На Корейском полуострове ситуация развивалась в русле разработанной Россией совместно с Китаем «дорожной карты» урегулирования, предусматривающей решение ядерной и других проблем на основе уважения законных интересов всех государств Северо-Восточной Азии. Оживился политический диалог России с Республикой Корея и КНДР, возобновилось обсуждение крупных инфраструктурных проектов в трехстороннем формате.

Последовательно укреплялось разноплановое взаимодействие с другими странами АТР, включая Вьетнам, Индонезию, Лаос, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филиппины.

В рамках ШОС приняты отвечающие российским интересам решения, призванные повысить уровень взаимодействия стран-членов, в том числе через продвижение процессов региональной экономической интеграции и сотрудничество в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и наркотрафиком. С целью содействия мирному процессу в Исламской Республике Афганистан проведена вторая встреча Московского формата консультаций по Афганистану, в которой приняли участие представители политического офиса Движения талибов в Дохе. Главным итогом саммита Россия-АСЕАН (Сингапур, ноябрь) стало закрепление стратегического характера диалогового партнерства с Ассоциацией как одного из ключевых инструментов обеспечения региональной стабильности, формирования устойчивой архитектуры безопасности и развития в АТР.

Наша страна проводила активную внешнюю политику на арабо-мусульманском Востоке. Благодаря ВКС России от террористических группировок освобождена бȯльшая часть Сирии. Запущены процессы восстановления социально-экономической инфраструктуры, возвращения в свои дома беженцев и внутренне перемещенных лиц. Этапным событием стал Конгресс сирийского национального диалога (Сочи, январь). По его решению странами-гарантами Астанинского процесса (Россия, Турция, Иран) во взаимодействии с ООН, Дамаском и представителями оппозиции сформирован состав Конституционного комитета, что открывает перспективу для проведения политических преобразований и долгосрочного урегулирования в САР.

Серьезный импульс получила экономическая кооперация с Турцией: дан старт строительству АЭС «Аккую», завершена укладка морского участка газопровода «Турецкий поток». Планомерно реализовывались договоренности в сфере военно-технического сотрудничества. Продолжалась работа над крупными проектами с Ираном, в том числе в сфере энергетики и транспорта. Важной вехой во взаимодействии с Египтом стало подписание в октябре межгосударственного Договора о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве. Получили развитие российско-саудовские и российско-эмиратские отношения, в том числе в формате «ОПЕК плюс», а также российско-катарские связи. Поддерживался многоуровневый доверительный диалог с Израилем, традиционно тесные контакты с палестинцами. Россия внесла действенный вклад в достижение договоренностей по урегулированию ситуации в Йемене (Стокгольм, декабрь), одобренных резолюцией Совета Безопасности ООН 2451.

Развивалось конструктивное сотрудничество с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна. Состоялись встречи Президента России с лидерами Аргентины, Боливии, Венесуэлы, Кубы, Панамы, Парагвая. Расширялась договорно-правовая база двусторонних отношений со странами региона. Удалось продвинуться в разработке перспективных высокотехнологичных проектов в энергетике, металлургии, инфраструктуре, транспорте, биотехнологиях. России предоставлен статус наблюдателя при субрегиональной организации – Центральноамериканской интеграционной системе.

В 2018 г. состоялись встречи Президента России с главами Анголы, Габона, Замбии, Зимбабве, Мадагаскара, Мозамбика, Руанды, Сенегала, Того, ЦАР и ЮАР. Расширялась номенклатура товарооборота со странами африканского континента. Подписаны Меморандумы о взаимопонимании с Сообществом развития Юга Африки об основах взаимоотношений и сотрудничестве, а также о взаимопонимании в области военно-технического сотрудничества. Дан старт консультациям с Комиссией Африканского союза по подготовке комплексного меморандума о сотрудничестве.

В рамках многостороннего сотрудничества в Арктике подписано Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана (помимо пяти прибрежных государств участниками этого Соглашения стали Исландия, КНР, Республика Корея, Япония и ЕС). Вступило в силу межправительственное Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества, разработанное под сопредседательством России и США в Арктическом совете и подписанное годом ранее.

На евроатлантическом направлении усилия российской дипломатии  были направлены на недопущение неконтролируемой деградации отношений с США и Евросоюзом, несмотря на нарастающий прессинг с их стороны в отношении России. На 2018 г. пришлось, среди прочего, усиление санкционного нажима, провокационное «дело Скрипалей» в Великобритании и последовавшая высылка российских дипломатов из США и нескольких европейских государств, наращивание военной активности НАТО у российских границ. Вопреки заявлениям отдельных европейских лидеров о стремлении к большей самостоятельности во внешних делах, большинство стран ЕС следовали жестким антироссийским курсом, даже когда это противоречило их интересам в сфере экономики и безопасности. При этом сохранялась положительная динамика политдиалога и торгово-экономического сотрудничества с Австрией, Финляндией, Италией, Францией, Германией, Венгрией, Словакией, Грецией, Кипром. Устойчиво развивалось разноплановое взаимодействие с Сербией. По графику велось строительство газопровода «Северный поток-2».

Прошедший год не принес позитивных подвижек в российско-американских отношениях, несмотря на проявляемую Россией готовность к диалогу, основанному на принципах невмешательства во внутренние дела и уважения интересов друг друга. Виной тому – продолжающаяся внутриполитическая борьба в США и взятый нынешней администрацией курс на размывание межгосударственного характера международных организаций и ревизию своих международных обязательств, выразившийся, в частности, в выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (май) и в заявлениях о намерении «приостановить» участие США в ДРСМД. Политический диалог имел ограниченный характер: состоялся двусторонний саммит (Хельсинки, июль), осуществлялись спорадические контакты на уровне руководства внешнеполитических ведомств, рабочее взаимодействие по ряду вопросов международной повестки дня (контроль над вооружениями, Сирия, Афганистан, ядерная проблема Корейского полуострова). Исправно работали каналы связи между военными по недопущению вооруженных инцидентов.

Использовали участие в ключевых многосторонних структурах в интересах совершенствования инструментов глобального управления и поиска решений общих проблем на основе международного права и компромиссных развязок. В ходе российского председательства в Совете Безопасности ООН (июнь) принято 8 резолюций, согласовано 3 заявления Председателя СБ ООН (среди них по Украине). Обеспечено принятие Генассамблеей ООН ряда принципиально важных решений, в том числе по сотрудничеству ООН с СНГ и по международной информационной безопасности: выдвинутому Россией кодексу поведения государств в информационном пространстве и запуску на площадке ГА ООН политической дискуссии о противодействии информационной преступности. Получила развитие российская инициатива о формировании широкого антитеррористического фронта – порядка 70 государств подписали «Кодекс поведения для достижения мира, свободного от терроризма», определяющий ориентиры международной деятельности в этой области.

Прошедший под председательством ЮАР Х саммит БРИКС (Йоханнесбург, июль) продемонстрировал продвижение взаимодействия по всем ключевым направлениям – политическому, экономическому, гуманитарному. Подтверждено единство или близость позиций участников объединения по большинству глобальных проблем, нацеленность на усиление роли БРИКС в мировых делах. На прибыльные показатели вышел Новый банк развития, под эгидой которого реализуется уже 26 инвестпроектов (6 из них – в России) на сумму в 6,5 млрд. долл. Запущена работа по проблематике Четвертой («цифровой») промышленной революции в интересах адаптации социально-экономического развития стран БРИКС к новому технологическому укладу.

На саммите «Группы двадцати» в Буэнос-Айресе Россия выступила с инициативой о расширении возможностей и защите прав потребителей в цифровой экономике.

На направлении работы с российскими соотечественниками за рубежом в Москве с участием представителей 98 стран состоялся VI Всемирный конгресс российских соотечественников (31 октября – 1 ноября). Утвержден Комплексный план основных мероприятий по реализации государственной политики в данной сфере на 2018-2020 гг. Особое внимание уделялось дальнейшей консолидации диаспоры, вопросам защиты прав и законных интересов соотечественников, прежде всего на Украине и в странах Прибалтики. В рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, в 2018 г. обеспечен переезд в нашу страну более 82 тыс. человек.

В контексте работы по расширению российского культурно-гуманитарного присутствия в мире осуществлялась поддержка широкого спектра мероприятий, включая «перекрестные» Года и Дни России, а также «Русские сезоны». Оказывалось содействие зарубежным странам в подготовке национальных кадров, совершенствовалась система отбора иностранных граждан на обучение в российских вузах. Дипломатическая служба внесла вклад в подготовку и проведение первого в нашей стране Чемпионата мира по футболу, в ходе которого Россию посетили сотни тысяч иностранных болельщиков и туристов.

В 2018 г. МИД России продолжал реализацию в качестве ответственного исполнителя начатой в 2013 г. государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность» (далее – Госпрограмма), целью которой является содействие всестороннему и эффективному обеспечению интересов Российской Федерации на международной арене, создание благоприятных внешних условий для долгосрочного развития страны.

Во взаимодействии с cоисполнителями Госпрограммы (Минфин России и Россотрудничество), а также участниками (Минкавказ России, Минобороны России, Минпросвещения России, МЧС России и Госкорпорация «Росатом») в рамках ее подпрограммы 1 «Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации» (ответственный исполнитель – МИД России), подпрограммы 2 «Выполнение финансовых обязательств Российской Федерации по обеспечению деятельности межгосударственных структур, созданных государствами Содружества Независимых Государств» (ответственный исполнитель – Минфин России), подпрограммы 3 «Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию» (ответственный исполнитель – Россотрудничество) и подпрограммы 4 «Обеспечение работы с соотечественниками, проживающими за рубежом» (ответственный исполнитель – МИД России) реализовывались соответствующие основные мероприятия и мероприятия, выполнялись конкретные задачи, указанные в паспортах Госпрограммы и ее подпрограмм.

В 2018 г. МИД России совместно с соисполнителями и участниками Госпрограммы подготовил ее новую редакцию, которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 354-22.

В рамках работы по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в Госпрограмму интегрированы, начиная с 2019 г., некоторые мероприятия национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

В ходе реализации Госпрограммы осуществлены ремонтно-восстановительные работы на 148 воинских захоронениях в 28 иностранных государствах, а также работы по уходу и благоустройству 232 воинских захоронений в 28 иностранных государствах (общее количество мемориальных объектов – 285).

В 2018 г. российской стороной получено рекордное количество отказов в получении необходимых разрешений на восстановление захоронений, в первую очередь советских, а официальный Вильнюс полностью блокировал запланированные Посольством России в Литве ремонтные работы. В отчетном году реставрационные мероприятия также не проводились на территории Грузии. Неизрасходованные вследствие указанных причин бюджетные ассигнования были своевременно перенаправлены российским загранучреждениям для ухода за воинскими захоронениями и их текущего содержания в других странах.

Оказывалась всесторонняя поддержка соотечественникам, проживающим за рубежом, в том числе в области юридической защиты их  прав.

В 2018 г. проведены 82 страновые и 6 региональных конференций российских соотечественников, три заседания Всемирного координационного совета российских соотечественников. Объединениям соотечественников в 96 странах оказано содействие в проведении комплексных скоординированных мероприятий, в том числе по празднованию Дня Победы и Дня России.

В Москве состоялся (31 октября – 1 ноября) VI Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом в формате пленарных заседаний и пяти тематических секций. В его работе приняли участие более 400 руководителей и активистов общественных объединений соотечественников из 98 стран, представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, российских фондов и неправительственных организаций.

Центральным событием на молодежном направлении стал IV Всемирный молодежный форум российских соотечественников (г. София , 5-9 октября). В Форуме приняли участие более 90 молодых соотечественников, представляющих общины более чем 60 стран. Основная тема - налаживание взаимодействия между организациями молодых соотечественников из разных стран. 

Уплачен взнос России в регулярный бюджет ООН в 2018 г. Взнос России в регулярный бюджет Совета Европы приостановлен до безусловного восстановления в полном объеме полномочий делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Парламентской ассамблее СЕ. Осуществлены добровольные взносы в другие важные международные организации - Европейскую экономическую комиссию (ЕЭК) ООН и Экономическую и социальную комиссию ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) в вопросах транспорта и энергетики. 

Реализованы финансовые обязательства Российской Федерации по межгосударственным договорам в рамках СНГ. Долевое участие России в формировании бюджета Союзного государства способствовало обеспечению функционирования органов Союзного государства, осуществления программ, проектов и мероприятий Союзного государства в сферах военно-технического сотрудничества, правоохранительной деятельности и обеспечении безопасности Союзного государства, фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу, промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, образования, культуры, искусства и кинематографии, средств массовой информации, здравоохранения и физической культуры, социальной поддержки и др. Реализация финансовых обязательств России по линии ОДКБ внесла вклад в  осуществление административными исполнительными органами ОДКБ возложенных на них полномочий по координации сотрудничества государств во внешнеполитической, военной и военно-технической областях, а также в деле противодействия транснациональным вызовам и угрозам безопасности государств и народов.

В рамках взаимодействия с международными организациями гуманитарного профиля (Всемирной продовольственной программой ООН (ВПП), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО), Международной организацией гражданской обороны (МОГО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Ближневосточным агентством ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), Международным фондом сельскохозяйственного развития) оказывалась гуманитарная помощь иностранным государствам. В частности, оказано содействие Сирии в сфере восстановления ее агросектора (ремонт ирригационной инфраструктуры, укрепления ветеринарного контроля, помощь в разведении овощных культур и плодовых деревьев). Нашими партнерами были также такие гуманитарные структуры ООН, как Управление ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) и Центральный фонд чрезвычайного реагирования ООН (ЦФЧР).

В 2018  г. предоставлялась финансовая помощь Республике Южная Осетия и Республике Абхазия в целях их социально-экономического развития.

Оказывалась государственная поддержка Фонду Горчакова и некоммерческому партнерству «Российский совет по международным делам» (РСМД), которые участвуют в содействии научно-образовательным программам, ученым, общественникам, экспертам и журналистам, организации дискуссий в различных форматах по актуальным вопросам международной повестки, укреплении связей с общественно-политическими кругами зарубежных стран.    

С целью международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации велись переговоры с сопредельными государствами по организационным и правовым вопросам ее демаркации и делимитации. Работа носила комплексный характер и осуществлялась в рамках совместных двусторонних комиссий.

Протяженность демаркированного за год участка государственной границы с Казахстаном составила 375,3 км, установлено 320 основных и 121 промежуточных пограничных знаков (на сегодняшний день на местности обозначено 86,8% общей протяженности российско-казахстанской границы). Состоялись заседания Совместной российско-азербайджанской демаркационной комиссии, а также ряд рабочих встреч на экспертном уровне.

Реализован комплекс мероприятий, направленных на продвижение объективного образа современной России, российских подходов в рамках формирования многополярного мира, разъяснение весомой роли нашей страны в укрепление ООН, позиций России по актуальным международным проблемам и ее деятельности в международных и региональных организациях. Осуществлялось противодействие попыткам фальсификации истории.

Ежемесячно выпускался журнал «Международная жизнь», выходили его дайджесты на иностранных языках, специальные выпуски «История без купюр», «Век под знаком Великой российской революции», «Россия и глобальные вызовы в области информационной безопасности». Общий рост посещаемости сайта (www.interaffairs.ru) составил 19,8% по сравнению с 2017 г.

Осуществлялись строительные и ремонтные работы для нужд МИД России в Москве и за рубежом, проводились мероприятия по обеспечению безопасности и надежности функционирования дипломатических представительств за рубежом.

В 2018 г. МИД участвовал в выполнении шести других государственных программах Российской Федерации: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан», «Информационное общество», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».

В результате участия в государственной программе «Развитие здравоохранения» обеспечивалось выявление заболеваний и поддержание здоровья сотрудников российской дипломатической службы, включая диспансеризацию, медицинское освидетельствование перед выездом за границу и санаторно-курортное лечение.

По линии государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» сформированы и утверждены государственные задания для подведомственных МИД России учебных заведений высшего и профессионального образования (МГИМО, Дипломатическая академия и колледж МИД России), образовательных организаций дошкольного и общего образования, включая заграншколы.

На основе государственной программы «Социальная поддержка граждан» осуществлялись платежи для оказания мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в Колледже МИД России и МГИМО МИД России.

В рамках государственной программы «Информационное общество» МИД России участвовал в реализации ее подпрограммы «Информационное государство», предусматривающей развитие и функционирование государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовление, оформление и контроль обращения документов, удостоверяющих личность, включая паспортно-визовые документы нового поколения.

Благодаря участию в государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» обеспечивалась возможность предоставления сотрудникам МИД России единовременных субсидий на приобретение жилья.

В рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» МИД России в 2018 г. продолжил участвовать в выполнении Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Приоритетным направлением деятельности Министерства на данном направлении оставалось информационное сопровождение (в том числе, круглые столы и семинары по вопросам реализации указанной Госпрограммы, выездные и видеопрезентации региональных программ переселения).

 

II. Основные итоги деятельности Россотрудничества в 2018 году

 

Россотрудничество продолжило развивать культурно-гуманитарные связи с зарубежными странами с акцентом на расширение и активизацию взаимодействия с государствами СНГ, контактов с молодежью зарубежных стран. Реализовывались общественно-гуманитарные проекты, направленные на формирование у зарубежной общественности объективного восприятия нашей страны, её роли и места в мировой истории.

Проводились крупномасштабные презентации лучших достижений многонациональной российской культуры, которые вызывают большой интерес зарубежной общественности. На этом направлении в тесной координации с Минкультуры России продолжена успешная практика проведения тематических фестивалей, Дней российского кино, выступлений российских творческих коллективов и других мероприятий. Эффективным инструментом продвижения за рубежом национальных духовных ценностей и традиций, поддержания и упрочения духовного единства Русского мира стали Дни России. Комплексные мероприятия в рамках Дней России проведены в 2018 г. в Австрии, Болгарии, Греции, Испании, Италии, Киргизии, Узбекистане и Франции.

В фокусе внимания оставалась реализация комплексных программ «перекрестных» Годов, в рамках которых проведены культурные акции Года туризма Россия - Греция, Года России и Японии, российско-австрийского Года музыки и культурных маршрутов, Года культуры Россия-Катар.

Успешно реализован План совместных мероприятий, посвященных Году культуры в странах СНГ. Так, в Молдавии проведен театральный фестиваль «Молдфест», книжный салон для детей и молодежи, фотовыставка «Россия, устремленная в будущее». Заметным событием стал молодежный культурный форум «Содружество, устремленность в будущее: культура, традиции, современность» (май, г.Тула).

Резонансным событием стало завершение работ по созданию мозаичного убранства главного купола Храма Святого Саввы в г. Белграде. В тестовом режиме запущен проект онлайн-трансляций спектаклей ведущих российских театров, гала-концертов, музыкальных и танцевальных конкурсов, выступлений известных деятелей культуры. В представительствах Россотрудничества в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Молдавии и Таджикистане организовано информационное сопровождение международного музыкального конкурса «Во весь голос».

Во взаимодействии с Минкультуры России в представительствах Агентства в 30 зарубежных странах в рамках проекта «Мы вместе!» состоялись выступления известных российских исполнителей. Большой интерес зарубежной общественности вызывает ставший уже традиционным проект «Посольство мастерства», реализуемый Россотрудничеством совместно с Санкт-Петербургским домом музыки. Расширилась география проекта, организованы 75 выступлений молодых солистов - лауреатов международных конкурсов в 35 странах мира, в том числе впервые в странах СНГ, Южной Америки, Ближнего Востока.

Во взаимодействии с федеральными и региональными музеями развивалась международная выставочная деятельность. На площадках Российских центров науки и культуры (РЦНК) и выставочных залов зарубежных стран были организованы экспозиции живописи российских художников, музеев, фото-документальные выставки.

Успешно реализуется на базе РЦНК за рубежом проект «Русский музей: виртуальный филиал», позволяющий получить интернет-доступ к коллекции Государственного Русского музея и совершить виртуальный тур по его залам. В странах СНГ состоялись масштабные мероприятия, посвященные 90-летию со дня рождения Чингиза Айтматова.

Продолжена практика проведения масштабных Дней российского кино с презентацией классики отечественного кинематографа и современных российских фильмов. Выпущен сборник из 10 художественных фильмов с субтитрами на 6 иностранных языках.

Активизирована работа по продвижению российского образования за рубежом и укреплению позиций русского языка в мире. В полном объеме реализован План приема в 2018/2019 учебном году иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в российские образовательные организации в рамках правительственной квоты. В российские вузы направлены на обучение 11805 кандидатов. Более 92 тыс. заявок было подано иностранными гражданами через электронную форму сбора документов RUSSIA.STUDY. Основной спрос на обучение в Российской Федерации наблюдается в странах СНГ, Азии и Африки.

Продвижению российского образования способствовали также площадки дистанционного обучения «Образование на русском» (pushkininstitute.ru), «Русский как государственный» (rus-gos.spbu.ru) и «Универсариум» (universarium.org). Эффективно функционирует созданный Россотрудничеством информационный портал «Система поддержки русских школ», предоставляющий образовательным организациям бесплатный доступ к 180 тыс. электронных книг. По итогам 2018 г. на портале зарегистрировано более 2,5 тыс. образовательных организаций. Устойчивый интерес со стороны иностранных граждан проявляется к программе «Образование на русском». На сайте программы зарегистрировано более 1,2 млн. пользователей, из которых 67 тыс. - преподаватели русского языка. В числе наиболее активных зарубежных пользователей - граждане Украины, Белоруссии и Казахстана. При поддержке Россотрудничества для привлечения молодых талантливых людей на обучение в Россию рядом российских вузов проведены за рубежом международные олимпиады.

Положительно зарекомендовала себя практика содействия проведению образовательных выставок-ярмарок на пространстве СНГ. В рамках приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» Россотрудничеством обеспечено участие российских вузов в международных выставках в Азербайджане и Казахстане. Оказано содействие в проведении форума «Актуальные вопросы российско-японского сотрудничества в сфере образования, науки и русского языка».

В целях оказания государственной поддержки русским школам за рубежом осуществлялась поставка учебно-методической и научно-популярной литературы на русском языке по истории и культуре России. В странах СНГ и дальнего зарубежья проведены мероприятия по повышению квалификации учителей русского языка и литературы и учителей дополнительного образования. Методические мероприятия по вопросам использования новых форм и методов преподавания состоялись в ходе V Съезда учителей и работников образования государств-участников СНГ (октябрь, г.Бишкек).

Свидетельством роста интереса к изучению русского языка является увеличение числа слушателей курсов русского языка при РЦНК (функционируют на базе 66 загранпредставительств Россотрудничества в 58 странах), преобладание среди них молодежи, а также работников органов  власти структур и госучреждений зарубежных стран. Расширяется сеть центров и курсов русского языка на базе партнерских организаций. В 2018 г. открыто более 30 филиалов курсов на площадках образовательных учреждений в Болгарии, Германии, Монголии и др. Для изучающих русский язык обеспечен доступ к электронной библиотеке «Мой русский», включающей более 186 тыс. наименований различных изданий, в том числе учебной литературы.

Всего при содействии Россотрудничества проведено более 3 тыс. комплексных мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию русского языка за рубежом.

В фокусе внимания оставалась работа по развитию международных связей субъектов Российской Федерации, приграничного сотрудничества, гуманитарных связей с неправительственными организациями, механизмов общественной дипломатии. В течение года на площадках РЦНК за рубежом состоялись презентации экономического, культурного, научного, образовательного потенциалов регионов и муниципальных образований, а также выставки, фестивали, концерты творческих коллективов. Особое внимание уделялось развитию международных культурно-гуманитарных связей Республики Крым. Большое внимание уделялось работе с породненными городами. Оказано содействие в установлении связей между 18 российским и зарубежным городами.

Важное значение придавалось мероприятиям по привлечению представителей молодого поколения зарубежных стран к участию в российских проектах на двусторонней и многосторонней основе, в том числе с использованием возможностей российских детских и молодежных лагерей «Артек», «Океан» и «Орленок». В формате международных молодежных культурно-образовательных лагерей проведены Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида» (август, Республика Крым), III международный культурно-спортивный рафтинг-форум «Белая вода Сибири» (сентябрь, Республика Алтай) и др.

Россотрудничество во взаимодействии с МИД России оказывало активную информационную поддержку проведению в России Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. На базе РЦНК в 35 странах были организованы Дома болельщика «RUSSIA 2018», позволившие зарубежным гостям получить необходимую информацию.  

В рамках содействия международному развитию осуществлен ряд  гуманитарных проектов в Азербайджанской Республике, странах Средней Азии, Балканского региона и Ближнего Востока, включая Сирию.

Работа с соотечественниками за рубежом оставалась одним из приоритетов деятельности Россотрудничества. В отчетном году мероприятиями по поддержке соотечественников было охвачено 77 стран. Оказано содействие в реализации более 600 инициатив общественных объединений соотечественников, направленных на удовлетворение их культурных, научных, языковых и духовных потребностей. В работе с российской диаспорой активное участие принимают участие более 20 российских регионов, деятельность которых координируется Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР).

В 2018 г. были осуществлены меры по сохранению и поддержанию в надлежащем состоянии в отношении 46 мест погребения, имеющих для России историко-мемориальное значение.

 

III. О задачах МИД России на среднесрочную перспективу

 

В среднесрочной перспективе ситуация в мире будет оставаться сложной. В пользу такого вывода говорит обостряющаяся в системе международных отношений конкурентная борьба за определение «правил поведения», от исхода которой во многом будут зависеть параметры будущего мироустройства. В зоне потенциального риска – многие созданные в период после Второй мировой войны институты глобального управления.

Серьезную обеспокоенность вызывают перспективы развития ситуации в области международной безопасности. Особые риски несет инициированный США демонтаж режимов контроля над вооружениями, чреватый развязыванием новой гонки вооружений в отдельных регионах мира и нарастанием военно-политической напряженности.

Усиливаются негативные тенденции в экономической сфере: санкции, торговые конфликты, финансовая нестабильность ведут к снижению темпов роста в мировой экономике. Параллельно набирают обороты масштабные трансформационные процессы, связанные с переходом мировой экономики к новому технологическому укладу.

В этих условиях от отечественной дипломатии потребуются энергичные и выверенные шаги, направленные на предотвращение дальнейшей деградации обстановки в международных отношениях и задействование позитивного потенциала международного сотрудничества для реализации масштабных задач, обозначенных Президентом России в его Послании Федеральному Собранию 20 февраля 2019 г.

В рамках предстоящей работы по актуализации ряда документов стратегического планирования в области внешней политики предполагается конкретизировать концептуальные ориентиры практической деятельности МИД России на среднесрочную перспективу.

В своей деятельности по дальнейшей реализации Госпрограммы МИД России будет руководствоваться приоритетами, заложенными в основополагающих внешнеполитических документах.

 

IV. Основные направления деятельности Россотрудничества на среднесрочную перспективу

 

В контексте реализации государственной политики международного гуманитарного сотрудничества в среднесрочной перспективе Агентство продолжит работу по развитию международных связей в культурно-гуманитарной сфере.

Планируется развивать хорошо зарекомендовавшую себя практику проведения мероприятий «перекрестных» годов. Приоритетное внимание будет уделяться организации Дней российского кино с демонстрацией субтитрированных фильмов, посвященных значимым датам отечественной истории и культуры, а также презентацией современной российской кинопродукции.

Запланирован ряд масштабных торжественных мероприятий по празднованию за рубежом 75-летия Победы в Великой Отечественной войны. Планируется расширять сотрудничество с крупнейшими государственными музеями, а также взаимодействие с региональными музеями и заповедниками, имеющими не только богатые коллекции, но и зачастую выгодное географическое положение для организации выставок в странах СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особое внимание будет уделено продвижению и укреплению позиций русского языка в мире, расширению единого русскоязычного образовательного пространства. Запланированы комплексные мероприятия просветительского, образовательного и научно-методического характера, направленные на популяризацию российской науки, образования и русского языка в государствах - участниках СНГ и в странах дальнего зарубежья. 

Продолжится реализация программ повышения квалификации и переподготовки кадров для зарубежных организаций с преподаванием русского языка и обучением на русском языке, в том числе учителей русского языка и литературы, педагогов дошкольного и начального общего образования, учителей предметников, педагогов дополнительного образования. Первостепенное внимание будет уделяться всесторонней поддержке русских школ. В планах Агентства – дальнейшая работа по сохранению российской языковой и этнокультурной идентичности соотечественников.

С 2019 г. Россотрудничество является участником Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» в рамках Национального проекта «Цифровая экономика», предусматривающего, в частности, тиражирование лучших практик по развитию цифровой грамотности школьников на базе русских школ за рубежом.

Будет продолжены усилия по оказанию содействия в развитии международных контактов субъектов Российской Федерации в научно-технической, культурно-образовательной и экономической областях, в том числе посредством проведения презентаций потенциала российских регионов на базе РЦНК и других площадок. География задействованных в этой работе представительств Россотрудничества за рубежом и российских регионов будет расширяться.

В рамках развития межмуниципального сотрудничества планируется предпринимать дальнейшие шаги по координации и развитию взаимодействия между породненными городами – как в формате двусторонних форумов общественности, так фестивалей для молодежи («Студенческая весна стран БРИКС и ШОС», Международный молодежный образовательный форум «Евразия», Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида», III-й Глобальный форум молодых дипломатов и др.).

На системной основе продолжится работа по сохранению находящихся за рубежом объектов, имеющих для Российской Федерации историко-мемориальное значение. Прорабатывается вопрос о дополнительном ресурсном обеспечении этой деятельности в рамках госпрограммы «Внешнеполитическая деятельность». Планируется развивать контакты с неправительственными организациями, в том числе молодежными объединениями и церковными общинами, направленные на их вовлечение в волонтерское движение по поддержанию и сохранению историко-мемориального наследия.