10.11.1412:27

Современная российская дипломатия: новые приоритеты

 
В начале 90-х годов, на этапе сложнейших внутренних преобразований и кардинальных перемен на международной арене, России пришлось во многом заново определять свои внешнеполитические задачи и приоритеты. Это делалось с учетом исторического опыта нашей дипломатии, ее многовековых связей и традиций международного общения.

Еще в середине XIX века один из первых историков русской дипломатии Татищев заметил: "Внешняя политика великого народа слагается не произвольно, а веками, в силу нужд и польз этого народа". То есть внешняя политика творится не по чьей-то указке, а под воздействием особенностей геополитического положения, истории, экономики, культуры и религии той или иной страны. Именно этими объективными факторами предопределяются в первую очередь основополагающие национальные интересы государства, которые могут по-разному формулироваться, но во многом остаются неизменными на протяжении длительных исторических периодов, отмечает проректор Дипломатической академии Николай Козырев.

Министр иностранных дел России Игорь Иванов, выступая на Горчаковских чтениях, заметил: "В свое время Джавахарлал Неру писал: "Мы видим два процесса, происходящих сегодня в мире. Один из них представляет собой прогресс сотрудничества и разума и строительство здания цивилизации; другой процесс - это разрушение, ниспровержение всего на свете, попытка самоубийства человечества. Какой из них победит?" С окончанием холодной войны появились все предпосылки для победы именно первого процесса, основанного на объединении мирового сообщества в солидарном и справедливом решении международных проблем, обеспечении равной безопасности всем членам мирового сообщества".

Перемены в мире совпали с одним из самых трудных, но неизбежным периодом в многовековой российской истории, связанным с переходом на путь демократии и рыночной экономики. Необходимо было выстраивать внешнюю политику таким образом, чтобы она ориентировалась на обеспечение надежной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства, создание благоприятных внешних условий для его поступательного развития, подъем экономики, укрепление гражданского общества, защиту прав и свобод наших граждан и соотечественников. Именно эти принципы и заложены в основу обновленной концепции внешней политики России.

Современная Россия сделала выбор в пользу внешней политики, ориентированной прежде всего на реализацию национальных интересов. Это придает ей черты исторической преемственности. Внешняя политика в том виде, в каком она сформировалась к началу 21 века, представляет собой сплав наследия Российской империи, Советского Союза и, конечно, тех новых подходов, которые были обусловлены коренными изменениями в последнее десятилетие.

Прежде всего, уникальное геополитическое положение нашей страны предопределило необычайно широкий спектр ее внешнеполитических интересов. Россия ни при каких обстоятельствах не могла позволить себе проводить пассивную или изоляционистскую внешнюю политику. Напротив, интересы страны постоянно заставляли ее играть не просто активную, но и во многом системообразующую роль в международных делах.

Начиная с эпохи петровских реформ, Россия энергично вошла в европейскую политику и с тех пор неизменно сохраняет значение одной из ведущих европейских держав. Эта роль с особой полнотой раскрылась после окончания наполеоновских войн, когда Россия стала ключевым участником "европейского концерта" - системы международных отношений, которая просуществовала вплоть до начала Первой мировой войны. В XX веке место России на европейской и мировой арене занял Советский Союз, позиции которого в мире особенно упрочились во второй половине столетия, когда наша страна, став великой ядерной державой, превратилась в одну из двух несущих опор биполярного международного порядка. Отказавшись от стереотипов эпохи холодной войны, Россия продолжает и сегодня играть активную роль на международной арене, в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН несет особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности, отмечает проректор Дипломатической академии Николай Козырев.

Еще одной традицией, вытекающей из особенностей геополитического положения России, является характер ее внешней политики. Жизненные интересы страны требовали от российской дипломатии активно развивать отношения с государствами и на Западе, и на Востоке. Такая ориентация была продиктована не столько имперским духом, но прежде всего необходимостью обеспечения национальных интересов страны. В стремительно меняющемся мире, переживающем сложный процесс формирования принципов своего будущего устройства, современной России важно оставаться в центре мировой политики, может быть, даже больше, чем прежде. Залогом укрепления позиций является активное участие в международных организациях, в региональных интеграционных структурах, динамичное развитие двусторонних связей.

Исторически сложившаяся вовлеченность России в систему международных связей не только объективно сделала ее великой державой, но и поставила перед непростым выбором - нахождением правильного баланса между объемом международных обязательств государства и материальными ресурсами, которыми эти обязательства необходимо обеспечивать. Отрыв внешней политики от ее ресурсной базы был одной из причин перенапряжения сил Советского Союза в послевоенной гонке вооружений, последствия которого хорошо известны.

Следует признать, что в истории России эти идеи не всегда удавалось воплощать в практическую политику. Реальная жизнь сильнее самых возвышенных и благородных доктрин. Дипломатическая работа состоит далеко не из одних только успехов и побед, отмечает проректор Дипломатической академии Николай Козырев.

Еще большее значение ставка на многосторонность приобретает в наши дни, когда мировое сообщество сталкивается с новыми угрозами и вызовами, эффективно противостоять которым можно лишь на коллективной основе. На этом фоне все более очевидной становится необходимость такого мирового порядка, который строился бы на базе равноправного сотрудничества государств - в рамках гармоничного международного "концерта", о котором всегда мечтала старая российская дипломатия.

В налаживании такого сотрудничества состоит одно из главных направлений сегодняшних дипломатических усилий России, разумеется, в тесном взаимодействии с нашими друзьями и единомышленниками в мире. В интересах создания справедливого демократического мироустройства современная российская дипломатия активно действует в рамках ООН, а также "восьмерки" и многочисленных региональных объединений, в частности, ОБСЕ, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества.

И еще одно направление внешней политики страны: защита русского населения в бывших союзных республиках. Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что в последние годы Министерство иностранных дел уделяет все больше и больше внимания этой проблеме.

"...В какой области ни возьмись, будь то Европа или Восток, мы приходим к одному выводу - для своей безопасности, равно как и ради своего могущества на внешней арене... а также в интересах мира и общего равновесия, наипервейший долг России есть завершение внутренних преобразований, от чего зависит будущее России и всех славянских народов. Сие есть основа основ нашей политики", - эти слова канцлера Горчакова остаются актуальными и в наши дни, подчеркивает президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.

Министр иностранных дел России Игорь Сергеевич Иванов в одном из своих выступлений заключил: "Сегодня Россия выходит на качественно новый и ответственный этап в своем развитии. Идет последовательное объединение российского общества на основе базовых ценностей демократии и укрепления демократической государственности. Страна вступает в длительный период политической и экономической стабильности. Все это открывает реальные возможности выстроить долгосрочную стратегическую линию России на мировой арене, опирающуюся на сотрудничество и слаженную совместную работу всех ветвей власти, всех, кто причастен к международной деятельности нашего государства."


 

Дополнительные материалы

Аудиозапись


Звуковой фрагмент 1


Звуковой фрагмент 2