10.11.1412:22

Куда идет Россия


Последние пятнадцать лет мировое общественное мнение задается вопросом, куда идет Россия. Однако характер дебатов на этот счет резко изменился. До недавних пор они касались государства, ослабленного внутренним кризисом и пугающего своей непредсказуемостью. Сегодня это уже другая Россия - более сильная и уверенная в себе страна, окрепшая за несколько лет политической стабильности и устойчивого экономического роста.

Устойчивые темпы экономического роста и дальнейшее укрепление внутриполитической стабильности положительно сказались на международном положении России. Существенно расширились возможности государства проводить более инициативный и динамичный внешнеполитический курс, оказывать реальное воздействие на ход мировых дел в соответствии с национальными интересами России, расширять круг наших партнеров и единомышленников в мире. Голос России в мире стал звучать весомо и отчетливо, проявилась ее особая роль в формировании широкого международного консенсуса по важнейшим вопросам мировой повестки дня и особенно в деле разрешения кризисных ситуаций.

Это было достигнуто благодаря прагматичной политике, подчиненной главным образом интересам внутреннего развития и ориентированной на развитие диалога и сотрудничества с внешним миром. Именно в рамках такой политики Россия и США стали ближайшими союзниками в борьбе с международным терроризмом, произошло качественное улучшение отношений России и НАТО, развивается наше стратегическое партнерство с Европейским союзом. Успешному решению возникающих сложных международных вопросов способствовал окончательно сложившийся многовекторный характер российской внешней политики, в которой различные географические направления и приоритеты органично дополняют друг друга. Во внешней политике России не было места противопоставлению европейского, американского или азиатского векторов, "борьбе за сферы влияния", игре на противоречиях, "вбиванию клиньев". Все подчинялось главной цели: интересам страны, укреплению международной безопасности и стабильности в мире.

Для этого необходима дальнейшая интеграции России в мировую экономику и продолжение многовекторной политики, направленной на развитие взаимовыгодных связей с соседями по СНГ, Европейским союзом, США, Китаем, Индией, Японией, странами Азии, Латинской Америки и других регионов. Для "имперских замашек", которые кое-кто пытается приписать России, здесь просто нет места. Как отметил недавно глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, у нас есть реальный опыт защиты национальных интересов России, не скатываясь к агрессивным методам и конфронтации.

Для устойчивого развития страны также необходима надежная безопасность. В современном мире, с учетом характера существующих угроз, она может быть обеспечена только на путях объединения усилий всех цивилизованных стран. Россия, Соединенные Штаты и страны Европейского союза имеют здесь обширную совместную повестку дня, в основе которой лежит общая ответственность за безопасность и стабильность в мире. Жизнь учит, что эффективно реализовывать эту повестку дня можно только сообща, привлекая к партнерству другие страны, в том числе мусульманские.

Россия последовательно выступает за то, чтобы одним из основополагающих принципов складывающейся будущей системы международных отношений была центральная роль ООН. Поэтому среди важнейших задач ее внешней политики было и остается укрепление ООН, повышение ее веса, авторитета и реальной роли в мировых делах. За последние 4 года российская дипломатия много сделала для того, чтобы возросла востребованность ООН. Сейчас коалиционные силы в Ираке обращаются к OOН с просьбой о помощи, хотя делают это еще недостаточно активно. Огромный спрос существует на ооновское миротворчество, скажем, на африканском континенте. Россия будет стремиться к тому, чтобы всемирная организация играла подобающую ей роль в мировых делах на благо всех ее членов. Российское внешнеполитическое ведомство много сделало для того, чтобы в международных отношениях закрепление получило не кулачное право с доминированием односторонних силовых подходов, а верховенство международного права и решение ключевых мировых проблем на основе многостороннего сотрудничества. Благодаря твердому и последовательному отстаиванию этих принципов, за которые выступает большинство демократических государств, и в то же время неконфронтационной линии России удалось избежать разрастания международного кризиса вокруг событий в Ираке и развала антитеррористической коалиции. Именно при российском содействии были приняты резолюции 1483 и 1511 Совета Безопасности ООН, которые открыли возможность для выхода из острейшего иракского кризиса.

Большое значение в российской политике уделяется отношениям с США, которые объединяет с Россией общая ответственность за поддержание стратегической стабильности в мире. Встречи президентов заложили прочную основу нового диалога, опирающегося на совпадающие долгосрочные интересы. Их превалирование над тактическими разногласиями позволило избежать в них кризиса, вызванного решением США в декабре 2001 г. о выходе из Договора по ПРО. Удалось не допустить подрыва стратегической стабильности и заключить уже в 2002 г. новый договор, предусматривающий глубокие сокращения ядерных потенциалов. Были созданы новые рамки стратегических отношений между Россией и США. Важно, что Россия сохранила возможность и впредь поддерживать свою стратегическую безопасность на должном уровне, самостоятельно определяя структуру и состав своих ядерных сил.

Позитивная эволюция в российско-американских отношениях была закреплена в результате тесного сотрудничества обеих стран в борьбе с международным терроризмом, противодействия распространению ОМУ. Отношения с США становятся стабильными и прогнозируемыми. Их фундаментальная основа достаточно крепка, чтобы конструктивно откровенно обсуждать имеющиеся разногласия, в том числе по принципиальным вопросам, и преодолевать все текущие проблемы. При этом под сомнение не ставится позитивная перспектива взаимных отношений.

Россия готова сотрудничать с США, Европой, арабским миром в целях урегулирования ситуации в Ираке и скорейшего восстановления суверенитета этой страны при центральной роли ООН. Как отмечает глава МИДа Сергей Лавров, мы настроены на продолжение совместных усилий в рамках четверки международных посредников в деле палестино-израильского урегулирования на основе "дорожной карты". Только ликвидация этих опасных очагов напряженности может открыть перспективу подлинной модернизации ближневосточного региона. Совместная борьба с новыми угрозами и вызовами требует принципиально нового качества и уровня взаимопонимания и доверия, а также учета законных интересов друг друга.

Примером может служить ситуация на пространстве бывшего СССР. Для России это сфера жизненных интересов, продиктованных самой историей. При этом под "жизненными интересами" не считается право оказывать давление на соседей. Речь идет о том, чтобы уважать законные озабоченности друг друга в вопросах безопасности, экономического развития, прав человека, соблюдать соответствующие международные стандарты и обязательства. Курс внешней политики России строится на развитии интеграционных процессов и разноформатного сотрудничества в этом районе, способствует повышению там уровня стабильности, в чем объективно заинтересовано все мировое сообщество. Как отмечают в МИДе, было бы необъяснимым анахронизмом, если бы пространство СНГ превратилось в зону соперничества и борьбы за "сферы влияния". В этом контексте принципиальное значение имел произошедший в последние годы переход к разноуровневой и разноскоростной интеграции на пространстве СНГ. Содружество показало себя как полезный механизм многостороннего взаимодействия на постсоветском пространстве. Его деятельность стала более предметной, сосредоточена на тех направлениях, где возможна наибольшая отдача. В октябре 2000 г. подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В том же году вступил в силу российско-белорусский договор о создании Союзного государства. В сентябре 2003 года было подписано соглашение о создании единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Все эти годы углублялась военно-политическая интеграция государств-участников Договора о коллективной безопасности.

Осуществляется тесное внешнеполитическое взаимодействие в рамках Союзного государства. Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, других универсальных и региональных организациях. Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами.

Отношения с Евросоюзом - стратегическим партнером России охватывают теперь обширный комплекс направлений - от экономики, энергетики, науки и техники до противодействия новым угрозам и вызовам. Насыщенными и результативными были проводившиеся, как правило, дважды в год саммиты Россия - ЕС. Крупное значение имело достижение на Брюссельском саммите в ноябре 2002 г. компромисса о гражданском транзите между Россией и ее Калининградской областью. Достигнута принципиально важная договоренность о создании Постоянного совета партнерства. Предпринимаются энергичные меры по минимизации негативных последствий расширения Евросоюза для экономики России, предотвращению образования правового вакуума в отношениях с давними партнерами из числа новых членов ЕС.

Главным ориентиром в работе российской дипломатии по реализации внешнеполитического курса в этом году остается создание благоприятных внешних условий для обеспечения безопасности и поступательного социально-экономического развития нашей страны. Решению этой задачи во многом будет способствовать активно отстаиваемое Россией укрепление многосторонних начал в мировой политике на базе международного права и центральной роли ООН. Приоритетной задачей МИДа остается предотвращение конфликтов, продвижение интеграционных процессов на пространстве СНГ, скоординированное подключение стран Содружества к мировой экономике. Внешнеполитическое ведомство будет энергично способствовать наращиванию стратегического партнерства с Китаем, Индией, США, Евросоюзом, другими влиятельными государствами и международными организациями.


 

Дополнительные материалы

Аудиозапись


Звуковой фрагмент 1


Звуковой фрагмент 2