МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Официальный сайт

Главная страница \ Информация о текущей деятельности МИД России \ Информационные материалы Министерства иностранных дел \ Пресс–служба МИД России \ Выступления и заявления руководителей МИД России \



Вступительное слово и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Армении Э.А.Налбандяном, Москва, 18 ноября 2013 года


2312-18-11-2013

    Уважаемые дамы и господа,

    Мы с Э.А.Налбандяном провели с участием наших коллег переговоры, которые рассматриваем в качестве одного из ключевых этапов подготовки к предстоящему в начале декабря визиту Президента В.В.Путина в Республику Армения. Обсудили выполнение договоренностей, достигнутых на московской встрече двух президентов, которая состоялась 3 сентября с.г. В ходе саммита наши руководители рассмотрели весь спектр сотрудничества в торгово-экономической, гуманитарной, военно-технической областях, а также в ключевых организациях, в рамках ОДКБ и СНГ.

    Как вы знаете, армянской стороной было принято решение о присоединении Еревана к Таможенному союзу (ТС), которое было озвучено Президентом Армении. Это решение было поддержано Президентом Российской Федерации. Сегодня мы можем сказать, что процесс выполнения необходимых формальностей, начало необходимых переговоров с Евразийской экономической комиссией идет полным ходом. Россия будет всячески содействовать тому, чтобы он завершился своевременно.

    Мы довольны тем, что проделанная большая работа позволила в ходе состоявшегося в конце октября в Минске заседания Высшего евразийского экономического совета принять ряд совместных документов с нашими партнерами по ТС, которые касаются процесса присоединения Армении. В развитие этих договоренностей между Арменией и ЕврАзЭС подписан Меморандум об углублении взаимодействия. Таким образом, инициированный президентами России и Армении В.В.Путиным и С.А.Саргсяном процесс набирает обороты.

    В отношениях с Республикой Армения Россия всегда исходит из союзнического характера двухстороннего партнерства. Об этом говорит не только высокий уровень политического диалога между странами, но и насыщенные контакты на правительственном, межпарламентском, межведомственном, межрегиональном уровнях. Об этом говорит и позитивная динамика экономических связей. Объем взаимного товарооборота, достигший в 2012 г. 1,2 млрд. долл. США, сохраняет тенденцию к устойчивому росту.

    Увеличивается инвестиционная активность. Сейчас накопленные российские капиталовложения в армянскую экономику превышают 3 млрд. долл. США. Реализуются масштабные проекты, прежде всего в транспортной, энергетической, телекоммуникационной сферах. Расширяется межрегиональное сотрудничество. В начале декабря состоится третий Межрегиональный форум, который даст результаты в плане новых договоренностей между регионами России (в сотрудничестве с Арменией участвует 70 российских субъектов) и их армянскими партнерами.

    Обсудили задачи по дальнейшему усовершенствованию и укреплению договорно-правовой базы нашего сотрудничества. Ведется подготовка пакета документов, охватывающих области военно-технического, торгово-экономического, инвестиционного взаимодействия, а также культурно-гуманитарную сферу, включая контакты по молодежной линии, чему мы уделяем огромное внимание. С удовлетворением отмечаем рост интереса армянской молодежи к изучению русского языка, стремление получить российское высшее образование, в том числе на базе действующих в Армении филиалов наших вузов.

    Безусловно, мы всегда уделяем внимание тесной координации наших действий на региональной и международной аренах. Мы - союзники и руководствуемся договоренностями о совместных действиях, которые принимаются в рамках ОДКБ. У нас есть регулярно обновляемые коллективные указания, которыми руководствуются наши представители при международных организациях. По большинству региональных и международных проблем мы действуем в унисон.

    Отметили эффективность работы действующих механизмов межминистерских консультаций не только по линии СНГ и ОДКБ, но и на двусторонней основе. Договорились подготовить в ближайшее время очередной план российско-армянских межмидовских консультаций на 2014-2015 гг., который будет охватывать все сферы нашего взаимодействия, включая укрепление координации в ООН, ОБСЕ, Совете Европы, ОЧЭС.

    Отмечу, что Армения только что успешно завершила полугодовое председательство в Совете Европы. Этот период был отмечен весьма интенсивной работой, нацеленной на результат по укреплению этой общеевропейской площадки в качестве универсального международно-правового поля, которое едино для всех государств независимо от того, являются ли они членами каких-либо субрегиональных объединений. Армения завершает председательство в ОЧЭС, в рамках которой Россия также активно поддерживает программу, предложенную Ереваном. Наша общая задача состоит в том, чтобы члены этой организации обладали приоритетом в определении направления взаимодействия в этом важном регионе. Участие нерегиональных стран, которые не входят в ОЧЭС, приветствуется, если оно направлено на содействие приоритетам, определяемым причерноморскими странами и в целом членами этой организации.

    Обсудили вопросы обеспечения безопасности и стабильности в Закавказье, включая проблематику нагорно-карабахского урегулирования. Как в рамках двусторонних отношений с Ереваном и Баку, так и в многостороннем формате, в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ Россия стремится играть важную роль в том, чтобы способствовать созданию условий для поиска таких решений, которые будут опираться на уже достигнутые договоренности как между сопредседателями, так и с участием сопредседателей и стран, которые должны принять окончательные решения, т.е. Армении и Азербайджана. Рассчитываем, что в ближайшее время прямые контакты между руководством Армении и Азербайджана возобновятся. Россия будет всячески помогать созданию необходимой атмосферы для достижения урегулирования этого конфликта на определенной основе достигнутых ранее договоренностей и в приемлемой для сторон форме.

    В целом мы провели очень хорошие переговоры. У нас есть понимание ближайших задач и общей линии той долгосрочной цели, которая поставлена нашими руководителями.

    Вопрос (обоим министрам): Несколько часов назад было объявлено, что завтра, после почти двухлетнего перерыва, состоится встреча глав Армении и Азербайджана. Есть ли у Вас конкретные ожидания от этой встречи?

    С.В.Лавров (отвечает после Э.Налбандяна): Встреча состоится между президентами двух стран, рядом будут находиться сопредседатели Минской группы ОБСЕ. В качестве Министра иностранных дел страны-сопредседателя скажу, что мы связываем надежды с этой встречей, прежде всего, потому что, как и прозвучало в Вашем вопросе, она будет первой за практически два года. Прямой контакт президентов является ключевым для восстановления той атмосферы, которая требуется для продолжения переговоров, поиска взаимоприемлемого согласия.

    Естественно, Россия как страна-сопредседатель вместе с США и Францией привержена позициям, изложенным в целом ряде заявлений президентов трех стран и отражающим убежденность сопредседателей в принципах, которыми необходимо руководствоваться при поиске договоренностей. Последнее заявление, принятое президентами России, США и Франции В.В.Путиным, Б.Обамой и Ф.Олландом «на полях» саммита «восьмерки» в Северной Ирландии, является очередным в серии таких документов. В нем подчеркивается отсутствие альтернативы мирному урегулированию конфликта и призыв к сторонам подтвердить приверженность основополагающим принципам ОБСЕ, прежде всего, заключенным в Хельсинском акте. Этой позиции мы придерживаемся и рассчитываем, что этот призыв будет услышан как Арменией, так и Азербайджаном, и что сопредседатели подумают, какие имеются возможности для дальнейшего продвижения переговорного процесса.

    Вопрос: Сегодня в Москву прибыла делегация сирийского правительства. Состоялись ли с ней встречи? Планируете ли Вы принять эту делегацию? Еще недавно лидер Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции (НК) А.Джарба отказался приехать в Москву. Рассчитывают ли еще в Москве на встречу НК и правительства?

    С.В.Лавров: Если я правильно Вас услышал, в конце своей «презентации» Вы спросили, рассчитываем ли мы по-прежнему на встречу в Москве коалиции и правительства?

    Мы ведем речь о всей сирийской оппозиции, а Нацкоалиция – это только ее часть. НК представляет из себя достаточно влиятельную группу людей, большинство из которых эмигрировали из Сирии какое-то время назад, работают из-за границы, но с учетом мощной поддержки, оказываемой им некоторыми странами региона и Запада. Одновременно, для того, чтобы женевская конференция, которую предлагают провести Россия и США, действительно отвечала критериям, установленным, в том числе в резолюции СБ ООН о необходимости обеспечения участия в общесирийском диалоге самого широкого спектра сирийских групп и населения, в ней должны также принимать участие другие оппозиционные объединения, включая те, которые работали и продолжают работать внутри САР - Национальный координационный комитет, курдские организации.

    Когда мы выдвигали свое предложение, то исходили из того, что приглашаем всех оппозиционеров ровно для того, чтобы помочь им сформировать, в идеале, единую делегацию, потому что всегда проще, когда ведут переговоры по одной делегации с каждой стороны. Это наше предпочтение. Но при любых обстоятельствах оппозиционная часть конференции должна быть максимально представительной. На это и была направлена наша идея собрать их всех в Москве с тем, чтобы помочь усилиям, предпринимаемым США, по сплочению этой оппозиции на конструктивной платформе выполнения Женевского коммюнике. Оно предполагает обсуждение на межсирийском уровне, без вмешательства извне, но при поддержке «внешних игроков» всего комплекса возникающих в связи с сирийским кризисом вопросов: прекращение кровопролития и прочего насилия; освобождение заключенных и пленных; содействие в решении тяжелейших гуманитарных проблем и, разумеется, политический процесс согласования на обоюдоприемлемой основе между оппозицией и правительством этапов, содержания переходных процессов и состава тех структур, которые будут этими процессами руководить. Это межсирийское дело.

    Отмечу, что на днях спецпредставитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместитель Министра иностранных дел России М.Л.Богданов в Стамбуле встречался с оппозицией. У него была отдельная встреча с большинством руководителей Нацкоалиции. Они не отказываются приехать в Москву, изучают наше приглашение.

    Более того, считаю, что наша инициатива уже работает, поскольку НК договаривается с одной из организаций курдов о формировании совместных подходов и уже вступила в контакт с Национальным координационным комитетом – крупнейшей внутрисирийской оппозиционной группой. Мы приветствуем эти процессы.

    Если наше предложение о встрече в Москве (мы его подтверждаем) еще будет востребовано, то постараемся эти позитивные тенденции консолидировать. Но, в принципе, чувствуем сейчас немного больше реализма в подходе к «Женеве-2» со стороны как тех, кто входит в Нацкоалицию, так и со стороны целого ряда наших зарубежных партнеров. Хотя, не буду скрывать, еще есть основания полагать, что некоторые «внешние игроки» пытаются, мягко говоря, осложнить подготовку этой конференции. Продолжаем работу.

    Что касается находящейся в Москве делегации сирийского правительства, то я планирую с ней встретиться, когда она завершит основную часть программы. Было бы важно услышать их ощущения. Мы работаем с Правительством САР на повседневной основе, поддерживаем неоднократно заявлявшуюся готовность участвовать в женевской конференции без каких-либо предварительных условий для того, чтобы полностью выполнить положения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г.

    Интенсивно работаем с сирийским правительством, поощряя его к дальнейшему и более плотному сотрудничеству с международными гуманитарными организациями, оказывающими столь необходимое содействие сирийским гражданским лицам продовольствием, медикаментами, предметами первой необходимости. Мы также находимся в постоянном контакте с международными организациями, которые занимаются доставкой такого содействия. Они, в целом, удовлетворены сотрудничеством с властями, хотя по некоторым вопросам хотели бы большей оперативности с их стороны. Стараемся им в этом помочь.

    Основные сложности с доставкой гуманитарной помощи, по признанию международных гуманитарных агентств, связаны с действиями боевиков, которые сгруппированны в разрозненные отряды, подчиняются разным внешним спонсорам (а порой никому не подчиняются) и создают серьезные трудности для доставки помощи, нападая на конвои, блокируя целые города, как это происходит сейчас, когда город в регионе, где проживают курды (на севере САР), блокирован и в него перекрыты все каналы доступа.

    Обо всем этом будем продолжать говорить и с оппозиционными группами, и с сирийским правительством, и, конечно, с нашими внешними партнерами, которые оказывают влияние на различные оппозиционные группировки. Без такого комплексного всестороннего подхода будет трудно создать необходимые условия, чтобы «Женева-2», когда она соберется, была действительно нацелена на решение практических задач, а не на попытки в очередной раз искать предлог для того, чтобы выдвигать лозунги смены режима любой ценой.