• en-GB1 ru-RU1

                                       

 

В последние годы Российская Федерация выступила в качестве хозяйки ряда значимых международных спортивных соревнований: чемпионатов мира по фигурному катанию и легкой атлетике, чемпионата Европы по художественной гимнастике, Летней Универсиады, Олимпийских и Паралимпийских игр. Совсем недавно Россия с большим успехом приняла Чемпионат мира по футболу, а в 2019 г. у нас пройдет Зимняя Универсиада.

Столь крупные мероприятия и их высокий публичный статус – большая честь, но и огромная ответственность для страны-организатора. Такие проекты требуют существенных финансовых вливаний, подключения большого количества представителей различных сфер, создания сложных организационных инструментов. Возникновение коррупционных рисков в подобной ситуации неизбежно.

Олимпиада 2014 г., как известно, оказалась для российской экономики весьма затратной: на реализацию проекта был израсходован 51 млрд. долл. США (1,5 трлн. рублей). Из этих средств на строительство спортивных объектов потрачено 7,1 млрд. долл. (200 млрд. руб.), на инфраструктуру –43 млрд. долл. (1,3 трлн. рублей). В результате было введено в эксплуатацию 54 объекта (вокзалы, объекты портовой и аэродромной инфраструктуры), 370 км дорог, более 200 км железнодорожных линий. Подготовка и проведение Олимпийских игр в Сочи способствовала увеличению числа малых и средних предприятий, созданию или поддержанию 0,5 млн. рабочих мест.

Организация Чемпионата мира по футболу потребовала более скромных вливаний: на его подготовку и проведение Россия потратила 10 млрд. долл. (683 млрд. рублей), из них большую часть - 8,6 млрд. долл. (567 млрд. рублей) – составили капитальные затраты. Матчи прошли в 11 городах на 12 стадионах, отвечающих всем стандартам ФИФА. По мнению экспертов, окупить указанные расходы вполне возможно, а в течение ближайших пяти лет построенная к Чемпионату инфраструктура будет давать дополнительно порядка 3 млрд. долл. для ВВП. Мы также изучаем возможность расширения применения успешной практики «паспорта болельщика», позволившей иностранным поклонникам футбола посетить Россию без визы, для стимулирования притока туристов в нашу страну.

Отмечу, что во многом благодаря этому опыту в России сформировалась широкая законодательная база, обеспечивающая функционирование долгосрочных механизмов регулирования и руководства организацией крупных мероприятий с учетом коррупционных рисков. Она включает Национальную стратегию по противодействию коррупции, а также ряд федеральных законов - «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В июне 2018 г. Президент Российской Федерации утвердил новый Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 гг., в котором приоритетное внимание уделяется проблематике обеспечения чистоты закупок для государственных и муниципальных нужд, противодействию конфликту интересов и коррупции в сфере бизнеса.

В последние годы проделана большая работа по повышению прозрачности контрактной системы. Создан специальный веб-сайт с информацией по всем видам закупочной деятельности. Также установлены общие требования к функционированию электронных площадок, заключению контрактов по результатам электронных процедур, критерии оценки заявок и окончательных предложений. С 1 января 2019 г. процедуры определения поставщиков в обязательном порядке переводятся в электронную форму, создается единый реестр участников закупочной деятельности.

Наши наработки, в частности, подробно освещаются в подготовленном Управлением ООН по наркотикам и преступности при поддержке России руководстве «Конвенция ООН против коррупции: Стратегия планирования антикоррупционных защитных мер при проведении крупных публичных мероприятий». Так, во время организации Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи проводился регулярный мониторинг хода подготовки и проведения мероприятий, анализ планирования и распределения финансовых ресурсов с участием нескольких надзорных, аудиторских и следственных ведомств. Такой подход к предупреждению коррупции обеспечил выявление и понимание коррупционных рисков, эффективное управление ими.

Проблематика противодействия коррупции в спорте имеет для России приоритетное значение. За нарушение положений Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание в виде штрафа до одного миллиона рублей (порядка 16 тыс. долларов США), принудительные работы, тюремное заключение на срок до 7 лет и временный запрет занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности. За 2015-2017 гг. на территории нашей страны зарегистрировано одно преступление, предусмотренное статьей 184 Уголовного кодекса «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса». Имеются случаи привлечения к ответственности физических и юридических лиц за иные коррупционные правонарушения и преступления в сфере спортивной деятельности, в том числе за взяточничество и злоупотребление полномочиями.

С 2017 г. в России законодательно закреплен уникальный для отечественного права механизм целевых ежеквартальных отчислений от азартных игр (5% от дохода) в адрес спорта. Только за первые девять месяцев его действия букмекерскими конторами заключено 200 соглашений с 28 общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами. Это нововведение позитивно сказалось на доходах субъектов спорта, позволило усилить контроль за деятельностью букмекерских организаций. Такая практика оказалась особенно полезной в дни Чемпионата мира по футболу, поскольку объем ставок в российских букмекерских конторах побил прежние рекорды, составив в совокупности порядка 4,5 млрд. долл. (около 300 млрд. рублей).

Считаем приоритетным укрепление международного сотрудничества в сфере предупреждения коррупции в спорте. Генеральная прокуратура Российской Федерации взаимодействует с компетентными органами иностранных государств по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам, связанным с преступлениями коррупционной направленности в спорте. В настоящее время совместная работа ведется по двум делам с Францией, Швейцарией, США, Германией, Канадой и Монако. По одному из них в Российскую Федерацию поступил запрос Министерства юстиции Французской Республики. Его исполнение продолжается.

В июне 2018 г. в Вене во исполнение резолюции о коррупции в спорте Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции Российская Федерация совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности и партнерами по БРИКС провела международную конференцию по предупреждению коррупции в спорте с участием представителей более 60 государств и свыше десяти международных и региональных спортивных федераций и организаций. Столь большой интерес свидетельствует о необходимости создания более эффективных инструментов предупреждения коррупции в спорте. В настоящее время совместно с Управлением ООН по наркотикам и преступности изучаем возможность проведения второй международной конференции по предупреждению коррупции в спорте в следующем году.

Уверен, что сегодняшнее мероприятие окажется полезным для более глубокого понимания проблемы, а также развития тесного сотрудничества между странами-членами «Группы двадцати» во имя защиты мирового спорта от коррупции.

Навигация